Защита прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Любая работа требует постановки цели. В данном случае целью является рассмотрение прав налогоплательщиков и защита их в различных формах правового порядка. Постановка цели определяет и выбор задач, которые, служа раскрытию цели, заключаются в следующем: рассмотрение понятия и содержания защиты прав налогоплательщиков, определение понятия, способов, методов защиты налогоплательщиков.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные понятия и актуальные проблемы защиты прав налогоплательщиков на современном этапе
1.1 Основные понятия при защите прав налогоплательщиков
1.2 Актуальные проблемы использования принципов
правоприменения при защите прав налогоплательщиков
1.3 Налоговое споры и решение их в пользу налогоплательщиков
Глава 2. Способы защиты прав налогоплательщиков
2.1 Защита прав налогоплательщиков в арбитражном суде
2.2 Административный порядок защиты налогоплательщиков
2.3 Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ
2.4 Возможность апелляций по результатам проверок
Глава 3. Роль и значение налогового консультирования при защите прав налогоплательщиков
3.1 Понятие и значение налогового консультирования
3.2. Подзаконные акты о налоговом консультировании
Заключение
Список использованной литературы
Приложения.

Файлы: 1 файл

КР - Способы защиты прав налогоплательщиков и иных участников налоговых отношений.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

Высказываются также такого рода возражения, что  законодательством уже урегулированы  вопросы налогового консультирования. Например, иногда высказываются недоумения (а порой, допускается умышленное искажение закона) по поводу принятой ч. 1 НК РФ, в ст. 32 которого сказано: "1. Налоговые органы обязаны: .4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов .". Казалось бы, чем не налоговое консультирование? Зачем, мол, еще законы? Отнюдь, нет. Эта норма закона адресована налоговым органам, обязанным при обращениях к ним налогоплательщиков не отказывать им в удовлетворении их просьб по перечисленным вопросам. Однако трудно надеяться, что налоговые органы при их занятости и недостаточности объективного подхода к этой деятельности будут проявлять инициативу и широко заниматься налоговым консультированием.

Можно уверенно сказать, что приведенная норма  не полностью отвечает интересам  налогоплательщиков, которые имеют  право не только на получение информации от налоговых органов, но и на представительство (глава 4 НК РФ), в частности, не только лично участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, но также иметь законных или уполномоченных представителей. Закон не расшифровывает, но и не запрещает, чтобы представитель налогоплательщика был бы и его консультантом, (это решается на основании доверенности, договора). И в то же время в статье 29 НК РФ содержится прямое запрещение: "2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры".[12]

Встает вопрос,: из какой категории лиц налогоплательщик может в настоящее время выбирать себе уполномоченного представителя? Скорее всего, он может обратиться к  аудиторам, которые сейчас занимаются налоговыми делами, порой произвольно (выше уже было сказано - без правового обоснования) расширяя предмет своей деятельности. Можно также обратиться к адвокату через юридическую консультацию, который может выполнить эту работу в рамках юридических дел, которые он ведет, либо провести консультации по законодательству без достаточной специальной налоговой подготовки. А чаще всего налогоплательщики обращаются к частным лицам и фирмам, которые назойливо предлагают услуги по налоговому консультированию, защите прав налогоплательщиков, значительному снижению налогов или полному освобождению от них (вспомните их девизы и заголовки низкопробных предлагаемых брошюр: "Как избежать (обойти, сократить налоги?"). Реклама таких консультантов" весьма обширна и разнообразна. Примечательно, что эти "консультанты" устанавливают весьма высокие цены и не принимают на себя никакой ответственности за тот вред, который они причиняют таким "консультированием". За результаты неквалифицированного налогового консультирования расплачивается налогоплательщик.

По моему мнению, законное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц-профессионалов, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего образования в высшем учебном заведении в рамках дополнительного, профессионального образования (повышении квалификации, профессиональная переподготовка, удостоверенные государственным образовательным документом). Незаконная деятельность должна по примеру законодательства других стран караться денежным штрафом (например, 500-кратным размером минимальной оплаты труда) либо квалифицироваться как незаконная предпринимательская деятельность, наказываемая в уголовном порядке - ст. 171 УК РФ. Конкретные вопросы налогового консультирования и налогового представительства следовало бы решить на основе федерального закона, наличие которого, и предусмотрено в НК РФ. Для налогоплательщиков налоговое консультирование должно проводиться исключительно по их добровольному желанию на основе доверенности, выдаваемой физическим лицом, или договора между сообществом (Палатой, гильдией, обществом) налоговых консультантов и конкретным налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом). В зависимости от того, кто осуществляет налоговое консультирование, по нашему мнению, можно было бы выделять внутрифирменное (внутреннее) и внешнее Консультирование.

Внутреннее осуществляется внутрифирменной налоговой службой (консультантом по налогам и сборам или налоговым отделом), которая  имеет некоторое сходство с финансовым отделом, бухгалтерией (бухгалтером), юрисконсультом, но является специальным, профессиональным органом, обладающим полной независимостью. При этом объем работы каждого из налоговых консультантов и ее оплату, по нашему мнению, не должен устанавливать налогоплательщик. Это должно определяться договором между организацией налоговых консультантов и налогоплательщиком. Вот здесь потребуется участие сообщества налоговых консультантов. Например, 09 января 2002 г. Московская регистрационная палата зарегистрировала некоммерческое партнерство по организации деятельности консультантов по налогам и сборам «Палата налоговых консультантов». Внешнее налоговое консультирование осуществляют организации налоговых консультантов или отдельные налоговые консультанты, профессионально занимающиеся этой деятельностью с соблюдением требований законодательства. При этом должен быть заключен соответствующий договор. В качестве аналогичного примера можно привести договор на юридическое обслуживание, заключаемый между организацией-клиентом (заказчиком) и юридической консультацией (исполнителем). Для государства и для налогоплательщиков важно, чтобы сфера налогового представительства и консультирования не была захвачена как случайными неквалифицированными лицами, так и криминальными элементами. Поэтому автор предлагает разумный выход по защите налогоплательщиков - это принятие ФЗ "О налоговом консультировании". Сейчас требуется широкая поддержка этого законопроекта.

Наиболее распространенным способом взимания налогов в нашей  стране является принудительный порядок. По этой причине растет число уголовных и административных дел, что, в свою очередь, провоцирует социальную нестабильность. Обстановку в налоговой сфере не удается переломить применением только силовых методов. Нарушителями налогового законодательства являются не только криминальные структуры, но и налогоплательщики - как юридические лица (в том числе банки, которые сами являются налогоплательщиками и налоговыми агентами, так и физические лица (граждане, которые декларируют свои доходы в налоговых органах). Важной и широкомасштабной представляется целенаправленная работа по правовому воспитанию налогоплательщиков. На первом плане должна быть информационная, просветительская работа с налогоплательщиками, формирование налоговой культуры и дисциплины. Во многих странах мира такая работа проводится на высоком уровне, причем, в таких странах обучение налоговому законодательству, а также налоговое просвещение и налоговое консультирование осуществляются за счет государственного бюджета. Кроме того, создаются государственные и общественные службы, занимающиеся налоговым консультированием.

Роль права  в повышении культуры взаимоотношений  государства и налогоплательщиков весьма значительна. Нормативные правовые акты подлежат обязательному исполнению, как налогоплательщиками, так и  налоговыми органами. Это напоминает улицу с двусторонним движением или улицу, на которой находятся водители транспортных средств и пешеходы. Практика показывает, что нельзя воспитать добропорядочного налогоплательщика, если не демонстрировать примеров четкого и правильного применения налогового законодательства. Более того, необходимо создавать налогоплательщику благоприятные условия: доброжелательное к нему отношение, информирование и консультирование его. В таком деле должно быть взаимодействие и координация средств массовой информации, а также различных государственных органов: МНС России, Минфин России, Минюст России, Генеральная прокуратура РФ, суды и арбитражные суды, другие органы. По нашему мнению, надо приступить к созданию спокойной, справедливой налоговой системы, в которой принуждение и другие силовые методы применялись бы как исключение.

Во-первых, следует  квалифицированно совершенствовать налоговое  законодательство, проводить назревшую  налоговую реформу. Во-вторых, обеспечить взаимодействие государственных органов по схеме: налоговые органы - налоговая полиция - прокуратура - суды и арбитражные суды. Можно было бы предложить перераспределить некоторые функции государственных органов путем создания налоговых округов, в каждом из которых на один из действующих органов прокуратуры возложить функцию прокуратуры по налоговым делам, а на один из судебных и арбитражных органов возложить функцию суда по рассмотрению налоговых дел. Тогда налогоплательщики будут знать, в какие именно органы им надо обращаться, а специализация прокурорских и судебных работников позволит более качественно рассматривать налоговые дела. В ряде стран такая практика имеется. В-третьих, следует создавать широкомасштабную систему налогового консультирования, во главу которой поставить подготовку и расстановку повсеместно такого важного специалиста как консультант по налогам и сборам. В качестве примера можно было бы взять наиболее близкое для России законодательство, а также практику Германии. Попытаемся кратко остановиться на них.

В Германии каждый налогоплательщик может обращаться за помощью к налоговым консультантам, а коммерческие организации обязаны иметь в штате налогового консультанта или налоговый отдел. Официальное оказание помощи по налоговому консультированию разрешено специальной категории лиц, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после сдачи квалификационных экзаменов. От сдачи экзаменов освобождаются: - профессора финансовых учебных заведений со стажем свыше 15 лет; - бывшие судьи налоговых судов со стажем не менее 10 лет; - бывшие сотрудники финансовых органов со стажем не менее 10 лет; - бывшие сотрудники высшего звена финансовых управлений, в том числе налогового розыска, со стажем не менее 15 лет. Незаконная деятельность по оказанию помощи в налоговых вопросах в Германии карается денежным штрафом до 10 000 марок ФРГ. Основная часть налоговых консультантов в Германии объединена в независимые добровольные ассоциации (общества), которые в работе используют банк данных на компьютере и могут в любое время выдавать справки о любом предприятии-налогоплательщике, давать советы о том, что надо сделать для улучшения работы, изменения управления предприятием. При этом налоговые консультанты обязаны сохранять тайну налогоплательщика, а поэтому вправе отказать в выдаче информации о нем другим лицам. Более того, никто не имеет права завладеть документами налогового консультанта, в том числе наложить на них арест. Взаимоотношения налогового консультанта с налогоплательщиком устанавливаются на основе доверенности, которая не должна ограничивать права налогового консультанта, предусмотренные законодательством Германии. Следует заметить, что доверенность не предоставляет права налоговому консультанту получать суммы налогов. Она может быть отозвана по заявлению налогоплательщика, которое он представляет в финансовое управление. Все действия, совершаемые налоговым консультантом по доверенности, возлагают обязанности на налогоплательщика. Примечательным является то обстоятельство, что допускается страхование деятельности налоговых консультантов на тот случай, если их действия нанесут ущерб налогоплательщикам.

В германском законодательстве предусматриваются основные обязанности  налогового консультанта:

- осуществлять  деятельность независимо;

- не поддерживать  контакты, которые могут ограничить деятельность налогового консультанта;

- не брать  ссуды у тех лиц, в отношении  которых налоговый консультант  ведет дела;

- профессионально  повышать свою квалификацию, учиться;

- сохранять  тайну налогоплательщика;

- выбирать наиболее  верные с точки зрения закона и выгодные для налогоплательщика решения;

- соблюдать  этику по отношению к другим  налоговым консультантам;

- не нарушать  законодательство.

В отношении  налогового консультанта, нарушившего  перечисленные обязанности:

- проводится  профессиональное расследование;

- принимаются  меры профессионального характера;

- возбуждается  уголовное дело и одновременно  ведется профессиональное расследование.  Уголовное наказание влечет за  собой также наказание профессионального  характера.

 Виды ответственности налогового консультанта:

- предупреждение;

- выговор;

- штраф до 50 тыс. марок ФРГ;

- лишение лицензии  налогового консультанта;

- в уголовном  порядке вплоть до лишения  свободы; - имущественная ответственность.

 Наряду с  налоговыми консультантами законодательство Германии к этой деятельности допускает следующих лиц:

- уполномоченных  к решению налоговых проблем;

- общества налоговых  проблем;

- общества налоговых  консультантов;

- адвокатов;

- аудиторов  и аудиторские общества;

- присяжных ревизоров и общества ревизоров.

В России нет  такого законодательства. Его надо создать. Но этого недостаточно. Настало  время осуществления конкретных мер. В частности, созданы и успешно  осуществляют деятельность примерно десятка  полтора общественных организаций и обществ защиты прав налогоплательщиков, даже функционирует партия налогоплательщиков (по новому Федеральному закону «О политических партиях» она не перерегистрирована). Особо следует назвать Российскую общественную организацию содействия развитию налогового права "Российская ассоциацию налогового права", которая объединяет лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере налогового права. Для достижения цели содействия развитию налогового права в Российской Федерации и укреплению правопорядка в сфере налогообложения названная Ассоциация ставит перед собой следующие задачи:[13]

- анализ развития  налогового законодательства, выработка  научных подходов для решения  актуальных проблем его применения, теоретическая работа в сфере  налогового права как отрасли юридической науки;

- участие в  работе государственных органов  и организаций по совершенствованию  налогового законодательства и  практики его применения;

Информация о работе Защита прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений