Заключение международных договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Развитие внешнеполитической деятельности государств на современном этапе способствует становлению сложной системы международных отношений. С одной стороны, происходит интенсивный рост системообразующих элементов: образование, окончательное оформление новых государств на постсоветском пространстве, функционирование огромного количества международных организаций межправительственного (межгосударственного) и неправительственного характера. С другой стороны, количественно и качественно изменились связи между элементами системы международных отношений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общие вопросы заключения международных договоров. 5
§1. Стадии заключения международных договоров. 5
§2. Полномочия и уполномоченные сторон в международных договорах. 6
Глава 2. Работа над текстами международных договоров. 11
§1. Согласование текста международного договора путём переговоров. 11
§2. Принятие текста международного договора и его формы. 14
§3. Установление аутентичности текста международного договора и его формы. 15
Глава 3. Выражение согласия государств на обязательность международного договора. 17
§1. Способы выражения согласия. 17
§2. Подписание международного договора. Формы и способы. 17
§3. Ратификация международных договоров. 20
§4. Присоединение к международному договору. Подтверждение участия в международном договоре. 32
§5. Принятие, утверждение международных договоров. 36
§6. Обмен документами и их депонирование. 40
Глава 4. Оговорки в международном праве. 43
§1. Понятие оговорки. 43
§2. Венские конвенции об оговорках. 47
§3. Основные юридические проблемы, возникающие в связи с оговорками. 50
Глава 5. Регистрация и официальное опубликование международных договоров. 59
§1. Депозитарий многосторонних договоров. 59
§2. Регистрация международных договоров. 62
§3. Опубликование международных договоров. 67
Заключение 71

Файлы: 1 файл

курсовая работа по межународному праву.docx

— 176.57 Кб (Скачать файл)

В целях более четкого осуществления  своих функций государства-депозитарии, когда их несколько, согласовывают  свои действия. Они информируют друг друга о правовом статусе многостороннего  договора, числе государств-участников, присоединениях новых государств, согласовывают  день открытия договора для подписания. Так, по согласованию между СССР, США  и Великобританией—депозитариями  Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов  бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, одобренной на XXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН, конвенция была открыта одновременно для подписания 10 апреля 1972 г. в трех столицах государств-депозитариев: Москве, Вашингтоне и Лондоне.

Нужно, однако, отметить, что опыт сотрудничества депозитариев изучен еще недостаточно. Возможно, практика назначения нескольких депозитариев по мере все более прочного укоренения принципа универсальности общих международных договоров постепенно сойдет на нет. В общих многосторонних договорах, заключенных в последние годы и открытых для участия всех государств, назначается один депозитарий, например, в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 18 мая 1977 г. Права и обязанности депозитария часто определяются в самом многостороннем договоре. Практика заключения все большего числа многосторонних договоров в XX веке привела к определенной унификации функций депозитария, определила обычный круг его прав и обязанностей. Он был довольно полно очерчен и обобщен Комиссией международного права ООН при кодификации права международных договоров и затем зафиксирован в Венской конвенции о праве международных договоров (ст.77), где устанавливается, что функции депозитария состоят, в частности:

  • в хранении подлинного текста договора и всех переданных депозитарию полномочий;
  • в подготовке заверенных копий с подлинного текста и подготовке любых иных текстов договора на таких других языках, которые могут быть предусмотрены договором, а также в препровождении их участникам и государствам, имеющим право становиться участниками договора;
  • в получении любых подписей под договором и получении и хранении документов, уведомлений и сообщений, относящихся к нему;
  • в изучении вопроса о том, находятся ли подписи, документы, уведомления или сообщения, относящиеся к договору, в полном порядке и надлежащей форме, и, в случае необходимости, в доведении этого вопроса до сведения соответствующего государства;
  • в информировании участников и государств, имеющих право становиться участниками договора, о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору;
  • в информировании государств, имеющих право становиться участниками договора, о том, когда число подписей, ратификационных грамот или документов о принятии, утверждении, или присоединении, необходимое для вступления договора в силу, было получено или депонировано;
  • в регистрации договора в Секретариате Организации Объединенных Наций;
  • в выполнении функций, предусмотренных другими положениями настоящей конвенции.

Анализ этих прав и обязанностей показывает, что функции депозитария  носят чисто административный, исполнительный, но не политический и не судебный характер.

Функции государства — депозитария  многостороннего договора нужно строго отграничить от прав и обязанностей этого государства как участника данного договора.

В Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров (ст.76) прямо говорится, что «функции депозитария договора являются международными по своему характеру, и при исполнении своих функций депозитарий обязан действовать беспристрастно». И далее идет очень важное положение, которое было включено в эту статью на Венской конференции по предложению Белорусской ССР и Монгольской Народной Республики «В частности, тот факт, что договор не вступил в силу между некоторыми участниками или что возникло разногласие между государством и депозитарием, касающееся выполнения функций этого последнего, не влияет на эту обязанность72».

В случае возникновения любого разногласия  между каким-либо государством и  депозитарием относительно выполнения функций последнего депозитарий  ограничивается тем, что доводит этот вопрос до сведения подписавших договор и договаривающихся государств, либо в соответствующих случаях, до сведения компетентного органа заинтересованной международной организации (п. 2 ст.77 Венской конвенции).

Депозитарий не должен нарушать своих  функций или превышать их. Так, принимая документы, содержащие оговорки или возражения против них, депозитарий  не вправе давать обязательное правовое толкование им, в частности, решать вопросы о действительности оговорок. Все документы он должен незамедлительно  направлять всем участникам договора. Также не дело депозитария быть арбитром или судьей в споре о действительности ратификации, денонсации или присоединения к договору, сделанных тем или иным государством. Он не вправе определять круг участников международного договора, а также решать вопрос или тем более препятствовать вступлению международного договора в силу.

Государство может, конечно, высказывать  свое мнение по всем этим вопросам, в том числе в отношении документов о присоединении, об оговорках и т.п. , но только как участник данного договора наравне с другими его участниками, а не как депозитарий. Функции последнего не дают ему привилегий в этом отношении, в частности права, обязательного для других государств — участников толкования, навязывания им своего мнения по указанным документам и самому международному договору. Факт непризнания депозитарием государства, заявившего о своем желании присоединиться к договору, не может влиять на выполнение депозитарием своих функций.

Мнение депозитария по всем спорным  вопросам, связанным с присоединением новых государств к договору, юридическими последствиями оговорок, вступлением договора в силу, подсчетом подписей и т.д. , носит предварительный характер, и окончательное решение по ним принадлежит участникам договора.

Все сказанное не означает, что  функции депозитария ограничиваются ролью «почтового ящика». Беспристрастность действий депозитария, о которой говорит ст.76 Венской конвенции, не означает, что депозитарий не должен реагировать, когда документы о присоединении, ратификации и т.д. составлены в явное нарушение общепринятых норм международного права. Как справедливо подчеркивают В. Пехота и Н. Н. Ульянова, депозитарий несет ответственность за правильное составление указанных документов и вправе отказать в их принятии, если они составлены в нарушение основных принципов международного права73. Так, в 1964 году Советский Союз как депозитарий Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия отказался принять ратификационную грамоту ФРГ ввиду того, что она была составлена в нарушение общепризнанных норм международного права: в ней делалась попытка выступать от имени всей Германии.

Согласно ФЗ «О международных договорах  РФ» подлинники двусторонних международных  договоров (межгосударственных и межправительственных) хранятся в Историко-документальном департаменте МИД России. Если речь идет о подписанном договоре, на хранение сдается текст как на русском языке, так и на языке государства-контрагента (российский альтернат). Вместе с текстом договора хранятся полномочия лица, подписавшего договор от имени иностранного государства или его правительства. Если договор имеет приложения, они сдаются на хранение вместе с текстом договора. Также вместе с текстом договора хранятся приложенные к нему при подписании письменные заявления (если таковые имеются). Если договор подлежит ратификации, вместе с его текстом хранятся грамоты о ратификации договора государством- контрагентом.

Подлинники многосторонних договоров, как правило, находятся у депозитариев. Если депозитарием является Правительство  Российской Федерации, то подлинник  договора хранится в Историко-документальном департаменте МИД России. Если у  договора иной депозитарий, то на хранение в Историко-документальный департамент  сдаются заверенные копии или официальные переводы договора, полученные от депозитария. Переписка, относящаяся к данному договору, хранится в Правовом департаменте МИД России.

Заверенные копии межведомственных договоров хранятся в Правовом департаменте МИД России.

Во исполнение функций депозитария  многосторонних договоров МИД России осуществляет следующие действия:

  • хранит подлинный текст договора и полномочия подписавших его лиц;
  • направляет государствам-участникам, а также государствам, которые имеют право стать участниками договора, заверенные копии с его подлинного текста;
  • обеспечивает подписание договора государствами, желающими стать его участниками;
  • получает и хранит документы, уведомления и сообщения, относящиеся к договору;
  • информирует участников, а также государства, имеющие право стать участниками договора, о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору;
  • информирует участников договора о его вступлении в силу, а также о подписаниях, сдаче на хранение ратификационных грамот или документов о присоединении;
  • обеспечивает регистрацию договора в Секретариате ООН. Переписка по вопросам, связанным с осуществлением функций депозитария, ведется, как правило, по дипломатическим каналам.

§2. Регистрация  международных договоров.

Хотя регистрация и опубликование  не входят в процесс заключения международных договоров, они тесно связаны с ним.

Регистрация – это правовой акт  государств, Секретариата ООН или другой международной организации, который заключается в том, что международные договоры, вступившие в силу и переданные в Секретариат для регистрации, заносятся в регистр или направляются для хранения в делах и занесения в перечень с целью опубликования и доведения их содержания до сведения всех государств.

Уже в ст.18 Устава Лиги наций предусматривалась  обязанность государств — членов Лиги регистрировать, а следовательно, предавать гласности под страхом  лишения обязательной силы заключаемые  ими международные договоры. На Секретариат Лиги возлагалась обязанность регистрировать и при первой возможности публиковать эти договоры.

В меморандуме, одобренном Советом  Лиги наций 19 мая 1920 г. , отмечалась важность принципа гласности международных договоров как одного из источников их моральной силы, укрепления вытекающих из них прав и обязательств и важного средства общественного контроля. Правда, меморандум ограничивал обязанность регистрации договорами, которые были заключены после вступления в силу Устава Лиги наций, то есть после 10 января 1920 г. , но уполномочивал Секретариат Лиги регистрировать и ранее заключенные договоры с согласия договаривающихся сторон, даже если они в данный момент не являются членами Лиги наций74.

И все же официальное международно-правовое признание принципа гласности международных договоров, зафиксированное в Уставе Лиги наций и других международных актах, явилось важным шагом в демократическом развитии права международных договоров.

Впоследствии этот принцип был  подтвержден и развит в Уставе ООН, Венской конвенции о праве международных договоров и других международно-правовых документах. Согласно ст.102 Устава ООН, «всякий договор и всякое международное соглашение, заключенные любым Членом Организации после вступления в силу настоящего Устава, должны быть, при первой возможности, зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы».

В соответствии с этой статьей Генеральная  Ассамблея ООН в резолюции от 14 декабря 1946 г. утвердила Правила о регистрации и опубликовании международных договоров. В них указывается, что регистрации подлежат все договоры или международные соглашения, независимо от их формы и наименования, заключенные после вступления в силу Устава ООН, то есть после 24 октября 1945 г. Однако резолюция Генеральной Ассамблеи по вопросу о регистрации договоров от 10 февраля 1946 г. рекомендовала членам ООН передать для хранения Генеральному секретарю и опубликования договоры, заключенные до вступления в силу Устава ООН и не включенные в сборники Лиги наций. Некоторые из них были включены в сборники договоров ООН75.

В тех случаях, когда в международном  договоре стороной является ООН или в самом договоре устанавливается, что ООН уполномочивается произвести регистрацию (обычно договоров, заключенных в рамках ООН), или если ООН является депозитарием договора, обязанность его регистрации ex officio лежит на ООН. Регистрация в определенных случаях может производиться специализированным учреждением ООН (ст.4 правил). Согласно общему положению, регистрация многосторонних договоров производится их депозитарием (ст.80 Венской конвенции).

Регистрация договора, произведенная  одной из его сторон, самой ООН  или ее специализированными учреждениями, освобождает все другие стороны от обязательства выполнения этой процедуры. Во избежание дублирования Секретариат ООН обязан ежемесячно публиковать и рассылать всем членам ООН сообщения о договорах, зарегистрированных или внесенных в реестр за истекший месяц.

Регистрации подлежат не только сами договоры, но и все относящиеся  к ним документы: поправки, изменения, присоединения, ратификации, оговорки, декларации, продления, денонсации, приложения, подтверждения. Сюда же должны быть отнесены как акты о возобновлении международных договоров, так и сами возобновленные договоры.

Информация о работе Заключение международных договоров