Заключение международных договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:03, контрольная работа

Описание работы

Научная разработка проблем теории международного договора, внутригосударственного правового регулирования заключения международного договора приобретает особенно большое значение. Это позволит глубже уяснить смысл отдельных положений Венских конвенций о праве международных договоров 1969 и 1986 годов, касающихся непосредственно вопросов процедуры заключения международных договоров в системе глобального правового регулирования международных отношений.

Содержание работы

Введение
1. Стадии заключения международных договоров
2. Стороны в международном договоре
3. Принятие текста международного договора
4. Выражение согласия на юридическую обязательность международного договора
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

26.10.docx

— 33.82 Кб (Скачать файл)

План 
 
Введение

 
1. Стадии заключения международных  договоров

2. Стороны  в международном договоре 
 
3. Принятие текста международного договора 
 
4. Выражение согласия на юридическую обязательность международного договора 
 
Заключение 
Список использованной литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Развитие внешнеполитической деятельности государств на современном этапе способствует становлению сложной системы международных отношений. С одной стороны, происходит интенсивный рост системообразующих элементов: образование, окончательное оформление новых государств, функционирование огромного количества международных организаций межправительственного (межгосударственного) и неправительственного характера. С другой стороны, количественно и качественно изменились связи между элементами системы международных отношений. Количественное изменение системообразующих связей в международной сфере проявляется двояко. Старые, отживающие, тормозящие развитие системы международных отношений формы связи (например, юридическая форма связи – колония-метрополия, протекторат, режим капитуляций, кабальные, неравноправные договоры) постепенно вытесняются. При этом они или совсем отмирают, или, претерпевая изменения, по-новому объединяют элементы системы. 
 
До недавнего времени вопросы, касающиеся ядерной физики, квантовой механики, онкологии, кибернетики и даже охраны окружающей среды для многих государств были, в правовом смысле, преимущественно «внутренними», национальными, не имеющими отношения к другим государствам и народам. Сегодня эти вопросы обсуждаются во многих существовавших до этого или специально образованных международных организациях и являются предметом международно-правового регулирования. Практика показывает, что наиболее эффективной формой упорядочивания общественных отношений является правовая форма их регулирования. Международные отношения регулируются международным правом, которое в настоящее время является правом договорным. Международный договор выступает не просто в качестве основного источника международного права, но одновременно является наиболее действенной, удобной формой упорядочивания международных отношений. Международный договор более, чем любая правовая форма, способствует стабильности, прочности, становлению и развитию юридических связей международно-правовой системы. 
 
Длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи. С появлением ООН и созданием в её рамках Комиссии международного права был разработан проект статей о праве международных договоров, и на созванной под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968-1969 гг., была принята Венская конвенция о праве международных договоров. Она подчёркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различий их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие, как порядок заключения международных договоров, значение международных договоров для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре непризнающих договор государств, право государства на участие в универсальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров, функции депозитария и другие важные вопросы международных договоров. 
 
Научная разработка проблем теории международного договора, внутригосударственного правового регулирования заключения международного договора приобретает особенно большое значение. Это позволит глубже уяснить смысл отдельных положений Венских конвенций о праве международных договоров 1969 и 1986 годов, касающихся непосредственно вопросов процедуры заключения международных договоров в системе глобального правового регулирования международных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

1.Стадии  заключения международных договоров 
 
Заключение международных договоров государствами представляет собой осуществление внешней стороны государственного суверенитета и относится к числу основных прав государств. 
 
Заключение международного договора — это сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Его юридическая сущность в большинстве случаев состоит, в согласовании «воли государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договора».[1] 
 
Заключение международных договоров является подчас долгим процессом вследствие сложности объектов договоров, природы и числа их участников. Он включает в себя целый ряд конкретных стадий, подстадий и юридических действий: составление и принятие текста договора, установление аутентичности текста, подписание договора, ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность договора. Среди них, такие как утверждение, принятие, присоединение, обмен документами, образующими договор. В процесс заключения входят также обмен или депонирование ратификационных грамот. Не обязательно, чтобы заключение каждого договора проходило все названные этапы. Это зависит от формы договора и предварительной договоренности сторон. Но всякий международный договор проходит стадии выработки текста и имеет ту или иную форму, в которой выражается согласие государства на обязательность для него договора. Это две основные стадии заключения международного договора, которые со своей стороны подразделяются на более мелкие этапы, или подстадий. 
 
Венская конвенция о праве договоров 1969 г. определила три стадии заключения договоров.  
 
Первая стадия – принятие текста. Принятие текста — это формальный акт, посредством которого устанавливаются форма и содержание предлагаемого договора. Тексты двусторонних договоров или договора с небольшим числом государств принимаются единогласно всеми участвующими в его составлении государствами. Текст многосторонних договоров принимается на международной конференции путем голосования за него двух третей государств, присутствующих и участвующих в голосовании, если тем же большинством голосов они не решили применять другое правило. Принятие текста не налагает на участников юридических обязательств. 
 
Вторая стадия – установление аутентичности текста; это предусмотренная в тексте договора или согласованная между государствами процедура фиксации того, что принятый текст международного договора является окончательным и изменениям не подлежит, называется установлением аутентичности текста. При отсутствии такой процедуры аутентичность текста устанавливается: путем подписания (нередко установление аутентичности текста совпадает с окончательным подписанием договора); подписания ad referendum; парафирования (уполномоченные договаривающихся государств ставят свои инициалы под текстом договора в свидетельство того, что данный согласованный текст является окончательным и не подлежит изменению). 
 
Третья стадия – выражение согласие на обязательность договора. С выражением согласия на обязательность договора связано вступление договора в силу. До тех пор, пока государство не выразит свое согласие на обязательность для него договора в целом или его части, оно не будет связано его положениями.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Стороны в международном договоре.

Международный договор - результат соглашения сторон и призван служить достижению целей их политики. Стороны представляют важнейший элемент договорного  правоотношения. Состав и характер сторон определяют содержание договора, его юридическое и политическое значение. Следовательно выяснение  того, кто участвует в договоре и кто не участвует, имеет первостепенное значение для определения характера  договора. С другой стороны, участие  государства в одних договорах  и неучастие в других характеризует  его политику и отношение к  международному праву.

Каждое государство  имеет равное суверенное право на участие в договорах. Однако реальные возможности у них неодинаковы. Поэтому по объему и значению договорное право великой державы существенно  отличается от договорного права  небольшого государства.

В основу одной  из общепринятых классификаций международных  договоров положено число участников. В соответствии с этим различают  двусторонние договоры, групповые, региональные, универсальные или общие многосторонние договоры. Основную массу договоров  составляют двусторонние, дающие возможность  учитывать специфику сторон и их отношений.

Групповые договоры - договоры с участием нескольких государств.  
Региональными именуют договоры государств определенного географического района. Таковыми являются соглашения, заключенные в рамках СНГ и Европейского Союза. Особый смысл этому понятию придает Устав ООН, который допускает существование региональных соглашений для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию мира, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения совместимы с целями и принципами ООН.[3]

Многосторонние  договоры - договоры с участием значительного  числа государств. Групповые и  многосторонние договоры бывают закрытыми  или полуоткрытыми. В закрытом договоре участвуют только заключившие его  государства. К полуоткрытым договорам  могут присоединиться и другие государства, но с согласия его участников. Такими являются многие многосторонние договоры в рамках СНГ. Другим примером может  служить Североатлантический договор 1949 г. (НАТО).

Общие многосторонние договоры содержат нормы, объект и цели, которые представляют интерес для  всех государств. Такие договоры являются открытыми, т.е. в них могут участвовать  все государства.

В зависимости  от числа участвующих государств определяется политическое и правовое значение договора. Участие большинства  государств в пактах о правах человека свидетельствует об их важности, политическом, юридическом и моральном авторитете. Участие в общем многостороннем договоре подавляющего большинства  государств ведет к признанию  его положений в качестве общепризнанных норм международного права.

Как правило, стороной в договоре является конкретный субъект международного права. Вместе с тем известны случаи, когда в  качестве одной стороны выступает  группа государств. Так, в преамбуле  мирных договоров 1947 г. говорится, что  с одной стороны выступают "Союзные  и Соединенные Державы", а с  другой - соответствующее побежденное государство.

В соответствии с Венскими конвенциями о праве  договоров существуют следующие  понятия в зависимости от стадии оформления участия в договоре:

а) "участвующие  в переговорах государство или  организация" - государство или  организация, которые принимали  или принимают участие в составлении  и принятии текста договора;

б) "договаривающиеся государство или организация" - государство или организация, которые  согласились на обязательность для  них договора, независимо от того, вступил  ли он в силу;

в) "участник" - государство или организация, согласившиеся  на обязательность для них договора и для которых он находится  в силе.

Эти определения  имеют значение лишь в контексте  указанных конвенций. Как известно, в тексте международных договоров  выражение "договаривающаяся сторона" имеет общее значение.

В зависимости  от целей договора можно выделить следующие категории потенциальных  участников:

а.) Необходимые  участники - государства, без участия  которых договор не может быть заключен или теряет смысл и не может быть реализован. Так, необходимыми участниками договора о нераспространении  ядерного оружия являются ядерные державы, договора о режиме космического пространства - космические державы.

б.) Важные участники - государства, от участия которых  зависит эффективность договора. Значение этой категории нередко  прямо фиксируется в договоре.

в.) Желательные  участники - государства, без участия  которых договор способен реализовать  свои цели, но их участие способствовало бы его эффективности. В приведенных  выше примерах все государства, кроме  необходимых участников, являются желательными участниками.

г.) Возможные  участники - государства, участие которых  в договоре возможно, но не окажет заметного  влияния на его эффективность.

д.) Нежелательные  участники - государства, участие которых  скажется негативно на эффективности  договора, хотя и не сможет воспрепятствовать  достижению его целей.

е.) Невозможные  участники - государства, участие которых  сделало бы невозможным достижение целей договора. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Принятие текста международного  договора.

Принятие  текста договора является одним из важных этапов стадии разработки согласованного текста международного договора. В  Венской конвенции определение  этого термина отсутствует. По мнению И.Синклера, этот термин, видимо, означает формальный акт, посредством которого «устанавливаются форма и содержание предложенного договора». 
 
Принятие текста международного договора выражается в особой процедуре голосования, посредством которой уполномоченные представители государств высказывают свое согласие с формулировками текста договора. Форма принятия определяется как переговорами, так и заранее по соглашению сторон, например, в правилах процедуры международной конференции, на которой разрабатывается и принимается текст международного договора. 
 
Тексты двусторонних договоров и договоров с небольшим числом государств принимаются единогласно всеми участвующими в переговорах государствами. Так был принят, например, Договор об Антарктике на конференции 1959 года, в которой участвовало 12 государств. В прошлом принцип единогласия применялся во всех случаях. В настоящее время в связи с появлением большого числа государств тексты международных договоров на широких международных конференциях стали приниматься большинством в две трети голосов, если правила процедуры не предусматривают иного, например, простым большинством (правила процедуры Белградской конференции по Дунаю 1948 г., Женевской конференции 1949 г. о защите жертв войны, Сан-францисской конференции 1951 г. о мирном договоре с Японией). 
Многие конференции последних лет, в которых участвовали почти все государства мира, принимали тексты договоров 2/3 голосов. Так было на Женевской конференции 1958 года по морскому праву, Венских конференциях 1961 , 1963 , 1969  и 1978 годов по дипломатическому и консульскому праву и праву договоров. Но, во всяком случае, решение любого большинства не обязательно для несогласного с ними меньшинства. Учитывая это обстоятельство, государства в последнее время все чаще прибегают к принципу 
 
консенсуса, то есть общему согласию при принятии текста договора без формального голосования, даже на широких международных конференциях. 
 
Принцип консенсуса применялся на III Конференции по морскому праву и на таких международных форумах, как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и др. , а также в некоторых международных организациях. 
 
На конференциях принятие текста статей договора проходит в свою очередь несколько стадий: в соответствующем комитете, редакционном комитете, а затем на пленарном заседании конференции. Каждая статья ,а иногда ее часть, принимается отдельно и только в конце конференции принимается договор в целом. Правила процедуры определяют и форму голосования. Обычно оно производится путем поднятия рук. В важных случаях применяется так называемое поименное голосование в алфавитном порядке участвующих в конференции государств, начиная с государства, определяемого председателем по жребию. Итоги такого голосования и по договору в целом заносятся в протоколы конференции. 
 
Принятие текста договора, составленного в международной организации, происходит согласно правилам голосования, применяемого в том ее органе, который принимает договор. Уставы некоторых международных организаций прямо устанавливают процедуру принятия разрабатываемых ими договоров. Так, согласно ст.19 Устава МОТ, конвенции о труде принимаются 2/3 голосов присутствующих на конференции делегатов. 
 
Аналогичная процедура принятия текстов международных конвенций предусмотрена в уставах ЮНЕСКО, ВОЗ, ИМО и др. В уставах других международных организаций ничего не говорится о процедуре принятия текстов разрабатываемых ими международных договоров. Так, ни в Уставе ООН, ни в правилах процедуры Генеральной Ассамблеи и других главных органов ООН этот вопрос не предусмотрен. Согласно сложившейся в Генеральной Ассамблее ООН практике, тексты таких договоров принимаются в соответствии с процедурой голосования, предусмотренной для постановлений по важным вопросам, то есть большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании (ст.18 Устава ООН).[5] 
4. Выражение согласия на юридическую обязательность международного договора. 
 
В доктрине международного права чаще всего указывают шесть наиболее употребляемых способов выражения согласия на обязательность договора, однако этот перечень не является исчерпывающим, т.е. возможны и другие способы, о которых стороны могут договориться. 
 
Наиболее распространенным способом выражения согласия является подписание.  
 
Как правило, подписание как способ выражения согласия на обязательность договора влечет за собой вступление его в силу. В этом случае в тексте договора прямо указывается, что он вступает в силу со дня подписания. Часто, однако, бывает так, что в тексте договора отсутствуют положения о его вступлении в силу. Исходя из сложившегося в международной практике правила, следует считать, что такие договоры вступают в силу со дня подписания. 
 
В российской практике значительное большинство договоров заключается именно путем подписания. Это связано с тем, что по Конституции Президент и Правительство наделены достаточно широкой собственной компетенцией, в рамках которой они могут принимать решения, влекущие за собой обязательность договора для государства. 
 
Двусторонние договоры подписываются, как правило, представителями обоих договаривающихся государств в одном месте и одновременно. 
 
Многосторонний договор может подписываться в одном месте одновременно всеми государствами, которые участвовали в переговорах, но может быть открыт для подписания в течение определенного срока и в нескольких местах.  
 
В соответствии со статьями 18 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. государства или международные организации, подписавшие договор под условием ратификации, принятия или утверждения, обязаны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор объекта и цели. От указанных действий государства или международные организации обязаны воздерживаться в отношении как к не вступившему в силу договору, так и к действующему до того времени, пока они ясно не выразят своего намерения не становиться участниками такого договора.[6] 
 
Одним из используемых способов выражения согласия на обязательность договора является обмен документами в форме нот или писем. Обмен нотами осуществляется по линии Министерства иностранных дел РФ: с посольством соответствующего государства в Москве либо посольством России с внешнеполитическим ведомством страны пребывания. Также возможно и направление ноты Министерства иностранных дел РФ непосредственно внешнеполитическому ведомству другого государства. 
 
Как правило, используется так называемая вербальная нота, т.е. нота, которая составляется от третьего лица, но не подписывается, хотя на ней проставляют печать министерства и дату отправления. В некоторых случаях используется личная нота, которая составляется от первого лица и адресуется уже не министерству или посольству, а конкретному должностному лицу. Она подписывается лицом, от имени которого направляется (обычно министром иностранных дел или его заместителем). На ней ставится дата, но не проставляется печать. 
 
Обменное письмо отличается от личной ноты тем, что обмен письмами осуществляется не по линии Министерства иностранных дел РФ, а другими ведомствами. Обычно обменное письмо составляется от имени руководителя ведомства или его заместителя и по форме напоминает личную ноту. 
 
В основном путем обмена нотами или письмами заключаются двусторонние договоры технического характера (о безвизовых поездках отдельных категорий граждан, об условиях аренды зданий для нужд посольства и т.д.). Но в практике встречаются и случаи обмена документами, образующими договор, с большим числом участников. 
 
По форме обменные ноты или письма могут быть следующих видов: 
 
1) ноты (или письма), идентичные по содержанию; 
 
2) ноты (или письма), представляющие собой предложение заключить договор (с изложением его условий) и ответ на это предложение с выражением согласия. 
 
Идентичными по содержанию документами принято обмениваться путем личного вручения в один и тот же день. В тексте нот или писем, как правило, подтверждается достижение договоренности между двумя государствами (или их правительствами, или ведомствами) по данному вопросу, и излагаются условия такой договоренности. Каждая сторона составляет ноту или письмо на своем языке, но при этом прилагается неофициальный перевод на язык другой стороны. Тексты должны совпадать полностью. 
 
Обмен документами в форме предложения и ответа на него происходит следующим образом: в подобного рода ноте или письме предлагается от имени своего государства (его правительства или ведомства) придти к договоренности по данному вопросу и также излагаются ее условия. В заключительной части принято говорить, что в случае согласия другого государства (правительства, ведомства) с изложенным в ноте данная нота и ответ на нее составят договоренность между двумя государствами (правительствами, ведомствами), вступающую в силу с даты ответной ноты.[7] 
 
Ратификация международного договора как способ выражения согласия на обязательность договора является окончательным его утверждением высшим органом государства, хотя это может быть обусловлено согласием парламента. Ратификация происходит в различных сторонах в различном порядке, но этот порядок обязательно регламентируется конституциями. 
 
В России, в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", ратификация осуществляется Федеральным Собранием Российской Федерации. 
 
Чаще всего необходимость ратификации для того или иного международного договора предусматривается в самом его тексте. Если в одном государстве договор подлежит ратификации, а в другом используются иные процедуры, в заключительных положениях предусматривается вступление договора в силу со дня последнего уведомления о завершении (или выполнении) внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. В соответствии со ст. 14 Венской конвенции 1969 г. договор может подлежать ратификации не только в тех случаях, когда она прямо предусмотрена договором. В частности, может быть иным образом установлено, что участники договора условились о необходимости ратификации; представитель государства может подписать договор под условием ратификации; намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.[8] 
 
Подписание необязательно предшествует ратификации договора, возможно ратифицировать договор без его подписания, если подобная возможность указана в тексте договора. 
 
К ратификации, в соответствии с Венской конвенцией 1986 г., приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора.[9] 
 
Утверждение договора как способ выражения согласия на обязательность договора означает одобрение его правительством или высшим законодательным органом. Утверждение договора применительно к двусторонним договорам предусматривается в тексте самого договора, и ему обязательно предшествует подписание. 
 
Для того чтобы государство само смогло выбрать способ выражения согласия, в многосторонних договорах утверждение обычно предусматривается как один из возможных способов выражения согласия на обязательность договора наряду с другими способами (ратификацией, принятием, одобрением, присоединением). 
 
Об утверждении договора сообщается нотой или письмом (при двустороннем договоре нота или письмо направляются контрагенту, при многостороннем - депозитарию). 
 
Принятие договора как способ выражения согласия на обязательность договора следует отличать от принятия текста договора. Во-первых, принятие договора обычно употребляется при заключении многосторонних договоров. На практике принятие договора применяется, если это предусмотрено в самом договоре, при этом принятие в форме федерального закона по своим правовым последствиям аналогично ратификации. [10] 
 
Присоединение как способ выражения согласия на обязательность договора применяется для того, чтобы дать возможность стать участником договора государству, не участвовавшему в переговорах и не являющемуся участником договора с самого начала. Присоединение не используется как способ выражения согласия на обязательность для государств, заключающих двусторонний договор, в силу специфики двусторонних договоров. В принципе, если в тексте договора возможность присоединения предусмотрена, то он автоматически становится многосторонним. 
 
В договоре должны быть оговорены условия присоединения. В литературе выделяются следующие виды международных договоров: открытый (присоединиться может любое государство, причем часто употребляется формула "любое государство, разделяющее объект и цели договора"), полузакрытый (присоединиться может любое государство, но при условии получения согласия всех участников) и закрытый (участвовать могут лишь государства, отвечающие определенным критериям). 
 
Специально указанное в международном договоре или определенное учредительными документами международной организации лицо, хранящее подлинник международного договора, называется депозитарием международного договора.[11] 
 
В соответствии со ст. 76 Венской конвенции 1969 г. и ст. 77 Венской конвенции 1986 г. в качестве депозитария могут быть назначены одно или несколько государств, международная организация или главное исполнительное должностное лицо такой организации. Например, депозитарием Венских конвенций 1969 и 1986 гг. является Генеральный секретарь ООН. 
 
В соответствии со ст. 77 Венской конвенции 1969 г. и ст. 78 Венской конвенции 1986 г. в функции депозитария входят: хранение таких документов, как полномочия, ратификационные грамоты, документы о присоединении; подготовка заверенных копий с подлинника договора для рассылки их участникам, а также государствам и международным организациям, имеющим право стать участниками договора; информирование о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору; изучение вопроса о том, находятся ли подписи, документы, уведомления и сообщения, относящиеся к договору, в полном порядке и надлежащей форме; сообщение государствам или международным организациям, имеющим право стать участниками договора, о том, когда было получено необходимое для вступления договора в силу число подписей, ратификационных грамот или документов, касающихся акта официального подтверждения, или документов о принятии, утверждении или присоединении; информация участников договора об оговорках, возражениях против них и о снятии оговорок; регистрация договора в Секретариате ООН, причем следует отметить, что все функции депозитария являются по своему характеру международными, и при их выполнении он должен действовать беспристрастно. 
 
Сдача ратификационных грамот на хранение определенному сторонами депозитарию применяется при заключении многосторонних договоров. Каждое договаривающееся государство сдает грамоты правительству государства-депозитария или международной организации, избранной в качестве депозитария. Если у многостороннего договора несколько депозитариев, ратификационные грамоты могут сдаваться каждому из них, но это не обязательно. 
 
О сдаче ратификационной грамоты на хранение депозитарию должен быть оформлен соответствующим образом и подписан протокол. Государство, сдавшее грамоту на хранение, получает заверенную копию протокола. Остальным участникам договора депозитарий сообщает о сдаче грамоты на хранение. Это уведомление предполагает вступление договора в силу для данного государства. 
 
Если депозитарием договора является международная организация, сдачу грамоты на хранение осуществляет представитель государства при этой организации. Например, при сдаче грамоты в Секретариат ООН все вопросы, связанные с этим действием, решаются на уровне соответствующего органа исполнительной власти государства. 
 
Международный договор по общему правилу подлежит регистрации и опубликованию. С образованием Организации Объединенных Наций государства, являющиеся ее членами, обязаны в соответствии с Уставом регистрировать свои договоры в Секретариате ООН. Если договор не зарегистрирован, то государства не могут ссылаться на него ни в одном из органов ООН. В свою очередь, Секретариат ООН при первой возможности публикует зарегистрированные договоры в специальной серии сборников. 
 
Кроме Секретариата ООН регистрацией договоров занимаются и другие международные организации, например ИКАО, МАГАТЭ, МОТ. Даже если договор зарегистрирован в международной организации, он подлежит, как следует из Венских конвенций, обязательной регистрации в Секретариате ООН. 
 
Многими государствами предусматривается порядок публикации договоров, заключенных с их участием. Внутригосударственная публикация именуется промульгацией. [12] 

Информация о работе Заключение международных договоров