Типология государства. Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что классификация является не только способом упорядочения, систематизации результатов научных исследований, но и мощным средством получения нового знания: она позволяет предсказать существование неизвестных ранее объектов или вскрыть новые связи и зависимости между уже известными явлениями.
Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало объективной основой концептуального плюрализма типологии государств.
Целью работы является по возможности полное рассмотрение различных критериев для типологизации государств и непосредственно типов.

Содержание работы

Введение стр. 3-4
1.Типология государств стр. 5- 11
1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств
1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств
1.3 Цивилизованный подход к типологии государств
1.4. Современный подход к типологии государств
2. Формы государства стр. 13- 19
1. Понятие и виды форм государственного правления
2.2 Понятие и виды форм государственного устройства
2.3 Понятие и виды форм государственного режима
Заключение стр.20-21
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

крнтр. раб.правоведение.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных, политических, идеологических, культурных предпосылок для перехода к социализму.

Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.

Первопричиной смены исторических типов государств считается социально

– экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства, новым производственным отношениям, которым соответствует новый тип государственности и права. Смена одного исторического типа государства другим происходит в результате социальной революции.

Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.

Анализируя все известные эксплуататорские типы государств, марксистско – ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями, которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком.

2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров, подавляющей большинство населения.

3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него.

4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально – экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной части людей.

В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:

1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

 

 

8

 

2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов, и всего народа.

Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Типом государства называется «совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы». «Исторический тип государства  ( или права ) это совокупность наиболее существенных признаков , свойственных государствам ( или правовым системам ) единой общественно – экономической формации. Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью.

 

1.3 Цивилизованный подход к типологии государств

 

Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово-обезличенный индивид.

Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и

духовно-культурной жизни общества.

1. Природа государства определяется не только реальным соотношением

сил, но и накопленными в ходе исторического процесса

представлениями о мире, ценностями, образцами поведения.

Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные

интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы

поведения, весь исторический опыт прошлого.

2. Государственная власть как центральное явление мира политики может

рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это

позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой

им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот,

раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.

3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет

понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним

условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере

государственной жизни особое значение придается различиям,

вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального

характера.

 

 

9

Таким образом, упрощенно можно сказать, что цивилизация — это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический.

 

 

1.4 Современные подход к типологии государств

 

Прежде всего это подход, являющийся симбиозом предыдущих.

Учение о типах государства сейчас разрабатывается на философском и собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права). Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства - государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности).

В основу собственно теоретической типологии государства положены различные стороны родовой сущности государства, основные значения его понятия.

Родовой сущностью государства является народовластие потому, что именно народу принадлежит и территория, которую он населяет, и государственная власть, существующая на данной территории.

Понятие государства служит для обозначения единства трех составных его элементов: политической власти, территории и населения. Выражением этого единства (целостности) государства выступает народ, поэтому именно его политическая власть и есть то, что называется родовой сущностью любого эмпирического государства.

Народ определяет в конечном счете и организацию собственного господства в пределах населенной им территории. Характеризуя родовую сущность государства.

Предметом теоретической типизации государства является государство в собственном смысле этого слова. Поэтому первоочередное внимание должно уделяться здесь основным значениям данного понятия.

Термин государство употребляется в научной литературе в трех значениях. Во-первых, под государством понимается политико-территориальная организация народа (населения). Во-вторых, государством называется обособленная от народа организация политической власти на определенной территории, т.е. аппарат или механизм осуществления государственной власти.

В-третьих, этим термином обозначается также политическая организация классового господства в обществе.

Указанная дифференциация значений понятия государства требует для своего объяснения выявления факторов, определяющих развитие государства, различных сторон его родовой сущности. Общим фактором развития государства является противоречие между индивидом, обществом и государством. Но этот фактор имеет сложную структуру.

Государство как политико-территориальная организация народа

10

(общества) является следствием развития противоречия между политической властью и собственностью, которые образуют основы государства и общества.

Взятые в единстве и во взаимодействии - политическая власть и собственность

(общинная и частная) - выступают в качестве элементов политологического фактора, который может быть положен в основу политологической типологии государства.

Государство как организация обособленной от народа (общества) политической власти является непосредственным продуктом развития естественно-исторических общностей людей, форм их общения (община, гражданское общество). Процесс развития естественно-исторических общностей людей отражает диалектику личных и вещных связей, которые выступают в качестве составных элементов естественно-исторического фактора развития государства. Этот фактор может служить основанием естественно-исторической типизации государства.

И, наконец, государство как организация классового господства в обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой народа (общества) и с социально-классовыми отношениями людей, т.е. с факторами социологического порядка, поэтому эти факторы могут служить основой для социологической типизации государства.

Итак, собственно теоретическая типизация государства включает в себя политологическую, естественно-историческую и социологическую типизацию государства.

Отправным пунктом политологической типологии является разграничение непосредственных и абстрактных политических типов государства. К категории непосредственных политических типов относятся три типа государства: непосредственная монархия, непосредственная демократия и непосредственная аристократия. Обращает на себя внимание многозначность употребляемых в научной литературе понятий - монархия, демократия и аристократия, что, конечно, не случайно. Ведь монархия, демократия и аристократия - это и особые формы государства, и элементы любой формы государства, понимаемой как организация и устройство государственной власти. Вместе с тем монархия, демократия и аристократия - это и особые типы государства, а именно, непосредственные политические типы государства, поскольку каждый из этих типов государства характеризуется спецификой единства политической власти с собственностью (общинной и частной).

Всякая политическая власть в собственном смысле слова основывается на территории и частной собственности. Специфика непосредственных типов государства состоит в том, что политическая власть и частная собственность в этих государствах отчуждены от общества - общины путем перенесения их

(т.е. политической власти и частной собственности) на объединяющее политическое начало, представленное либо одним лицом (непосредственная монархия), либо всеми свободными гражданами городской общины

(непосредственная демократия), либо несколькими земельными частными собственниками (непосредственная аристократия).

 

 

11

Указанные непосредственные политические типы государства представляют собой одностороннее развитие одной из одноименных форм государства в определенные периоды всемирной истории. Непосредственные политические типы государства являются предельным случаем развития соответствующих форм государства, когда они приобретают качество формы, адекватной своему типу.

Следовательно, тип государства определяется той или иной формой государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

2. Формы государства

 

Формы государства — это способ организации и осуществления государственной власти на территории данной страны. Она включает три взаимосвязанных элемента:

 

2.1Форма государственного правления

Это организация верховной суверенной власти в государстве. Существует две основные формы государственного правления:

               монархия

Такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется одним лицом и передаётся по наследству. Различают монархии абсолютного типа, при которой монарх не ограничен конституцией, и конституционные монархии, когда власть и полномочия монарха ограничиваются конституцией.

Конституционная монархия представляет такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии, и до настоящего времени ( Англия, Дания, Испания и др. ).

Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической.

Парламентная монархия характеризуется основными свойствами:

- Правительство формируется из представителей определенной партии, получивших большинство на выборах;

- Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической ;

- Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- Правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии.

Информация о работе Типология государства. Форма государства