Субъекты налоговых правоотношений, особенности их правового статуса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Следовательно, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений и участников этих отношений в Российской Федерации. В первой главе я рассматриваю налоговые правоотношения и субъекты этих отношений, вторая глава посвящена налогоплательщикам и определению их правового статуса, и третья глава это налоговые агенты.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Налоговые правоотношения
Глава 2. Субъектный состав налогового правоотношения
2.1 Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений
2.2 Финансовые органы
Глава 3. Содержание налогового правоотношения: права и обязанности субъектов
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 314.65 Кб (Скачать файл)

Если в результате последовательного применения данных критериев невозможно установить постоянное местожительство физического лица, то вопрос решается в процессе переговоров налоговых органов заинтересованных государств.

Правила определения резидентства для физических и юридических лиц имеют существенные различия.

С точки зрения налогового права статус юридического лица устанавливается резидентством на основе следующих признаков: инкорпорации, юридического адреса, места функционирования центрального органа управления и контроля, места проведения оперативно-календарного управления организацией, деловой цели организации.

Признак инкорпорации. Лицо признается резидентом в стране, если оно в ней зарегистрировано. По законодательству Российской Федерации юридические лица (все предприятия, учреждения, организации) являются ее резидентами и уплачивают в России налог с прибыли, полученной как на ее территории, так и где бы то ни было, в том числе и в случае неведения этими лицами бизнеса в России.

Признак юридического адреса. Лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало в ней свой юридический адрес.

Признак места функционирования центрального органа управления и контроля. Лицо признается резидентом в стране, если с ее территории осуществляется центральное (общее) руководство компании и контроль за ее деятельностью.

Признак места проведения оперативно-календарного управления организации. Лицо признается резидентом в стране, в которой осуществляет текущее и оперативное управление деятельностью компании.

Признак, деловой цели организации. Лицо признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на ее территории.

Определенные по признакам резидентства юридические лица подразделяются на группы с учетом следующих признаков: форма собственности, организационно-правовая форма, численность работающих на предприятии, вид хозяйственной деятельности.

1. Форма собственности. Конституция РФ провозглашает равенство различных форм собственности (ч. 2 ст. 8). Однако существует неравенство в налогообложении различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и т.д.). Указанное неравенство является следствием объективных особенностей создания и функционирования организаций различных форм собственности. Так, особенность госбюджетных организаций проявляется в том, что они создаются и финансируются государством (т.е. оно является их собственником). Поэтому взимать с госбюджетных организаций налоги нецелесообразно, так как в результате подобной операции не получают доход ни государство как собственник, ни госбюджетные организации.

2. Организационно-правовая форма существенно влияет на порядок и размеры налогообложения. Предприятия различных организационно-правовых форм имеют неодинаковые льготы налогообложения. Освобождаются от налогов общественные организации, фонды, банки и другие организации, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. По численности работающих на предприятии. Законодательство Российской Федерации выделяет группу малых предприятий, имеющих существенные льготы в отношении налога на прибыль, НДС. К таким относятся предприятия любой орга­низационно-правовой формы и форм собственности, насчитывающие следующее количество работающих:

  • в строительстве -- до 200;
  • в промышленности -- до 100;
  • в других отраслях производственной сферы -- до 50;
  • в отраслях непроизводственной сферы -- до 15 человек.

4. По видам хозяйственной деятельности. Целый ряд льгот по налогу на прибыль направлены на стимулирование отдельных отраслей производства, признанных приоритетными. Например, путем использования метода ускоренной амортизации активной части основных фондов. Сущность этого метода заключается в том, что государство как бы финансирует предприятие, разрешая ему значительно увеличить амортизационный фонд.

Объекты налоговых правоотношений. В соответствии с ГК РФ (ст. 128) к объектам гражданских прав относятся вещи (недвижимое и движимое имущество), включая и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и исключительные права на них, интеллектуальная собственность; нематериальные блага. Следовательно, под объектом права понимается то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений. Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога, так как он позволяет владельцу получить определенный доход, прибыль и т.п.3

В соответствии с действующим законодательством объектами налогообложения могут быть (ст. 38 НК РФ):

  • операции по реализации товаров (работ, услуг);
  • имущество, прибыль, доход;
  • стоимость реализованных товаров;
  • стоимость выполненных услуг;
  • иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с которым законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу.

Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации; работой -- деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и физических лиц; услугой -- деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления данной деятельности.

Следовательно, на основе действующего законодательства объекты налогообложения следует рассматривать с позиции материальных и нематериальных объектов.

 

Глава 2. Субъектный состав налогового правоотношения

 

Участниками налоговых отношений по ст. 9 Налогового кодекса РФ являются: физические лица и организации; таможенные органы; налоговые органы.

Физические лица и организации в соответствии с Налоговым кодексом РФ могут быть налогоплательщиками или плательщиками сборов, а также налоговыми агентами.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Филиалы и территориально обособленные подразделения исполняют полномочия налогоплательщико.4

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в бюджет ведут налоговые органы. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 30) в единую централизованную систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов и его территориальные органы.5

В отдельных случаях полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы. По запросу налоговых органов в выездных проверках могут принимать участие органы внутренних дел.

На Министерство финансов Российской Федерации в области налогообложения возлагается: проведение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства; утверждение форм расчетов и деклараций по налогам и сборам, а также порядок их заполнения.

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства.

 

2.1 Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений

 

Основным представителем государства в налоговых правоотношениях выступают налоговые органы. Налоговые органы - это единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения в соответствующий бюджет сборов и налогов, иных обязательных платежей в случаях, предусмотренных законодательством. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговыми органами в настоящее время являются Федеральная налоговая служба (далее - ФНС РФ) и ее территориальные подразделения на местах.

Функции налоговых органов в сфере налогообложении:

а) налоговый контроль;

б) применение налоговых санкций;

в) применение налоговых санкций учет налогоплательщиков;

г) выработку налоговой политики государства;

д)разъяснительную и информационную работу по применению налогового законодательства.

Права налоговых органов:6

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):

  • о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
  • о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
  • о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

 

2.2 Финансовые органы

 

Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов:

1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Информация о работе Субъекты налоговых правоотношений, особенности их правового статуса