Правовой статус налоговых агентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

1. Правовой статус налоговых агентов.
2. Льготы по налогу на доходы физических лиц в случае приобретения в собственность жилого помещения.

Содержание работы

I ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЛОГОВОГО АГЕНТА 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО АГЕНТА 6
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЛОГОВОГО АГЕНТА
2.1 Налоговый агент: права и обязанности 8
2.2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВОГО АГЕНТА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
II ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В СЛУЧАЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ
ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ……………………………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….12
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПРОЦЕДУРА
ПОЛУЧЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ…………..13
1.1 Налогоплательщики, имеющие право на получение
имущественных налоговых вычетов…………………………………………14
1.2 Перечень расходов, которые могут быть приняты к вычету………....17
1.3 Условия, при которых можно воспользоваться льготой………………19
1.4 Документы, подтверждающие право на вычет………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

к.р. по НП.docx

— 55.49 Кб (Скачать файл)

    ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ 

    1. Правовой статус налоговых агентов.

    2. Льготы по налогу на доходы  физических лиц в случае приобретения  в собственность жилого помещения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

    I ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЛОГОВОГО АГЕНТА 3

    ВВЕДЕНИЕ 3

    1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО АГЕНТА 6

    2 ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЛОГОВОГО АГЕНТА

    2.1 Налоговый агент: права и обязанности 8

    2.2  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВОГО АГЕНТА 9

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

    II ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

    В СЛУЧАЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ

    ЖИЛОГО  ПОМЕЩЕНИЯ……………………………………………………….12

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….12

    1  ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПРОЦЕДУРА 

    ПОЛУЧЕНИЯ  ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ…………..13

        1.1 Налогоплательщики, имеющие право  на получение 

         имущественных налоговых вычетов…………………………………………14

        1.2 Перечень расходов, которые могут  быть приняты к вычету………....17

        1.3 Условия, при которых можно  воспользоваться льготой………………19

        1.4 Документы,  подтверждающие право  на вычет………………………..21

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...23

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24

    I ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЛОГОВОГО АГЕНТА

    ВВЕДЕНИЕ

 

    Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства.

    Налоги  представляют собой обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и муниципальных образований.

    Налоги  являются основным финансовым ресурсом государства, поэтому эффективное  управление налогами можно считать  основой государственного управления в целом. От их обоснованности и размера  во многом зависит мотивационный  механизм налоговых агентов.

    В современных условиях актуализируется  проблема создания в стране такой  налоговой среды, которая оказывала  бы стимулирующее воздействие на деловую активность предпринимательских  структур, поскольку только их совокупный потенциал может мобилизовать инвестиционные ресурсы для обеспечения устойчивого  экономического роста страны. В таких  условиях повышаться роль налоговых  агентов.

    В соответствии с п. 1 ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности  по исчислению, удержанию у налогоплательщика  и перечислению налогов в бюджетную  систему Российской Федерации.

    Налоговый агент имеет почти такой же набор прав и обязанностей и несет  такую же ответственность, как и  налогоплательщик.

    Деятельность  налоговых агентов регулируется различными отраслями права и  реализуется через нормы конституционного права, административно-правовые и  налоговые нормы, нормы гражданского права. Институт налоговых агентов  обусловлен потребностью государства  осуществлять текущий финансовый контроль за деятельностью налогоплательщиков. Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, являющиеся источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых, агентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО АГЕНТА

 

    Новый Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) впервые  ввел на законодательном уровне определения  многих терминов, которые ранее трактовались лишь правовыми дисциплинами. Это  был важный шаг на пути устранения неопределенностей в толковании различных понятий, который, безусловно, будет способствовать формированию единого понятийного аппарата.

    В частности, Кодексом раскрыто понятие "налоговый агент". Долгое время  регламентация правового статуса  налогового агента сводилась лишь к  закреплению отдельных обязанностей последнего. Целостного регулирования, подразумевающего установление прав, особенностей его правового положения, не было. Теперь положение изменилось, и НК РФ в ст. 24 устанавливает, что  «налоговыми агентами признаются лица,  на которых в соответствии с настоящим  Кодексом возложены обязанности  по исчислению, удержанию у налогоплательщика  и перечислению налогов в бюджетную  систему Российской Федерации».1

    Термин  «лица», использованный в этой дефиниции, указывает, что налоговыми агентами могут быть как организации, так и физические лица. При этом содержание понятий «лицо», «организация», «физическое лицо» носит отраслевой, налогово-правовой характер и раскрывается в ст. 11 НК РФ. Статус налогового агента имеют, в частности: а) организации в отношении налога на доходы физических лиц; б) российские контрагенты иностранных юридических лиц, не имеющих постоянного представительства на территории Российской Федерации, в отношении некоторых налогов (НДС, налог на прибыль организаций); в) российские организации (хозяйственные общества), выплачивающие учредителям (акционерам) проценты или дивиденды.2

    Налоговый кодекс установил, что организации  и физические лица, на которых в  соответствии с НК РФ возложена обязанность  уплачивать налоги, признаются налогоплательщиками (ст. 19), а лица, на которых среди прочих возложена обязанность перечислить налог, признаются налоговыми агентами (ст. 24).

    Помимо  законодательного определения понятия  налогового агента НК также содержит подробную регламентацию положения  налогового агента как субъекта налоговых  правоотношений, об этом и пойдет речь далее. 

    2  ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЛОГОВОГО АГЕНТА

 

    2.1 Налоговый агент:  права и обязанности 

    Раскрытие правового статуса налогового агента предполагает как минимум установление его прав, обязанностей, а также  оснований для применения к нему мер принудительного характера. Однако если в отношении содержания его прав все более или менее  ясно, то об обязанностях налогового агента следует сказать особо, ибо они  имеют определяющее значение для  выяснения его правового статуса  и применения к нему мер принудительного  характера за их неисполнение.3

    Согласно  п. 2 ст. 24 «налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики».

    Налоговые агенты согласно ст. 24 НК РФ имеют следующий  ряд обязанностей:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

    2) письменно сообщать в налоговый  орган по месту своего учета  о невозможности удержать налог  и о сумме задолженности налогоплательщика  в течение одного месяца со  дня, когда налоговому агенту  стало известно о таких обстоятельствах;

    3) вести учет начисленных и выплаченных  налогоплательщикам доходов, исчисленных,  удержанных и перечисленных в  бюджетную систему Российской  Федерации налогов, в том числе  по каждому налогоплательщику;

    4) представлять в налоговый орган  по месту своего учета документы,  необходимые для осуществления  контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

    5) в течение четырех лет обеспечивать  сохранность документов, необходимых  для исчисления, удержания и перечисления  налогов.

    4. Налоговые агенты перечисляют  удержанные налоги в порядке,  предусмотренном настоящим Кодексом  для уплаты налога налогоплательщиком.

    5. За неисполнение или ненадлежащее  исполнение возложенных на него  обязанностей налоговый агент  несет ответственность в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.4

    Обязанности  налоговых агентов  в  определенной степени производны от целей и  задач налоговых органов, поэтому  условно налоговых агентов можно  считать представителями налоговых  органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Вместе с тем правами налоговых  органов налоговые агенты не обладают и не имеют права не исполнять  агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований  налогоплательщику оспаривать   право   агента   по   законному  удержанию налогов, причитающихся  конкретного лица. Правоотношения   относительно   уплаты   или   взимания   налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам  о возврате излишне уплаченных сумм налогов или по освобождению от налогообложения  будет налоговый орган.5

    2.2  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВОГО АГЕНТА

    В силу статьи 123 Кодекса с налогового агента взыскивается штраф за неправомерное  неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию  с налогоплательщика.

    Пленум  Высшего арбитражного суда в своем  Постановлении от 28.02.2001г. №5 п. 44 указал: при рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что указанное правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика. Такое пояснение вышестоящего суда вполне понятно: состав данного налогового правонарушения образует бездействие – неперечисление полностью или  в части сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в независимости от факта ее удержания именно из средств налогоплательщика.

    Кроме того, налоговый агент может быть привлечен к ответственности  по ст. 126 НК РФ за непредставление в  установленный срок документов и  иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах в виде взыскания  штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

    Статьей 8 НК РФ налог определен как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований. То есть налог – это  отчуждение собственного имущества  налогоплательщика. Выполняя обязанности  налогового агента, лицо удерживает часть  средств, принадлежащих налогоплательщику  и в случае неперечисления данной суммы в бюджет, ее бесспорное взыскание  правомерно.

    Если  же лицо не исполнило своих обязанностей налогового агента и не удержало сумму  налога, налоговым органом в данном случае будет взыскан не налог  – часть имущества налогоплательщика, а сумма эквивалентная сумме  налога за счет части имущества самого налогового агента. Взыскание с налогового агента суммы не удержанного из средств  налогоплательщика налога является дополнительной мерой ответственности, которая действующим законодательством  не предусмотрена.

Информация о работе Правовой статус налоговых агентов