Шпаргалка по "Налоговому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 11:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право".

Файлы: 1 файл

nalogi.docx

— 138.09 Кб (Скачать файл)

1. Определение  и экономическая сущность налога. Специфические признаки налога, их характеристика.

Налог- это регламентированное законом  изъятие части денежных средств  юридических и физических лиц  в пользу государства на условиях обязательности, индивидуальной безвозмездности , обеспеченное государственным принуждением, но не являющееся при этом наказанием. Общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют налоговое право. Характерной чертой отношений между государством и налогоплательщиками является имущественный характер этих отношений – выполнение налоговой обязанности означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств их собственником. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж. Сбор-  обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является условием  осуществления юридически значимых действий, в предоставлении определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налог считается установленным лишь в том случае, когда определен субъект и элементы налога . В налогах как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным. Элементы налога отражают его социально- экономическую сущность, которая определяется условиями налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога. Элементы налога составляют структуру налога, каждая характеризуется:

- зависимостью экономики (бюджета)  от налогов на различные виды  доходов, т.е формирование доходной части бюджета носит в основном налоговый характер. Размеры налогообложения и различия тяжести налогов по отдельным секторам экономики отраслям оказывают влияние на производство ВВП, реальный сектор экономики, платежеспособный спрос и капиталообразование.

- влиянием налогов (сборов) на  доходы субъектов налога

- зависимостью колебания цен  на товары (продукты) от налогов  (сборов)

- зависимостью колебания самих  налогов (налоговых ставок) от  изменения параметров элементов  налога).

Признаки налога :

- лигитимность  налога, которая подразумевает изъятие налога только с законных операций.

- безвозмездность налога – субъекты  налога передают часть своего  дохода государству и не получают  взамен никаких льгот.

- принудительность изъятия налога  из части дохода субъекта налога  осуществляется в соответствии  с законом о налогообложении

- императивность налога  - означает , что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенных на него обязанностей по внесению части своего дохода в соответствующий бюджет.

- смена формы собственности  налога означает, что собственность  субъекта налога ( доход) передается в собственность государства.

 

2.Определение и  экономическая сущность налога. Специфические признаки налога, их характеристика.     

1. Под налогом понимается  обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме  отчуждения принадлежащих им  на праве собственности, хозяйственного  ведения или оперативного управления  денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.     

2. Под сбором понимается  обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических  лиц, уплата которого является  одним из условий совершения  в отношении плательщиков сборов  государственными органами, органами  местного самоуправления, иными  уполномоченными органами и должностными  лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных  прав или выдачу разрешений (лицензий).

 

Различение  налога и сбора в ретроспективе  российского законодательства шло  от терминологического к сущностному. Закон РФ от 27.12.1991 «Об основах налоговой системы» употреблял термин «налоговый платёж» как собирательный для налогов, акцизов, пошлин, сборов, отчислений и т.д. Правовой режим каждого из подобных платежей в наименьшей степени зависел от его названия.

12 декабря 1993 была принятие Конституция  Российской Федерации, содержавшая  ряд положений, которые непосредственно  затрагивали сферу налогового  права и которые будет толковать  Конституционный суд, формируя  в течение нескольких лет ту  практику, которая обозначила, в  первую очередь, принципы налоговой  системы и стала основой Налогового  кодекса как второй (после Закона  от 27.12.1991) попытки создания системы  налогообложения как системы  правовых связей, возникающих между  государством, иными публичными субъектами с одной стороны и физическими и юридическими лицами с другой стороны по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов. Так, Конституция, например, в ст.57 говорит об обязанности платить законно установленные налоги и сборы; п. «з» ст.71 указывает, что федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации; п. «и» ст.72 относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов; ч.1 ст.132 говорит, что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы. Таким образом мы видим, что Основной закон использует термины «налог» и «сбор» всегда рядом, что позволяет предположить их (а) тесную связь и (б) неравнозначность. 

Налоговый кодекс следует за Конституцией в  смысле разграничения налога и сбора  на терминологическом уровне. Из ст.8 НК можно вывести такие признаки налога, как:

  • отчуждение имущества. Правда, если исходить из позиции Конституционного суда, выраженной в Постановлении от 17.12.1996 №20-п, в котором указано, что налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определённой денежной суммы подлежит взносу в казну, т.е. сумма налога по определению изначально не принадлежит налогоплательщику, то можно считать, что налог – это добровольный отказ от использования части своего имущества, выражающий общий интерес. С этой точки зрения говорить об отчуждении не приходится.
  • отчуждение имущества в виде денежных средств. Денежная форма налога является противоположностью таких форм расчётов с бюджетами, как натуральные (которые, кстати, в некоторых государствах ещё сохраняются, что отдельные авторы считают извращением) и иные неденежные способы погашения задолженности по налогам (см. Законы О недрах, О соглашениях о разделе продукции….).
  • переход права собственности как общее правило; оно не может быть применено в отношении налогоплательщиков, обладающих имуществом на праве хозяйственного ведения /оперативного управления. В последнем случае может встать вопрос, а как такое юридическое лицо может передать государству больше прав в отношении такого имущества, чем оно имело (ясно, что право собственности [государства на бюджетные средства] шире, чем иное ограниченное вещное право). Возможно два ответа. С цивилистических позиций всё просто и вообще нет никакого перехода прав: просто государство как собственник своим волевым решением отказывается от обременения своего права собственности на часть имущества и забирает его (имущество) обратно в сферу своего хозяйственного господства. С публично-правовых же позиций постановку вопроса следует назвать неправомерной, т.к. она будет означать попытку применения частно-правовых конструкций к публично-правовым явлениям, чего современная юридическая наука скорее не приемлет.
  • обязательность – как выражение фискального суверенитета государства.
  • индивидуальная безвозмездность, т. е. безэквивалентность, односторонность и безвозвратность платежа. Уплата налога не предполагает какого-либо встречного удовлетворения, прямой выгоды налогоплательщику. Причём следует подчеркнуть индивидуальность этой безвозмездности (определённая социально-экономическая возмездность существует, т.к. в результате уплаты налогов как-никак идут же выборы и транспорт…).
  • безвозвратность иногда выделяют в качестве особого признака (см. Постановление Конституционного суда РФ от 11.11.1997 №16-п). Естественно, сие не исключает права налогоплательщика на возврат излишне уплаченных сумм налогов (подп.5 п.1 ст.21 НК).
  • специальная цель – обеспечение финансовой деятельности публичного субъекта. При этом не следует забывать о принципе ограничения специализации – по общему правилу, конкретные расходы бюджета не должны быть привязаны к поступлениям доходов из конкретных источников. Исключений, правда, тут тоже больше, чем хотелось бы. Конституционный суд РФ в Постановлении от 11.11.1997 №16-п по делу о проверке конституционности ст.11_1 Закона Российской Федерации «О государственной границе в Российской Федерации» в редакции от 19.07.1997 указал: «как правило, налоговые платежи при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Совершение государственных расходов не должно быть обусловлено поступлением отдельных налоговых платежей. Вместе с тем в определённых случаях налоговый платёж может носить целевую направленность, обусловленную интересами отдельных групп населения либо отраслей хозяйства или ведомств. Так, в соответствии со ст.44 рассматриваемого закона, средства, полученные от взимания сбора за пограничное оформление, поступают в целевой бюджетный фонд развития федеральной пограничной службы» (п.2 описательной части). В постановлении от 17.07.1998 №22-п Конституционный суд РФ указал, что «целевую направленность могут иметь и налоговые платежи, в частности, налоги, зачисляемые в Федеральный дорожный фонд». Исключениями из принципа ограничения специализации являлись и взносы в государственные внебюджетные фонды как целевые налоги.

 

 Это – признаки налога, которые можно вывести из определения  налога, данного ч.1 ст.8 НК. Помимо того, выделяют такие признаки, как:

  • обеспеченность государственным принуждением (см. Особое мнение судьи Конституционного суда РФ А. Л. Кононова по делу о проверке конституционности ст.11_1 Закона Российской Федерации «О государственной границе в Российской Федерации» в редакции от 19.07.1997). Мы считаем, что обеспеченность государственным принуждением есть системное свойство системы права, посему нелогично считать его особым признаком элемента системы права;
  • установление законом в узком смысле слова – в отличие от сбора, для которого это не обязательно;
  • отсутствие характера наказания или контрибуции (С. Г. Пепеляев).

С признаками и характерными чертами  сбора дело выглядит менее радужно. П.2 ст.8 НК говорит только о двух таких  признаках: 

  • обязательность (см. выше). Для различения налога и сбора этот признак нам ничего не даёт.  
  • индивидуальная возмездность, выражающаяся в том, что уплата сбора является необходимым условием для совершения в отношении плательщика юридически значимых действий.

Помимо  того, Конституционный суд РФ (Постановление  от 17.02.1998 №22-п) обозначил такие признаки неналоговых платежей (в число  которых включал и сбор), как:

  • свобода выбора. Относительная, конечно же. Очевидно имелось в виду, что если у налогоплательщика есть облагаемое, например, имущество, он ни в каком случае не может выбирать, платить ему соответствующий налог или нет; плательщик же сбора, напротив, может выбирать, например, каким способом транспортировать свой товар – транспортом малогабаритным либо транспортом большегрузным или обращаться ему в суд за защитой нарушенных прав или решить спор полюбовно, не уплачивая госпошлины. Однако если стоять на той (вышеупомянутой) позиции, что налог есть добровольный отказ от использования части своего имущества во благо общего интереса, данный признак теряет значение.
  • специфические последствия неуплаты сбора, выражающиеся не в принудительном изъятии недоимки, а в отказе от совершения юридически значимых действий.
  • специальная цель – покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого производятся выплаты.
  • тесная связь платежа и конкретной услуги; эта связь не сводится к прямой экономической эквивалентности.

 

В современном понимании налог - это обязательный, безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

Налоги как эконом. категор., следует рассматривать с точки зр. их места в эконом. системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с налогоплательщиков.

Налоги исторически являются одним  из основных источников формирования бюджета любого гос-ва и одним из методов мобилиз. денежн. средств на переустройство гос-ва и общ-ва. По своей сути налоги являются одним из самых доходн. источников накопления казны, которые, во-первых, безвозмездно изымаются гос-вом у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в Б, являются той его частью, на которую гос-во не затрачивает средств. Социально-эконом. природа нал-в, их назнач. и влияние на экон. и полит. жизнь гос-ва определ. гос. строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социал. точки зр. являются средством эксплуатац. общ-ва и по своей сути выступают одним из элементов грабежа (безвозм. изымается часть дохода). Особенно это характерно в условиях возрастания налог. бремени (увелич. числа налогов, расширение круга налогоплательщиков, расшир. налог. базы, повыш. налог. ставок и т.д.).

С точки зр. формирования бюджетов (федерального, субъектов федерации и местных), налоги - есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач (функций), возлагаемых на государство, а именно:

- удовлетв-е обществ. потреб. на содерж. аппар. управ-ия, орг-ов безопас.., обороны, правопоряд., реш. соц. пробл..;

- регулирование экономической  деятельности субъектов хозяйствования  и развитие инфраструктуры;

- решение вопросов освоения  новых технологий, программ и  производств;

- обеспечение международных договорных  обязательств и т.д.

Признаками налога, как такового являются:

- легитимность налога, которая  подразумевает изъятие налога (сбора)  только с законных операций;

- безвозмездность налога - означает, что субъект налога передает  часть своего дохода государству  и не получает взамен никаких  льгот;

- принудительность изъятия налога (сбора) из части дохода субъекта  налога в соответствии с законом  о налогообложении;

- императивность налога - означает, что субъект налога не вправе  отказываться от выполнения возложенных  на него обязанностей по внесению  налогового оклада (части своего  дохода) в соответствующий бюджет;

- смена формы собственности  налога - означает, что собственность  (часть дохода) субъекта налога  передается в собственность государства  и др.

 

 

3.Характеристика основных  налогов и сборов в РФ.

Федеральные налоги: НДС форма изъятая в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до конечного продукта и взимается с каждого акта купли-продажи в процессе товародвижения И плательщиками являются: организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС. Объект н/обложения: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ: передача на территории РФ товаров (выполнение Р. оказание У) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в т.ч. через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Три вида ставок: 0% (льготная) 10% (льготная) и 18% (основная). Акциз разновидность косвенных налогов. обладающий рядом черт: акциз индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров: объект налогообложения акциза оборот по реализации подакцизных товаров: функционируют только в производственной сфере. Налого плательщиками признаются: организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Подакцизными товарами считаются: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%: алкогольная продукция: пиво; табачная продукция: автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112.5 кВт (150 л.с): автомобильный бензин: дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; прямогонный бензин. Объект налогообложения оборот по реализации подакцизных товаров. Н обложение подакцизных товаров предусматривает применение в отношении каждого вида объекта налогообложения твердой, адвалорной или комбинированной налоговой ставки.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому праву"