Шпаргалка по "Налоговое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право".

Файлы: 1 файл

0454110_B6353_shpargalki_po_nalogovomu_pravu.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Налоговое право. Шпаргалка

  1. Налог как правовая категория: понятие, сущность, признаки.

Согласно  ст. 8 НК РФ налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сущность  налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств.

Признаки налогов:

Обязательный  характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием.

Индивидуальная  безвозмездность налога. Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия.

НК РФ определяет налог как денежный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК РФ налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

 

  1. Сборы: понятие и специфические особенности.

В ст. 8 НК РФ сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основные отличия сборов от налогов:

Индивидуальная  возмездность.

 Свобода выбора.

Взнос, а  не платеж.

Компенсационный характер.

Ограниченный состав элементов.

Нерегулярный характер.

Предварительный характер уплаты.

Соразмерность масштабам  оказываемых публичных услуг.

Отсутствие штрафных санкций.

 

 

  1. Понятие и принципы налогообложения.

Налогообложение и в  юридическом, и в социальном смысле этого понятия заключает в  себе не только собственно собирание  налога, а фискализацию в целом... налогообложение - это цикличный  юридический процесс установления, введения и взимания налогов и сборов, осуществления контроля за полнотой и законностью их уплаты (налогового контроля), защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений.

    • Принцип справедливости.
    • Принцип законности.
    • Принцип всеобщности и равенства налогообложения.
    • Принцип соразмерности налогообложения.
    • Принцип единства налоговой системы России.
    • Принцип определенности налогообложения.

 

 

  1. Налоговая система Российской Федерации.

Понятие "налоговая  система" не является однозначным. В широком понимании оно базируется на трех основах:

- совокупность налогов  и сборов, взимаемых государством;

- налоговое законодательство, регулирующее налоговые отношения  в государстве;

- участники налоговых  правоотношений, обеспечивающие налоговое производство.

Налоговая система в широком смысле представляет собой систему общественных отношений, складывающихся в процессе установления, исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов. Элементами налоговой системы являются не только совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории страны, но и налогооблагающие органы (финансовые, налоговые, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов), налогоплательщики, налоговые агенты, их права и обязанности, принципы организации и функционирования налоговой системы, а также нормы налогового права. Все эти элементы неразрывно взаимосвязаны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет налогового права. Методы налогового права. Место налогового права в правовой системе России.

Предмет включает властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Особенности метода налогово-правового  регулирования обусловлены публично-правовой природой налогового права и в  целом включают следующие признаки:

1. Публично-правовой  характер целевых установок.

2. Преобладание обязывающих и запрещающих норм.

3. Налоговому праву  свойственна детальная нормативная  регламентация, а также минимизация  свободы субъектов самостоятельно  регулировать свое поведение  в рамках налогового правоотношения.

4. Активное использование рекомендаций и разъяснений.

 

  1. Налогово-правовые нормы, особенности и структура.

Норма налогового права - это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера, регулирующее властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Специальными признаками налогово-правовых норм выступают следующие: 1) они регулируют общественные отношения в сфере налогообложения; 2) в большинстве своем имеют императивный характер, 3) в содержании налогово-правовых норм преобладают позитивные обязывания и запреты; 4) санкции налогово-правовых норм носят имущественный характер.

Норма состоит из: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает  на условия действия финансово-правовой нормы.

Диспозиция устанавливает  содержание самого правила поведения.

Санкция предусматривает  последствия нарушения правовой нормы.

  1. Источники налогового права. Действие актов налогового законодательства.

Источники налогового права  образуют многоуровневую, иерархическую систему, включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты.

Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой системы России.

Законодательство субъектов  РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

Нормативные правовые акты муниципальных образований  о местных налогах и сборах включают решения и иные акты представительных органов местного самоуправления, принимаемые в соответствии с НК РФ.

Международные договоры признаются важными источниками  налогового права.

 

  1. Виды участников налоговых правоотношений.

Участник налогового правоотношения - правосубъектное лицо, у которого в рамках налогового правоотношения возникают субъективные юридические права и обязанности.

Налоговая правосубъектность  включает в себя налоговую правоспособность и дееспособность. Налоговая правоспособность представляет собой способность  лица согласно налоговому законодательству

иметь соответствующие права и нести обязанности, дееспособность - способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства. Для юридических лиц оба этих качества возникают одновременно - с момента государственной регистрации. У физических лиц налоговая правоспособность возникает с момента рождения и прекращается со смертью, наличие же налоговой дееспособности определяется установленными НК РФ юридическими фактами (возраст, вменяемость).

  1. Налогоплательщики и плательщики сборов.

Среди физических лиц  в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

К налогоплательщикам-организациям законодатель относит две категории  субъектов: а) российские организации; б) иностранные организации.

2. Налоговые агенты

3.Представительство в налоговых правоотношениях

4.Налоговые органы как участники налоговых отношений

 

 

  1. Правовой статус налогоплательщика.

1. Налогоплательщики  имеют право:

1) получать бесплатную  информацию (в том числе в письменной  форме) 

2) получать от Министерства  финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

3) использовать налоговые  льготы

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный  налоговый кредит 

5) на своевременный зачет или  возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы лично  либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам  и их должностным лицам пояснения  по исчислению и уплате налогов.

8) присутствовать при  проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта  налоговой проверки и решений  налоговых органов

10) требовать от должностных лиц  соблюдения законодательства о  налогах и сборах при совершении  ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке  акты налоговых органов, иных  уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных  лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме  убытков, причиненных незаконными  актами налоговых органов 

Плательщики сборов имеют те же права, что и  налогоплательщики.

1. Налогоплательщики  обязаны:

1) уплачивать законно  установленные налоги;

2) встать на учет  в налоговых органах, если такая  обязанность предусмотрена настоящим  Кодексом. уполномоченными субъектами, указанными в ст. 85 НК РФ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Органы, учреждения, организации и должностные лица обязанные сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков.

1. Органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, 2. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации

3. Органы, осуществляющие  регистрацию физических лиц либо  регистрацию актов гражданского  состояния физических лиц

4. Органы, осуществляющие  кадастровый учет, ведение государственного  кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств

5. Органы опеки  и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного

6. Органы (учреждения), уполномоченные  совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой

7. Органы, осуществляющие  учет и (или) регистрацию пользователей  природными ресурсами, а также  лицензирование деятельности, связанной  с пользованием этими ресурсами

8. Органы, осуществляющие  выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации

9. Органы и  организации, осуществляющие аккредитацию  филиалов и представительств  иностранных юридических лиц,  обязаны сообщать в налоговые  органы по месту своего нахождения сведения об аккредитации (о лишении аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц в течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовой статус и виды налоговых агентов.

Налоговыми агентами - лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Статус налогового агента имеют, в частности: а) организации в отношении налога на доходы физических лиц; б) российские контрагенты иностранных юридических лиц, не имеющих постоянного представительства на территории Российской Федерации, в отношении некоторых налогов (НДС, налог на прибыль организаций); в) российские организации, выплачивающие ее участникам проценты или дивиденды.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговое право"