Проблемы совершенствования налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие сведения о налогах.
Понятие налогов, сущность.
Виды и функции налогов.
Глава 2. Налоговая система РФ, её характеристика.
2.1. Принципы построения налоговой системы РФ.
2.2. Структура действующей налоговой системы РФ.
2.3. Основные налоги собираемые на территории РФ.
Глава 3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ.
3.1. Противоречие действующей налоговой системы РФ.
3.2. Правовое регулирование налоговой системы РФ.
3.3. Нестабильность налоговой системы РФ.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 242.53 Кб (Скачать файл)

Ставка в размере 30% устанавливается  для доходов, полученных в виде дивидендов, и для доходов, получаемых физическими  лицами, нее являющимися налоговыми резидентами России.

Налогоплательщики налога на доходы физических лиц:

1. Физические лица, являющиеся  налоговыми резидентами РФ. Они  платят налог с доходов получаемых  как на территории РФ, так и  за ее пределами.

2. Физические лица, не  являющиеся налоговыми резидентами  РФ. Они платят налог с доходов,  получаемых ими от источников, расположенных в РФ.

Объектом налогообложения  признается доход, полученный налогоплательщиками  от источников в РФ и/или от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами  РФ, либо от источников в РФ - для  физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Значительно увеличены размеры  вычетов из налогооблагаемого дохода. Помимо этого, нововведением является то, что разрешено уменьшать налогооблагаемый доход на расходы на платное образование  и медицинское обслуживание. При  этом учитывают не только расходы  по оплате получения образования  самим налогоплательщиком, но и его  детьми. Под медицинскими расходами, помимо прочего, понимается и покупка  лекарств. В то же время законодатель установил ограничение на уменьшение налогооблагаемой базы. Оно не может  быть более 25 000 руб. на человека в год  по каждому виду расходов.

Единый социальный налог (взнос)

ЕСН зачисляется в государственные  внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды  обязательного медицинского страхования  РФ - с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

При этом контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Порядок расходования средств, уплачиваемых в фонды, а также  иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством  РФ об обязательном социальном страховании.

Особенно следует отметить, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав ЕСН и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Плательщиками налога согласно ст. 235 части второй НК РФ с 2001 г. признаются:

производящие выплаты  наемным работникам, в том числе  организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных  народов Севера, занимающиеся традиционными  отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица;

не производящие выплаты  наемным работникам, в том числе  индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов  Севера, занимающиеся традиционными  отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.

В случае если субъект налоговых  отношений одновременно относится  к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается плательщиком налога по каждому отдельно взятому основанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ.

     3.1.   Противоречие действующей налоговой системы РФ.              

Основы налоговой системы  России законодательно оформлены в 1991 г. Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы является затянувшийся кризис экономики.

Нынешние налоги в своей  основе формировались в условиях экономического кризиса, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках.

Характерным является крен в сторону выполнения фискальной функции налогов. Это не удивительно, т. к. в условиях бюджетного дефицита, падения объёмов производства, инфляции был велик соблазн все экономические проблемы государства решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства.

Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней.

Во многом действующая  налоговая система соответствует, по крайней мере по форме, налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживает российская экономика. Новые налоги тяжёлым бременем легли на предприятия, экономика которых и без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен. Налоги повлекли также и снижение уровня жизни россиян. Особенно удушающим оказался НДС, первоначальная ставка которого была установлена на уровне 28%. Несмотря на то что его ставка в последующем была снижена до 20%, он по-прежнему является одним из факторов роста цен. Кроме того, в налоговой системе России просматриваются серьёзные противоречия между ставками на отдельные налоги. Так, например, если в 1996 г. общая ставка налога на прибыль составляет 35%, то доля платежей за пользование природными ресурсами относительно невысока - 2,8%, а значение налога на имущество явно принижено - на него приходится всего 6,5% доходов консолидированного бюджета.

Таких примеров можно приводить  очень много, поэтому стоит проблемы нынешнего налогового законодательства стоит рассмотреть подробнее.

К серьезным недостаткам  налогового режима,  ухудшающим инвестиционный климат в России,  следует отнести его нестабильность. Нестабильность налоговой системы  является  существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в  российскую  экономику.

Не удивительно,  что  к существующей налоговой  системе в настоящее время предъявляется  масса претензий.  По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и “качеству” налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей,  она допускает  и сверхдоходы, и  сильную  имущественную дифференциацию.  Все эти замечания справедливы.

 

 

3.2. Правовое регулирование налоговой системы РФ.

Усилия Государственной  налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов  и налогоплательщиков весьма существенна. Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ. Об этом свидетельствует и мировой опыт.

 Первая группа проблем  - это совершенствование понятийного  аппарата. Известно, насколько некорректны  определения понятий, данные в  действующем Законе “Об основах  налоговой системы Российской  Федерации”. В статье 2 этого закона  таким разным понятиям как  налог, сбор, пошлина, другой платеж  дается одно общее определение,  что противоречит правилам элементарной  логики. Определение понятия “плательщик  налога” неполно. А определение  объекта налогообложения дано  путем перечисления возможных  объектов без выделения общих  признаков, присущих этому явлению.  Следует подчеркнуть, что в  необходимости определения этих  понятий нет никакой схоластики, она диктуется сугубо практическими  целями.

 Если правительство  определяет налогооблагаемую базу  по налогу на прибыль банков  и страховых организаций, т.  е. по существу определяет размер  налога, то этим нарушается один  из основных принципов налогового  права: установление налогов суть  прерогатива законодательного органа. И уже совершенно недопустимым  является положение, когда противоречия, пробелы и неточности в налоговом  законодательстве “устраняются”  разъяснениями Госналогслужбы и  Минфина России. Налицо подмена  закона правовыми суррогатами,  ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и размытости информативно-правовой  базы налогообложения. Это явление,  к сожалению, неотъемлемая часть  экономической жизни нашей страны  сегодня.

 

 Третья группа проблем,  которые необходимо разрешить,  касается взаимоотношений налоговых  органов с налогоплательщиками.  Налоговые органы - это властные  органы. Их властные полномочия  должны осуществляться в рамках  строгих правовых процедур, детально  регламентированных. Отсутствие таких  процедур - один из самых крупных  недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато  откровенным произволом. Наблюдается  явная несбалансированность между  властными полномочиями налоговых  органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд,  но ведь и наша судебная  система далека от совершенства, особенно по своим материально-техническим  возможностям.

Необходимо, чтобы права  и обязанности обеих сторон налоговых  правоотношений были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения. Например, если на налоговый или  другой государственный орган возлагается  обязанность информировать налогоплательщика  об изменениях в налоговом законодательстве или о тех налогах, которые  он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, если налогоплательщик неправильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа.

 Одной из самых сложных  и слабо разработанных считается  система ответственности налогоплательщика  за налоговые правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, дичавшая жесткость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к решению проблемы.

Оперативная информация налоговых  органов свидетельствует, что значительное число физических лиц уклоняется от подачи деклараций, то есть от налогообложения  своих доходов или скрывает их истинные размеры.

По экспертным оценкам, имеют  самостоятельные источники дохода и являются потенциальными плательщиками  подоходного налога около 6 млн. человек. Таким образом, вне контроля находится  значительная часть граждан. В основном это так называемые “челноки” - как российские, так и иностранные  граждане.

 Совершенно не урегулирован  на законодательном уровне вопрос  о порядке осуществления налогового  контроля. Нет никаких указаний  о периодичности и продолжительности  налоговых проверок, о формах  и процедурах участия налогоплательщиков  в рассмотрении актов проверок, о порядке и сроках принятия  решений и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.   Нестабильность  налоговой системы РФ.

Практически все основные налоги, собираемые на территории России имеют множество противоречий и недоработок. В качестве примера рассмотрим действие налога на добавленную стоимость. Ни для кого не секрет, что это один из наиболее критикуемых действующих налогов.

В условиях инфляционных процессов  и огромной ставки НДС этот налог стал сегодня одним из решающих факторов сдерживания развития производства в связи с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает почти на четверть и так уже выросшие многократно цены. Его роль проявляется в том, что в течение трех лет проведения реформ  реализуется только 65-70% произведенной продукции, а также катастрофических размеров достигла взаимная задолженность предприятий и организаций. Так как этот налог несомненно очень перспективен в рыночной экономике,  то согласиться с предложениями о  его ликвидации нельзя.  Нужно отрабатывать его механизм, имея ввиду существенное снижение  ставки. Снижение  ставки НДС, в свою очередь, нацелено на увеличение объемов производства,  работ и услуг, что, как показывают расчеты,

может значительно расширить  ограниченные  возможности  бюджета.  Кроме того, этого же можно было бы добиться при оправданном увеличении ставок налога на имущество предприятий.

Налог на добавленную стоимость  дополняется акцизами на отдельные виды продукции. Это сравнительно новая для нас, но общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью.  Рыночная экономика неизбежно порождает необходимость в акцизах.

Косвенные налоги на потребление  действуют практически во всех странах с развитой рыночной структурой. Обычно они выступают в двух основных формах:

налог на добавленную стоимость  или  налог  с  продаж.  Поэтому имеет смысл сравнить ставки на целевое назначение этого налога в различных странах. В США  одним  из главных доходных источников бюджетов штатов является налог спродаж. Отчисления от него направляются и в муниципальные бюджеты. Ставка колеблется от 3% до 8,25%. В Японии налог с продаж взимается по ставке 3%, в Канаде - 7,5%. В европейских странах косвенные налоги на потребление обычно выше. Так,  в Германии налог с продаж составляет 14%, а по основным продовольственным товарам - 7%. В Финляндии уплачивается налог на добавленную стоимость в размере 19,5%.

Информация о работе Проблемы совершенствования налоговой системы РФ