Проблемы совершенствования налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие сведения о налогах.
Понятие налогов, сущность.
Виды и функции налогов.
Глава 2. Налоговая система РФ, её характеристика.
2.1. Принципы построения налоговой системы РФ.
2.2. Структура действующей налоговой системы РФ.
2.3. Основные налоги собираемые на территории РФ.
Глава 3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ.
3.1. Противоречие действующей налоговой системы РФ.
3.2. Правовое регулирование налоговой системы РФ.
3.3. Нестабильность налоговой системы РФ.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 242.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Рис1. Виды  налогов 

Глава 2.  Налоговая система  РФ, её характеристика.

2.1.   Принципы построения  налоговой системы РФ.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых  с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания[3].

Принципы построения налоговой  системы - основные исходные положения  системы налогообложения. Шотландский  экономист Адам Смит в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе  и причинах богатства народов»[4] первым сформулировал основные принципы: справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения.

Принципы налогообложения, обоснованные А. Смитом в конце XVIII в., были расширены и систематизированы  немецким ученым экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все  принципы налогообложения в четыре группы. Система принципов налогообложения А.Вагнера:

  Финансовые принципы организации налогообложения

Достаточность налогообложения.

Эластичность (подвижность) налогообложения

Народнохозяйственные принципы

Надлежащий выбор источника  налогообложения (в частности, решение  вопроса -должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом).

Правильная комбинация различных  налогов в такую систему, которая  бы считалась с последствиями  и условиями их предложения

Этические принципы (принципы справедливости)

Всеобщность налогообложения.

Равномерность налогообложения

Административно-технические  правила (принципы налогового управления)

Определенность налогообложения.

Удобство уплаты налога.

Максимальное уменьшение издержек взимания


Базис действующей сегодня  налоговой системы РФ заложен  в 1992 году, когда был принят внушительный свод законов РФ об отдельных видах  налогов. Однако, даже принимая в расчет тот факт, что большинство из законодательных  актов претерпели значительные изменения  или вовсе были упразднены, основы построения налоговой системы остались неизменными.

Единая налоговая система  России строится на следующих базовых  принципах, установленных НК РФ:

1.  Принцип всеобщности  налогообложения[6]. Согласно этому  принципу каждая организация  и физическое лицо без каких-либо  исключений должны посредством  уплаты налогов и сборов участвовать  в финансировании общегосударственных  расходов: каждое лицо должно  уплачивать законно установленные  налоги и сборы на принципах  равенства.

2.  Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый  плательщик обязан принимать  участие в финансировании расходов  государства соразмерно своим  доходам и возможностям: каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы  на принципах справедливости.

3.  Принцип равного  налогообложения. Он предполагает  равенство всех плательщиков  перед налоговыми законами: налоги  и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться,  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и иных  подобных критериев.

4.  Принцип соразмерности.  Он заключается в том, что  налоговое бремя должно быть  экономически сбалансировано с  интересами плательщика и интересы  государства не должны оказывать  неблагоприятные последствия для  налогоплательщика.

5.  Принцип рентабельности  налоговых мероприятий: налоги  и сборы должны иметь экономическое  обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически  эффективны, т.е. суммы платежей  по каждому налогу должны многократно  превышать затраты по их сбору.  Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета; развития экономики; налогоплательщика.

6.  Налоги и сборы  не должны препятствовать реализации  гражданами своих конституционных  прав. Налогообложение всегда связано  с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

7.  Налоги и сборы  не должны нарушать единое  экономическое пространство, которое  гарантировано ст. 8 Конституции  Российской Федерации. Поэтому  налоги не могут ограничивать  свободное перемещение в пределах  России товаров (работ, услуг)  или денежных средств, либо  по-другому ограничивать или препятствовать  законной деятельности налогоплательщика.  Незаконно установление дополнительных  пошлин, сборов или повышение  ставок налогов на товары, происходящие  из других регионов страны  или вывозимых в другие регионы.

8.  Ни на кого не  может быть возложена обязанность  уплачивать налоги, сборы, а также  взносы и платежи, если они  не обладают признаками налогов  и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке,  чем это определено в кодексе.

Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому  никто не обязан их уплачивать.

При внесении изменений в  законодательные акты о налогах  и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствие с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, пред полагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в от ношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

9.  Принцип удобного  налогообложения. Каждый точно  должен знать, какие налоги  и сборы, когда и в каком  порядке он должен платить.  Этот принцип направлен на  эффективное исполнение налогоплательщиком  своих обязанностей, а с другой  стороны, предотвращает возможные  злоупотребления со стороны должностных  лиц исполнительных органов власти: при установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения;

10.  все неустранимые  сомнения, противоречия и неясности  актов законодательства о налогах  и сборах толкуются в пользу  налогоплательщика. Этим принципом  установлена презумпция правоты  налогоплательщика, которая направлена  на обеспечение дополнительной  защиты прав налогоплательщика.

11.  Безусловный приоритет  норм, установленных в налоговом  законодательстве, над положениями  по налоговым вопросам в законодательных  актах, не относящихся к сфере  налогообложения. Так, в статье 56 Налогового кодекса записано, что  налоговые льготы устанавливаются  только законодательством о налогах  и сборах.

12.  Равенство защиты  прав и интересов налогоплательщиков  и государства. Это значит, что  каждый из участников налоговых  отношений имеет право на защиту  своих законных прав и интересов  в установленном законом порядке.

13.  Определение в федеральном  законодательстве перечня прав  и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных  лиц.

13 статья Налогового кодекса  РФ водит трехуровневую систему  налогообложения.

Первый уровень - это федеральные  налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют  основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень - налоги субъектов  Российской Федерации, региональные налоги. Устанавливаются представительными  органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится  к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок  взимания.

Третий уровень - местные  налоги, налоги право регламентации которых отводится представительным органам муниципальных образований.

Следует отметить, что наиболее источники доходов агрегируются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, налог на доходы физических лиц и пр.

Бюджет образующим для регионов становится налог на имущество юридических лиц.

Среди местных налогов  крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу.

 

 

 

 

 

 

2.2. Структура действующей  налоговой системы РФ.

Законом “Об основах налоговой  системы в Российской Федерации” впервые  в  России  вводится трехуровневая  система налогообложения. Налоги и  сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные.[6]

Федеральные налоги  взимаются  по  всей  территории России. В  настоящее время к федеральным относятся следующие налоги:

а) налог на добавленную  стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

 в) налог на доходы  банков;

 г) налог на доходы  от страховой деятельности;

 д) налог от биржевой  деятельности;

 е) налог на операции  с ценными бумагами;

 ж) таможенные пошлины;

 з) отчисления из  производства материально-сырьевой  базы, зачисляемые в спец. внебюджетный  фонд РФ;

 и) платежи за пользование  природными ресурсами, зачисляемые  в федеральный бюджет, в республиканский  бюджет республик в составе  РФ, в краевые, областные бюджеты  краёв, областей, обл. бюджет автономной  области, окружные бюджеты автономных  округов и  районные бюджеты  районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными  актами РФ;

 к) гербовый сбор;

 л) государственная  пошлина;

 м) налог с имущества,  переходящего в порядке наследования  и дарения;

 н) сбор за использование  наименований "Россия", "Российская  Федерация"  и образовываемых  на их основе слов и словосочетаний;

о) налог на покупку иностранных  денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте.

 

Все суммы поступлений  от налогов указанных в подпунктах "а"-"ж" и "о" зачисляются в федеральный бюджет. Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах “к” - “м” зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги (в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.[7]

Суммы поступлений от налога, указанного в подпункте “о” зачисляются  в соответствующие бюджеты в  порядке, определенном законодательным  актом Российской Федерации об этом налоге.

Налоги республик в  составе РФ и налоги краёв, областей, автономных областей, автономных округов. К этим налогам относятся:

 а) местный доход;

б) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

в) республиканские платежи  за пользование природными ресурсами.

Налоги, указанные в подпунктах “а”, “б”, устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются  на всей её территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик  в составе РФ или решениями  органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.[8]

Информация о работе Проблемы совершенствования налоговой системы РФ