Проблемы совершенствования налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие сведения о налогах.
Понятие налогов, сущность.
Виды и функции налогов.
Глава 2. Налоговая система РФ, её характеристика.
2.1. Принципы построения налоговой системы РФ.
2.2. Структура действующей налоговой системы РФ.
2.3. Основные налоги собираемые на территории РФ.
Глава 3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ.
3.1. Противоречие действующей налоговой системы РФ.
3.2. Правовое регулирование налоговой системы РФ.
3.3. Нестабильность налоговой системы РФ.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 242.53 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

Введение 

Глава 1. Общие сведения о  налогах.

    1. Понятие налогов, сущность.
    2. Виды и функции налогов.

Глава 2.  Налоговая система  РФ, её характеристика.

2.1.   Принципы построения  налоговой системы РФ.

2.2.   Структура  действующей  налоговой системы РФ.

2.3.   Основные налоги собираемые на территории РФ.

Глава 3. Проблемы совершенствования  налоговой системы РФ.

3.1.   Противоречие действующей   налоговой системы РФ.

3.2.   Правовое регулирование  налоговой системы РФ.

3.3.   Нестабильность  налоговой системы РФ.

Заключение 

Список использованной литературы

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение  налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

 

 

 

Глава 1. Общие сведения о  налогах.

    1. Понятие налогов, сущность

Налог как основная форма  доходов государства присуща всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства безотносительно к конкретно-историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.

В первой части Налогового кодекса Российской Федерации , согласно которому «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Прежде чем взимать  тот или иной налог, государство  в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных  актах должно определить элементы налога. Элементы налога - это принципы построения и организации налогов. К элементам налога относятся:

-  налогоплательщик;

-  объект налогообложения;

-  налоговая база;

-  единица обложения;

-  налоговые льготы;

-  налоговая ставка;

-  порядок исчисления;

-  налоговый оклад;

-  источник налога;

-  налоговый период;

-  порядок уплаты;

- срок уплаты налог[1]Согласно статье 9 пункту 1 НК РФ, налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Объектами налогообложения  являются:

-     прибыль (доход);

- стоимость определенных  товаров;

- добавленная стоимость  продукции, работ, услуг;

- имущество юридических  и физических лиц;

- дарение, наследование  имущества;

- операции с ценными  бумагами;

- отдельные виды деятельности;

- другие объекты, установленные  законом.

Каждый налог имеет  самостоятельный и прямо названный  в законе объект налогообложения. В  статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации дается понятие различных  видов объекта налогообложения.

Для того чтобы исчислить  налог, недостаточно определить его объект, необходимо рассчитать налоговую базу. Она служит для количественного измерения объекта налога. Таким образом, налоговая база - это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения - единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.

Часто бывает, что налогом  облагается не весь объект, а только часть его. Кроме того, некоторые  виды деятельности или категории  налогоплательщиков могут быть освобождены  от уплаты налогов. Все это определяется налоговыми льготами. Налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Если налоговую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которая называется налоговым окладом. Источник налога - это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать.

Последние два элемента налога дают ему временную характеристику. Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др.

Срок уплаты налога - это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды и функции налогов.

Главным среди налогов, взимаемых  с юридических лиц, является налог  на прибыль предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного  хозяйствования роль прибыли существенно  возрастает; она становится важнейшим  объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и  для создания заинтересованности предприятий  в повышении эффективности производства улучшении его материально - технической  оснащенности. К сожалению, система  исчисления налога ориентирована в  основном на фискальный эффект.

Банки и другие кредитные  учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в  бюджет подоходный налог.

Система подоходного обложения  распространятся также на страховые  организации, получающие доходы от страховых  видов деятельности. Наличие разных форм собственности, экономическое  соперничество вызывает необходимость  взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным  образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество  предприятий - неотъемлемая часть налоговой  системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества  на территории государства. При его  взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога.

Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как  вносится в первоочередном порядке  с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции; вторая – через заинтересованность предприятия  в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождается от излишнего, неиспользуемого имущества. Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и другие. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов.

Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный  оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже. Одним из самых ценных природных  богатств является земля. Однако эффективность  её использования не была объектом пристального внимания, так как земля  была бесплатной для основных её потребителей - субъектов хозяйственной деятельности. Утрата хозяйственных угодий, разбазаривание земельных массивов при строительстве дорог и сооружении промышленных объектов, нерациональные жилищные и административные застройки в городах - все это было логическим следствием бесплатности земли.

За владение, распоряжение и пользование землей в городской  и сельской местности уплачивается земельный налог (за аренду земли - арендная плата). В составе налогов взимаемых  за природные ресурсы, важную роль играет плата за воду. Её вносят промышленные предприятия, использующие воду для  производственных целей. Исчисляется  эта плата по ставкам, устанавливаемым  за один кубический метр забираемой воды, и относится на себестоимость  продукции. При определении ставок учитываются затраты государства  на воспроизводство водных ресурсов. Если потребление воды превышает  технически установленные нормативы, ставка платы за воду повышается. В  интересах охраны водной среды государство  использует также штрафы за сброс  неочищенных или недостаточно очищенных  вод.

Переход на рыночные условия  хозяйствования, более полная реализация принципа самоокупаемости произведенных  затрат выдвигают задачу введения платы  за воду, потребляемую сельскохозяйственными  предприятиями. Бесплатная подача воды является основной причиной серьезных недостатков в использовании водных ресурсов.

Для организации более  разумного водопотребления целесообразно  ввести плату за воду, отпускаемую  сельхозпредприятиям из водохозяйственных  систем. Лесной доход имеет цель частично покрыть расходы государства  на воспроизводство древесины и  стимулировать рациональное использование  лесных массивов. Основное место в  составе лесного дохода занимает по-пенная плата, взимаемая с лесозаготовителей за вырубаемую ими древесину.

Размер попенной платы дифференцируется в зависимости от территориального нахождения лесосеки, вида и качества древесины, расстояния её вывоза до подъездных путей.

В механизме взимания платежей за природные ресурсы предусмотрены  соответствующие санкции за нарушение  производственной (технологической) дисциплины; например, взимаются штрафы за сброс  сточных неочищенных вод, за нарушение  правил лесопользования и так  далее.

Функции налога

- Фискальная  -  изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

- Стимулирующая  -  при помощи налоговых льгот,  санкций решаются вопросы технического прогресса,  капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

- Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

- Распределительная и перераспределительная - При помощи  налога распределяет и перераспределяет национальный доход.  Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

- Социальная  функция  -  за  счет налоговых льгот  осуществляется поддержка объектов  социальной инфраструктуры:  освобождение  от налогов отдельных физических  и юридических лиц.

- Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия,  формирование затрат и прибыли.  Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.

 Регулирующую и стимулирующую  функции называют экономической  функцией. Такое разграничение функций  налогов носит целевой характер,  так как все функции переплетаются  и осуществляются одновременно.  Конкретными формами проявления  категории налога являются виды  налоговых  платежей, устанавливаемыми  законодательными органами власти.

 Сегодня налоговая   система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.

Информация о работе Проблемы совершенствования налоговой системы РФ