Правовые проблемы налогового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ теории и практики осуществления налогового контроля в России и за рубежом и выработка на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию системы налогового контроля, как основной функции налогового администрирования.
Цель исследования обусловлена необходимостью решения следующих теоретических и практических задач:
- на основе эволюции налогообложения исследовать концепции содержания налогового контроля, выявить закономерности развития форм и методов налогового контроля в условиях реформирования налоговой системы;
- определить основные формы налогового контроля, правовой статус его участников и порядок привлечения к налоговой ответственности по его результатам;
- исследовать нормативно — правовую базу налогового контроля, проанализировать судебные решения и предложить меры по совершенствованию налогового законодательства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовая характеристика налогового контроля
§1. Эволюция налогообложения и налогового контроля в РФ
§2. Понятие и значение налогового контроля
§3. Формы и виды налогового контроля
Глава 2. Налоговая проверка как основная форма осуществления налогового контроля
§1. Правовой статус исполняющих субъектов налогового контроля
§2. Понятие и виды налоговых проверок, осуществляемых налоговыми органами Российской Федерации
§3. Правонарушения, выявляемые в ходе налоговых проверок и ответственность за их совершение
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

прим диплома.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

1) требовать  от налогоплательщика или налогового  агента документы по формам, установленным  государственными органами и  органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить  налоговые проверки в порядке,  установленном НК РФ;

3) производить  выемку документов при проведении  налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на  основании письменного уведомления  в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых  агентов для дачи пояснений  в связи с уплатой (удержанием  и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать  операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;

6) осматривать  (обследовать) любые используемые  налогоплательщиком для извлечения  дохода либо связанные с содержанием  объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять  суммы налогов, подлежащие внесению  налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать  от налогоплательщиков, налоговых  агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать  недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и  штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом;

10) контролировать  соответствие крупных расходов  физических лиц их доходам;

11) требовать  от банков документы, подтверждающие  исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов;

12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

13) вызывать  в качестве свидетелей лиц,  которым могут быть известны  какие-либо обстоятельства, имеющие  значение для проведения налогового  контроля;

14) заявлять  ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

15) создавать  налоговые посты в порядке,  установленном НК РФ;

16) предъявлять  в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

  • о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
  • о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
  • о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий).

Вышестоящие налоговые  органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

К обязанностям налоговых органов, согласно ст. 32 НК РФ относятся следующие:

1) соблюдать  законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять  контроль за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов;

3) вести в  установленном порядке учет организаций  и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

5) осуществлять  возврат или зачет излишне  уплаченных или излишне взысканных  сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ,

6) соблюдать  налоговую тайну;

7) направлять  налогоплательщику или налоговому  агенту копии акта налоговой  проверки и решения налогового  органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора;

8) предоставлять  по запросу государственного  или муниципального заказчика,  по запросу федерального органа  исполнительной власти, органа исполнительной  власти субъекта Российской Федерации,  органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд для государственных или муниципальных заказчиков, информацию о наличии задолженности юридического или физического лица по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании наличия такой задолженности и о результатах рассмотрения жалоб в срок не позднее десяти дней со дня поступления такого запроса.

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Согласно ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых  органов обязаны:

1) действовать  в строгом соответствии с НК  РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать  в пределах своей компетенции  права и обязанности налоговых органов;

3) корректно  и внимательно относиться к  налогоплательщикам, их представителям  и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Таможенные  органы пользуются правами и несут  обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов определены ст. 32.4 НК РФ. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия  органов внутренних дел в области  налогового права определены ст. 36 НК РФ. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам при проведении мероприятий убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.

За неправомерные  действия или бездействие должностные  лица и другие работники органов  внутренних дел несут ответственность  в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 137 НК РФ, каждое лицо может обжаловать ненормативные акты налоговых органов, действие или бездействие должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. В этой достаточно простой формулировке скрывается один важный вопрос. Какие именно акты налогового органа можно обжаловать? Ведь понятие «акты ненормативного характера» достаточно общее. Впервые ответить на этот вопрос попытался Пленум ВАС РФ в 2001 году (постановление №5 от 28.02.2001 г.). Он указал, что под актом ненормативного характера, подлежащим обжалованию, следует понимать документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и т.д.), подписанный руководителем налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Следовательно, налогоплательщик может обжаловать и требование об уплате налога, пеней и штрафа независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого было вынесено требование.

Конституционный Суд  РФ пошел еще дальше (Определение  от 04.12.2003 г. № 418-О). Он установил, что обжаловаться может любой акт, подписанный любым должностным лицом налогового органа (а не только руководителем). Итак, получается, что обжаловать можно любой акт (решение, письмо и т.д.), подписанный любым должностным лицом налогового органа. Тем не менее, не стоит забывать о формулировке НК РФ: «если акты … нарушают его права». Из этой фразы следует, что:

  • акт нарушает права налогоплательщика. Перечень прав налогоплательщика закреплен в статье 21 НК РФ (не исчерпывающий).
  • лицо может обжаловать акт, касающийся его. Например, инструкцию руководителя налогового органа, обращенную к должностным лицам налогового органа, обжаловать налогоплательщик не может. Вот здесь, правда, возникает вопрос. А что если эта инструкция нарушает каким-то образом права налогоплательщика? Представляется, что тогда налогоплательщик сможет обжаловать акт, вынесенный должностным лицом на основании этой инструкции.

Что, например, можно обжаловать в решении об отказе в привлечении к ответственности (которые выносится по итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки)? В этом решении могут быть указаны размер недоимки и пеней. Это решение не может предусматривать уплату штрафа, так как штраф - это мера ответственности. Но налогоплательщик может не согласиться с размером недоимки и пеней, или вообще с тем, что он должен уплачивать эту недоимку и пени. В этом случае налогоплательщик будет оспаривать недоимку и пени.

Информация о работе Правовые проблемы налогового контроля в Российской Федерации