Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды. Финансы - это не сами денежные средства, а экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений, необходимых для осуществления целей и задач государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1 Понятие финансов…………..……………………………………………...6
2 Финансовая деятельность государства…………………………………....7
2.1 Принципы финансовой деятельности…………………………………...7
2.2 Методы осуществления финансовой деятельности…………………....8
2.3 Органы, осуществляющие финансовую деятельность…………………9
2.4 Органы, осуществляющие контроль в сфере финансовой деятельности государства…………………………………………………………………..10
3 Налоговая система Российской Федерации……………………………...11
3.1 История становления налоговой системы……………………………...11
3.2 Виды налогов и сборов в Российской Федерации……………………..12
Заключение…………………………………………………………………...15
Список использованных источников……………………………………….16

Файлы: 1 файл

основы иссл деят-ти.docx

— 45.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1 Понятие финансов…………..……………………………………………...6

2 Финансовая деятельность государства…………………………………....7

2.1 Принципы финансовой деятельности…………………………………...7

2.2 Методы осуществления  финансовой деятельности…………………....8

2.3 Органы, осуществляющие финансовую деятельность…………………9

2.4 Органы, осуществляющие контроль в сфере финансовой деятельности государства…………………………………………………………………..10

3 Налоговая система Российской Федерации……………………………...11

3.1 История становления налоговой системы……………………………...11

3.2 Виды налогов и сборов в Российской Федерации……………………..12

Заключение…………………………………………………………………...15 

Список использованных источников……………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «финансы» происходит от фр. finance — совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования. По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств. 

Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды. Финансы  - это не сами денежные средства, а экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений, необходимых для осуществления целей и задач государства.

Финансовая деятельность государства предназначена для материального обеспечения государственных мероприятий. Задачи финансовой деятельности выражаются в целях социально-экономического развития государства, поддержания обороноспособности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.

Понятие налога и сбора установлено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). В  соответствии с данной нормой налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. В  налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах. [3, п. 1 ст. 1].

Актуальность темы курсовой работы заключаются в том, что роль финансовой деятельности в жизни общества очень значительна. Она выступает составной частью механизма социального управления. По средствам финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов и обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления.

Во-вторых, на протяжении многих лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы правительства, как России, так и ее субъектов находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налогообложения.

Поэтому написание данной курсовой работы мотивировано необходимостью ознакомления с налоговой системой России в условиях новых экономических отношений и финансовой деятельности государства в целом.

Цель данной курсовой работы – исследование финансовой деятельности государства и  налоговой системы Российской Федерации, а также развитие навыков самостоятельного изучения и систематизации основных вопросов, связанных с проблемами финансов и налогообложения.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Показать необходимость и сущность  финансов.

2. Дать определение понятию и  раскрыть роль и задачи финансовой  деятельности государства.

3. Рассмотреть принципы финансовой  деятельности государства.

4. Охарактеризовать методы осуществления  финансовой деятельности государства.

5. Рассмотреть теоретические основы налогообложения, подробно описать налоговую систему России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие финансов

 

   Финансы - совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; возникли в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Финансы страны подразделяются:

  • на государственные (публичные) финансы;
  • частные (негосударственные) финансы.

В настоящее время различаются два вида государственных финансов: 

  • централизованные;
  • децентрализованные.

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

К децентрализованным фондам денежных средств относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и за счет бюджетных ассигнований, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют следующие функции: 

  1. Распределительная;

  1. Контрольная ;

  1. Регулирующая;

  1. Стабилизирующая .

Проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью.

 

 

 

  1. Финансовая деятельность государства

Финансовая деятельность государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающий практическое выполнение функций государства для достижения стоящих перед ним целей и задач. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие [1, ст. 7].

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности. Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является вторым условием существования финансовой деятельности.

Финансовая деятельность государства это обязательно плановая деятельность, основанная на финансовом плане. Бюджет любого государства и в частности Федеральный бюджет Российской Федерации представляет собой основной финансовый план государства, которым аккумулируются финансовые ресурсы, в целях их последующего перераспределения и использования для реализации проводимой государственной политики.

 

    1. Принципы финансовой деятельности государства

Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, основными положениями, закрепленными Конституцией РФ. Важнейшими из них являются: законность, гласность, плановость, федерализм.

  • Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
  • Принцип гласности. «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». [ 1, п. 3 ст. 15]
  • Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства и местного самоуправления базируется на основе целой системы финансово-плановых актов.
  • Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов РФ в области финансов. В ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. [1, ст. 71]. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. [1, ст. 72].

 

    1. Методы осуществления финансовой деятельности

Государство осуществляет финансовую деятельность с помощью различных методов, зависящих от многих факторов, а в частности, от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Налоговый метод:

  • Добровольные взносы денежных средств
  • Пошлины, которые в отличие от налогов взимаются, как правило, за какие-либо услуги, оказываемые гражданам или организациям.
  • Страхование имущества, личности, ответственности.
  • Взносы во внебюджетные фонды.

Методы распределения и использования фондов денежных средств.

Плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета называется финансированием.

Кредитование  – это так же плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в виде банковских ссуд. Последние подлежат возврату в определенный срок, за них взимается определенный процент.

 

    1. Органы, осуществляющие финансовую деятельность

Финансовую деятельность осуществляют практически все органы государства, однако среди них можно выделить две основные группы органов:

1) органы  общей компетенции;

2) органы специальной  компетенции.

К первой группе относятся высшие законодательные и исполнительные органы, которые наряду со своими общими функциями руководят всеми финансами, денежно-кредитной системой, осуществляют валютное и таможенное регулирование. [1, ст. 71, 75]

Исполнительные органы в лице Правительства Российской Федерации, исполнительных органов субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют разработку проектов бюджетов и обеспечивают их исполнение, решают другие финансовые вопросы. [1, ст. 114]

Основная роль в сфере финансовой деятельности Российской Федерации отводится Министерству финансов Российской Федерации. Министерство финансов обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В сфере банковской деятельности главным органом специальной компетенции является Центральный банк Российской Федерации.

 

    1. Органы, осуществляющие контроль в сфере финансовой деятельности

Государственный финансовый контроль — это способ реализации финансовой политики государства, он способствует созданию условий для финансовой стабилизации.

Счетная палата РФ — это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ.

Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.

В целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу (далее – ФНС России) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации