Понятие и роль налогов в жизни государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 15:17, реферат

Описание работы

Термин «финансы» произошел от латинского «finis» – срок уплаты чего-либо, конец дела, прекращение тяжбы.
На современном этапе под финансами понимается совокупность денежных средств. Финансы в своей совокупности образуют денежный фонд.
Под денежным фондом понимается относительно обособленная часть денежных средств государства, предназначенная для определенных целей и имеющая самостоятельность функционирования.
Термин финансы принято рассматривать в двух категориях:
- как материальная категория;
- как экономическая категория.

Файлы: 1 файл

Понятие и роль налогов в жизни государства.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию не позднее 15 августа текущего года представляет проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год на рассмотрение Правительству Республики Казахстан.

Центральные государственные органы до начала нового финансового года с учетом прогнозных показателей государственного и республиканского бюджетов на предстоящий трехлетний период проводят анализ действующих нормативных правовых актов, исполнение которых влечет дополнительное расходование бюджетных средств, и разрабатывают предложения об их отмене, приостановлении или о внесении в них изменений и дополнений. 

Местный уполномоченный орган по бюджетному планированию на основе принятых бюджетной комиссией области, города республиканского значения, столицы решений составляет окончательный вариант проекта областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы на предстоящий финансовый год и вносит его на рассмотрение бюджетной комиссии области, города республиканского значения, столицы.

Рассмотрение и определение окончательного варианта проекта областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы на предстоящий финансовый год завершаются не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому финансовому году.     

Местный уполномоченный орган по бюджетному планированию не позднее 1 октября текущего года представляет проект областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы на предстоящий финансовый год на рассмотрение местному исполнительному органу области, города республиканского значения, столицы.

Местный уполномоченный орган по бюджетному планированию на основе принятых бюджетной комиссией района (города областного значения) решений составляет окончательный вариант проекта бюджета района (города областного значения) на предстоящий финансовый год и вносит его на рассмотрение бюджетной комиссии района (города областного значения).

Рассмотрение и определение окончательного варианта проекта бюджета района (города областного значения) на предстоящий финансовый год завершаются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому финансовому году.

Местный уполномоченный орган по бюджетному планированию не позднее 15 октября текущего года представляет проект бюджета района (города областного значения) на предстоящий финансовый год на рассмотрение местному исполнительному органу района (города областного значения).

-3-

Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год вносится Правительством Республики Казахстан в Парламент Республики Казахстан не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому.

Правительство Республики Казахстан одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год представляет следующие документы и материалы:1) среднесрочный план социально-экономического развития; 2) среднесрочную фискальную политику на предстоящий трехлетний период; 3) проекты паспортов республиканских бюджетных программ; 4) обоснования и прогнозные расчеты по поступлениям республиканского бюджета; 5) данные о состоянии государственного и гарантированного государством долга на последнюю отчетную дату; 6) пояснительную записку, раскрывающую решения, заложенные в проекте республиканского бюджета на предстоящий финансовый год.

Утверждение республиканского бюджета на предстоящий финансовый год происходит на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан не менее чем в двух чтениях и не позднее 1 декабря текущего года. В случае, если Парламентом Республики Казахстан до 1 декабря текущего года не будет принят закон о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год, Президент Республики Казахстан вправе издать указ о республиканском финансовом плане на первый квартал предстоящего финансового года, который действует до утверждения Парламентом Республики Казахстан республиканского бюджета. Республиканский финансовый план на первый квартал предстоящего финансового года утверждается не позднее 30 декабря текущего года в объеме одной четвертой части проекта республиканского бюджета на предстоящий финансовый год.

 Исполнение республиканского финансового плана осуществляется в порядке, установленном Бюджетным Кодексом РК.

Проект областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы на предстоящий финансовый год вносится местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы в соответствующий маслихат не позднее 15 октября года, предшествующего планируемому.

Проект бюджета района (города областного значения) на предстоящий финансовый год вносится местным исполнительным органом района (города областного значения) в соответствующий маслихат не позднее 1 ноября года, предшествующего планируемому. 
     Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы на предстоящий финансовый год утверждаются не позднее двухнедельного срока после подписания Президентом Республики Казахстан закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Бюджет района (города областного значения) на предстоящий финансовый год утверждается не позднее двухнедельного срока после подписания решения областного маслихата об утверждении областного бюджета на соответствующий финансовый год.

Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы в недельный срок после принятия решений районными (городскими) маслихатами об утверждении бюджетов районов (городов областного значения) представляют в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию и центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета бюджеты областей, городов республиканского значения, столицы, сведенные на основе утвержденных местных бюджетов, а также перечень местных бюджетных инвестиционных проектов и программ, финансируемых из местных бюджетов на соответствующий финансовый год.

1 Налоговое устройство.

Налоговое устройство - институт общей части налогового права, определяющий строение налоговой системы государства, разграничение налогов между отдельными видами бюджетов, а также законодательно установленные принципы налогообложения.

Налоговая система - это совокупность налогов, установленных и взимаемых на территории данного государства.

Принципы налоговой системы:

  1. единства налоговой системы
  2. принцип налоговой централизации
  3. принцип исчерпывающего перечня налогов
  4. принцип обязательности налогообложения
  5. принцип определенности налогообложения
  6. принцип справедливости налогообложения
  7. принцип гласности налогового законодательства

Правовые основы налоговых обязательств - институт общей части налогового права, устанавливающий общие положения по поводу возникновения, изменения, исполнения и прекращения налоговых обязательств.

Элементами налогового обязательства, формируя его состав, являются: а) субъекты обязательства; б) объект обязательства; в) содержание обязательства.

Субъектами (сторонами) налогового обязательства выступают, с одной стороны, государство и, с другой стороны, налогоплательщик. осударство выступает в качестве управомоченного субъекта, налогоплательщик - в качестве обязанного субъекта.

        Объектом налогового обязательства выступают те действия, которые должен совершить обязанный субъект (налогоплательщик): встать на налоговый учет; вести учет объектов налогообложения; исчислять налоги; составлять налоговую отчетность; представлять ее в налоговые органы; уплачивать налоги.

    Предметом налогового обязательства выступает сам предмет налогового платежа. При денежной форме налога в качестве предмета обязательства выступит определенная денежная сумма, при натуральных налогах - имущество в виде вещей, определяемых родовыми признаками.

     Содержанием налогового обязательства выступает право государства требовать передачи ему в собственность предмета налогового платежа (при денежной форме налога - уплатить налог, внести сумму налогового платежа) и обязанность налогоплательщика осуществить эту передачу (долг налогоплательщика).

     Правовой основой любого налогового обязательства выступают Налоговый кодекс, а также иные нормативные правовые акты, посвященные данному виду налога.

     Исполнение налогового обязательства заключается в совершении обязанным субъектом (налогоплательщиком) тех действий, которые составляют обязанность данного субъекта.

 

2 Виды налога по законодательству

Налоговая система Республики Казахстан в настоящее время включает следующие виды налогов: 1) корпоративный подоходный налог; 2) индивидуальный подоходный налог; 3) налог на добавленную стоимость; 4) акцизы; 5) налоги и специальные платежи недропользователей; 6) социальный налог; 7) земельный налог; 8) налог на транспортные средства; 9) налог на имущество.

Слово «кредит» в переводе с латинского - ссуда, долг.

Следует иметь в виду, что понятия «кредит», «заем», «долг» зачастую используются в качестве однозначных, хотя для экономистов более характерно употребление термина «кредит», для юристов договор банковского займа традиционно именуют «договор ссуды», а обязательства, возникающие из полученного кредита, формируют собой понятие «долг», который включает и сумму вознаграждения.

 Однако, если быть точным, то  государственный заем является одной из разновидностей государственного кредита.

С экономической точки зрения кредит представляет собой экономическое отношение, опосредующее предоставление денег на условиях возвратности. Отметим также, что экономисты традиционно рассматривают кредитные отношения в качестве денежных отношений. С точки зрения финансового права кредитные отношения также выступают в качестве денежных отношений, поскольку кредитование как метод финансовой деятельности государства всегда осуществляется в денежной форме. Согласно нормам гражданского законодательства кредит (заем) может быть как денежным, так и натуральным. В последнем случае речь идет о предоставлении взаймы (в долг) вещей, определяемых родовыми признаками.

Сразу же отметим, что речь не идет о возврате тех же самых денег или тех же самых вещей. Кредит - это не договор хранения определенных денежных или материальных ценностей. В равной мере с правовой точки зрения кредитное правоотношение - это не вещное, а обязательственное правоотношение. То есть обязательство должника заключается не в возврате полученных от кредитора денежных знаков или вещей, что свойственно договору хранения, а в возврате такой же суммы денег или равного количества вещей такого же рода и качества.

В этом смысле показательно определение договора займа, содержащееся в Гражданском кодексе.

Надо сказать, что юристы не разделяют точку зрения, согласно которой финансы и кредит есть нечто совершенно различное. И к этому их обязывает сама практика финансовой деятельности государства, в процессе которой кредитование используется весьма широко, в самых различных видах и применительно к самым различным денежным фондам, входящим в состав финансовой системы государства. Так, кредитование применяется в ходе осуществления бюджетной деятельности, причем, в нескольких видах. Существует межбюджетное кредитование, когда один бюджет (вышестоящий) предоставляет кредит другому бюджету (нижестоящему). Кредит может предоставляться из бюджета юридическим и физическим лицам и, наоборот, бюджет может получать кредит от юридических и физических лиц (внутренний заем), а также от иностранных государств, юридических и физических лиц (внешний заем). Если имеются государственные банки, то существует и такая разновидность финансовой деятельности, как государственное банковское кредитование. Вполне возможно использование кредита в процессе формирования и расходования специальных внебюджетных фондов, если, естественно, это предусмотрено правовым статусом этих фондов.

Более того, широкое использование кредита в процессе финансовой деятельности государства дает основание большинству авторам выделять такой институт финансовой системы, как «кредит (государственный и банковский)».

Полностью соглашаясь с тем, что кредит активно используется в процессе осуществления финансовой деятельности государства, а кредитование выступает одним из ее методов, все-таки полагаем, что самостоятельного института в рамках финансовой системы кредит не формирует. Как уже отмечалось, система особенной части финансового права базируется на финансовой системе государства, которая в свою очередь определяется видами денежных фондов, входящих в эту систему. Кредит применяется при формировании и распределении по существу всех денежных фондов, входящих в состав финансовой системы. Соответственно этому кредит является принадлежностью того правового института, который опосредует тот или иной денежный фонд. Применительно к ним он приобретает форму бюджетного, банковского, ведомственного и т. п. кредитования. Сам кредит собственного фонда денежных средств не образует, а лишь выступает методом формирования и распределения иных фондов.

Предметом нашего рассмотрения выступает не вообще кредит в сфере деятельности государственных субъектов, а лишь та его разновидность, которая именуется «государственный кредит».

Следует сказать, что несмотря на несколько веков широкого применения государственного кредита, единого понимания его сущности и признаков не сложилось ни в экономической, ни в правовой науке, и представленные в литературе его определения отражают разнобой мнений по данному вопросу.

Бюджетный кредит - деньги, выделяемые из бюджета на 
возвратной, срочной и платной основе.

Бюджетное кредитование - процесс, включающий процедуры принятия решения о предоставлении, использовании, обслуживании и погашении бюджетного кредита. 
      Кредитный договор - соглашение между кредитором, администратором бюджетной программы и заемщиком, устанавливающее правоотношения сторон при предоставлении, использовании, обслуживании и погашении бюджетного кредита. 
      Бюджетные кредиты направляются на: 
      1) реализацию бюджетных инвестиционных проектов (программ) в рамках среднесрочного плана социально-экономического развития; 
      2) реализацию внешнеэкономической деятельности государства; 
      3) покрытие кассового разрыва областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения); 
      4) реализацию государственной инвестиционной политики финансовыми агентствами со стопроцентным участием государства (далее - финансовые агентства). 
      Бюджетные кредиты предоставляются при соблюдении следующих условий: 
      1) отсутствие задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет; 
      2) наличие обеспечения исполнения обязательств заемщика по бюджетному кредиту; 
      3) отсутствие задолженности заемщика по ранее предоставленным бюджетным кредитам.  
      Предоставление бюджетных кредитов осуществляется в соответствии со следующими принципами: 
      1) принципом возвратности, предусматривающим обязательность погашения бюджетного кредита в соответствии с кредитным договором; 
      2) принципом обеспеченности, предусматривающим наличие обеспечения исполнения обязательств установленными законодательством Республики Казахстан способами; 
      3) принципом платности, предусматривающим оплату заемщиком вознаграждения за предоставление бюджетного кредита; 
      4) принципом срочности, предусматривающим установление срока предоставления бюджетного кредита.

Информация о работе Понятие и роль налогов в жизни государства