Понятие и роль налогов в жизни государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 15:17, реферат

Описание работы

Термин «финансы» произошел от латинского «finis» – срок уплаты чего-либо, конец дела, прекращение тяжбы.
На современном этапе под финансами понимается совокупность денежных средств. Финансы в своей совокупности образуют денежный фонд.
Под денежным фондом понимается относительно обособленная часть денежных средств государства, предназначенная для определенных целей и имеющая самостоятельность функционирования.
Термин финансы принято рассматривать в двух категориях:
- как материальная категория;
- как экономическая категория.

Файлы: 1 файл

Понятие и роль налогов в жизни государства.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

3. Комитет финансового контроля  Министерства финансов РК.

Основными задачами:

    • осуществление внутреннего контроля за исполнением республиканского бюджета и внешнего контроля за исполнением местных бюджетов,
    • разработка методологии и методики внутреннего контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов и внешнего контроля за исполнением местных бюджетов.

4. Органы финансовой полиции  Республики Казахстан являются специальными государственными органами, осуществляющими правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности путем проведения оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания, административного производства в пределах их полномочий, установленных законом.

Задачами органов финансовой полиции являются:

1) обеспечение  в пределах полномочий экономической  безопасности государства, законных  прав и интересов субъектов  предпринимательской деятельности, общества и государства;

2) предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и  расследование преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, иных преступлений и правонарушений в экономической и финансовой сферах;

3) участие в  разработке и реализации государственной  политики в области борьбы  с коррупцией и преступностью  в сфере экономики;

4) осуществление  международного сотрудничества  по вопросам, отнесенным к ведению  органов финансовой полиции.

 

                          1 Правовые основы бюджетного устройства.-

Правовые основы бюджетного устройства - это институт общей части бюджетного права, устанавливающий организационное строение бюджетной системы государства и взаимодействие ее составных частей в виде бюджетов различных видов.

Бюджетное устройство включает в себя:

1) бюджетную систему, её составные части и компоненты;

2) принципы организации бюджетного устройства;

3) бюджетное регулирование, что отображает взаимодействие этих частей, механизм упорядочивания функционирования бюджетного устройства в целом и каждого его компонента в отдельности.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов различных видов, организованных в определенную систему.

Бюджетные системы могут быть двух видов:

1) системы, основанные на принципе бюджетного централизма, когда каждый нижестоящий бюджет входит в состав вышестоящего бюджета. Более мягким проявлением принципа бюджетного централизма является принцип единства бюджетной системы;

2) бюджетные системы, основанные на принципе автономности бюджетов административно-территориальных единиц.

Принципы бюджетной системы:

1 единства

2 транспарентности

3 полноты

4 реальности

5 гласности

6 самостоятельности всех  бюджетов.

     Бюджетное устройство определяется государственным устройством страны:                                                       

1. Для федеративных государств характерна трехуровневая бюджетная система: первый уровень - федеральный бюджет; второй уровень - бюджеты субъектов федерации; третий уровень - местные бюджеты.

2. Для государств унитарного типа, к которым относится и Казахстан, характерно двухуровневая бюджетная система: а) центральный (общегосударственный, республиканский) бюджет: б) местные бюджеты.

Бюджетное регулирование - это обеспечение бездефицитности бюджетов, входящих в состав бюджетной системы государства.

Цель бюджетного регулирования - обеспечение надлежащего взаимодействия всех компонентов бюджетной системы, сбалансирование каждого его элемента и всей системы в целом с тем, чтобы данный механизм нормально функционировал и бесперебойно работал.

Методами бюджетного регулирования являются:

а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему;

б) установление постоянно закрепленных доходов для каждого звена бюджетной системы;

в) установление доходов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних. Данные доходы принято именовать «регулирующие доходы»;

г) межбюджетная дотация (субвенция);

д) межбюджетное кредитование;

е) бюджетные изъятия;

ж) сокращение бюджетных расходов, включая секвестирование.

 

2 Правовое регулирование доходов и расходов государственного бюджета.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в денежный фонд, предназначенные для финансирования общегосударственных задач и функций на центральном и местных уровнях.

В соответствии с БК РК «доходами бюджета являются налоговые и другие обязательные платежи, официальные трансферты, деньги, предаваемые государству на безвозмездной основе, не носящие характера возвратности и не связанные с продажей финансовых активов государства, подлежащие в соответствии с БК и другими законодательными актами РК зачислению в бюджет»

Классификация бюджетных доходов.

  1. по социально-экономическому признаку:

- поступления от государственного сектора,

- поступления от негосударственного сектора.

  1. по территориальному признаку:

- на центральные (республиканские) поступления, зачисляемые в республиканский бюджет,

- местные – в местный бюджет.

  1. в зависимости от метода бюджетной деятельности:

- принудительно-безвозвратное изъятие денежных средств,

- добровольно-безвозвратное привлечение денежных средств,

- принудительно-возвратное изъятие денег (принудительные государственные займы),

- добровольно-возвратное привлечение денежных средств,

- эмиссия.

  1. по юридической форме:

- односторонне-властном велении государства,

- соглашении государства с плательщиком.

Правовое регулирование доходов бюджета – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с формированием доходной части бюджетов.

Расходы бюджета:

1 Затраты бюджета – бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе.

2 Кредиты - средства, выделяемые из бюджета в установленном порядке физическим и юридическим лицам, нижестоящим бюджетам на возвратной и платной основе.

Бюджетные расходы распределены на расходы республиканского бюджета и расходы местных бюджетов.

Средства республиканского бюджета расходуются на финансирование деятельности Президента, Парламента, Правительства и др.

Средства местных бюджетов расходуются на финансирование дошкольного начального общего, основного общего образования, специальных образовательных программ на местном уровне и др.

 

 

 

1 Правовые основы управления  в области бюджета

     Правовые основы управления в области бюджета — это институт общей части бюджетного права, представляющий собой совокупность правовых норм, определяющих компетенцию общественно-территориальных образований в области бюджета, а также правомочий государственных органов, реализующих эту компетенцию.

     Управление в области бюджета является частью управления в области финансов, т. е. в данном случае мы имеем дело с частным проявлением института общей части финансового права «Управление в области финансов» в одной из сфер финансовой деятельности, а именно в сфере бюджета. Система органов, осуществляющих управление в области бюджета, не формирует организационно оформленную отрасль государственного управления, хотя ведущая роль Министерства экономики и бюджетного планирования в этой сфере достаточно очевидна.

      Особой организационной системы органов управления бюджетом как звеном финансовой системы государства не существует, и можно лишь говорить о компетенции различных государственных органов в области бюджета.

      Особенностью бюджетных правоотношений выступает то, что в качестве их субъекта часто выступают общественно-территориальные образования. Поскольку бюджетные правоотношения носят управленческий характер, то эти образования выступают в роли субъекта управления. Впрочем, они могут выступать и в роли объекта управления, когда представляют в бюджетном правоотношении более низшее звено бюджетной системы. При этом государство и его части в виде административно-территориальных образований формируют определенную организационно-правовую систему, материальным выразителем которой выступает бюджетная система государства, в которой каждое из указанных образований представлено своим бюджетом. Все это позволяет включить данную организационно-правовую конструкцию в институт «Управление в области бюджета».

     В финансово-правовой литературе часто выделяется такое подразделение бюджетного права, как «бюджетные права (компетенция) административно-территориальных образований конкретного государства».

     Бюджетные права в Республике Казахстан реализуются через компетенцию Президента Республики Казахстан, Парламента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и другие центральные государственные органы.

 

2 Правовые основы бюджетного  контроля.

Правовые основы бюджетного контроля – институт общей части бюджетного права, представляющий собой, совокупность правовых норм, определяющих круг и полномочия органов, осуществляющих контроль за соблюдением порядка формирования и распределения бюджетов, законностью и целесообразностью использования бюджетных средств, а также норм, устанавливающих виды, формы и методы этого контроля.

Контроль за правильностью составления и утверждения планов финансирования республиканских бюджетных программ (подпрограмм), а также за использованием бюджетных средств в соответствии с разрешениями осуществляется уполномоченным органом по исполнению бюджета и его территориальными подразделениями.

Контроль за правильностью составления и утверждения планов финансирования местных бюджетных программ (подпрограмм), а также за использованием бюджетных средств в соответствии с разрешениями осуществляется местными исполнительными органами, уполномоченным органом по исполнению бюджета и его территориальными подразделениями.

Контроль за разработкой и исполнением местных бюджетов осуществляется ревизионными комиссиями представительных органов соответствующего уровня, а также уполномоченным органом по исполнению бюджета и его территориальными органами с обязательным информированием соответствующих местных исполнительных и представительных органов.

Порядок и периодичность проведения ревизий и проверок использования средств республиканского и местных бюджетов определяются уполномоченным органом по исполнению бюджета, а также местными представительными органами в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Главным в бюджетном процессе является планирование.

Планирование бюджета является процессом разработки предложений по определению объемов поступлений бюджета на планируемый период и направлений их использования с учетом приоритетности и в соответствии с задачами социально-экономического развития государства.

Бюджет планируется на один финансовый год. Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляется прогноз бюджета на предстоящий трехлетний период.

Порядок разработки проекта республиканского бюджета определяется Президентом Республики Казахстан. Порядок разработки проектов местных бюджетов определяется Правительством Республики Казахстан.

Основными принципами планирования бюджета являются:

  1. принцип преемственности 
  2. принцип приоритетности
  3. принцип обоснованности       

планированию. 
      Важную роль также в бюджетном процессе играет бюджетная заявка. Бюджетная заявка представляет собой совокупность документов, ежегодно составляемых и представляемых администратором бюджетных программ на предстоящий финансовый год и трехлетний период для обоснования необходимости бюджетных программ и определения суммы их финансирования при разработке бюджета. Бюджетные заявки рассматриваются уполномоченным органом по бюджетному планированию, который проводит их оценку и готовит по ним соответствующее заключение.

-2-      

Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию на основе принятых Республиканской бюджетной комиссией решений составляет окончательный вариант проекта республиканского бюджета на предстоящий финансовый год и вносит его на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии. Рассмотрение и определение окончательного варианта проекта республиканского бюджета на предстоящий финансовый год завершаются не позднее 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году.

Информация о работе Понятие и роль налогов в жизни государства