Понятие и роль налогов в жизни государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 15:17, реферат

Описание работы

Термин «финансы» произошел от латинского «finis» – срок уплаты чего-либо, конец дела, прекращение тяжбы.
На современном этапе под финансами понимается совокупность денежных средств. Финансы в своей совокупности образуют денежный фонд.
Под денежным фондом понимается относительно обособленная часть денежных средств государства, предназначенная для определенных целей и имеющая самостоятельность функционирования.
Термин финансы принято рассматривать в двух категориях:
- как материальная категория;
- как экономическая категория.

Файлы: 1 файл

Понятие и роль налогов в жизни государства.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Основания возникновения финансовых отношений:

  1. Издание соответствующим финансовым органом индивидуального финансового акта.
  2. Приобретение лицом объекта, подлежащего налогообложению, либо совершение иных действий, в результате которых лицо в силу действующего законодательства приобретают статус плательщика налога или иного обязательного платежа.
  3. Заключение финансового договора.

Основания изменения финансовых отношений:

  1. изменение правового статуса налогоплательщика,
  2. изменение объекта налогообложения,
  3. изменение в установленном порядке заключенного финансового договора,
  4. изменение финансово-планового акта, лежащего в основе налогового обязательства.

Основания прекращения финансовых отношений:

  1. исполнение финансового обязательства,
  2. расторжение финансового договора,
  3. односторонний отказ государства от исполнения финансового обязательства.

 

1 Понятие и элементы денежной системы.

Правовые основы  денежной системы – институт общей части финансового права, устанавливающий денежную систему страны и обеспечивающий её надлежащее функционирование в интересах общества и государства.

Денежная система – исторически сложившиеся и закрепленные национальным законодательством организационно-правовые формы функционирования денег в стране.

Элементы денежной системы:

  1. денежная единица;
  2. виды денежных знаков;
  3. порядок эмиссии;
  4. режим валютного обращения (режим валюты);
  5. порядок денежного обращения;
  6. валютный паритет             в зависимости от специфики страны
  7. масштаб цен                      и уровня госуд.регулир-я денеж.отнош-й

 Денежная единица – установленное законодательством обозначение денежного знака, служащий для обозначения национальной валюты (тенге, рубль, доллар).

Виды денежных знаков – организационное внутреннее строение национальной валюты (бумажные деньги - купюры, банкноты, билеты банка, металлические монеты. Лицевая сторона монеты – аверс, оборотная сторона монеты – реверс, боковая сторона монеты - гурт).

Порядок эмиссии денег – установленный государством порядок выпуска в обращение дополнительных денежных знаков.

Режим валютного обращения – определяется установленными государством ограничениями, которые действуют как в отношении своей национальной валюты, так и в отношении иностранной валюты.

В зависимости от своего режима валюты подразделяются на:

Свободно-конвертируемые валюты (СКВ)

Частично-конвертируемые валюты (ЧКВ)

Неконвертируемые валюты (НКВ)

Порядок денежного обращения – движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее кругооборот  товаров, а так же нетоварные платежи и расчеты.

В процессе денежного обращения государством применяются следующие денежные реформы:

1. Деноминация 

2. Нуллификация 

3. Девальвация 

4. Ревальвация 

5. Инфляция

6. Дефляция

Валютный паритет (официальный валютный курс)  - курс, устанавливаемый государством.

Масштаб цен – весовое количество денежного металла в денежной единице.

 

2 Денежная система Республики  Казахстан.

Формирование национальной денежной системы РК как суверенного государства было положено Указом Президента РК от 12 ноября 1993 г. «О введении национальной валюты РК». Указ предусматривал введение национальной валюты с 15 ноября 1993 г.

В соответствии с законом РК «О Национальном Банке РК» от 30 марта 1995г. Денежной единицей (национальной валютой) Республики Казахстан является казахстанский тенге. Казахстанский тенге состоит из 100 тиынов.

Денежные знаки Республики Казахстан, находящиеся в обращении, состоят из банкнот и монет.

Структура номиналов банкнот и монет определяется Национальным Банком Казахстана.

Законным платежным средством в Республике Казахстан является казахстанский тенге.

Выпуск наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории Республики Казахстан осуществляется исключительно Национальным Банком Казахстана в форме продажи банкнот и монет банкам с получением безналичного эквивалента.

Банкноты и монеты Национального Банка Казахстана являются безусловными обязательствами Национального Банка Казахстана и обеспечиваются всеми его активами.

Национальный Банк Казахстана

  • регулярно публикует в средствах массовой информации сообщение о размерах золотовалютных активов;
  • определяет потребность в необходимом количестве банкнот и монет, обеспечивает их изготовление, устанавливает порядок хранения, уничтожения и инкассации наличных денег.

Банкноты и монеты, выпущенные в Республике Казахстан, должны иметь номинальный состав, форму и орнаментальную графику. Указанные характеристики банкнот и монет публикуются в печати

Право на замену денежной единицы имеет Президент Республики Казахстан. Президент определяет порядок, сроки и условия функционирования денежной единицы РК. Порядок определения платежности и обмена бывших в употреблении банкнот и монет устанавливается Национальным Банком Казахстана и публикуется в печати.

 

 

1 Понятие, принципы и элементы финансового контроля

    Правовые основы финансового контроля – институт общей части ФП, устанавливающий систему и компетенцию органов государственного ФК, а также порядок проведения финансовых проверок.

Принципы финансового контроля:

  1. всеобщность и универсальность
  2. оперативность
  3. постоянство
  4. достоверность и обоснованность
  5. гласность и публичность
  6. правомерность.

Элементы финансового контроля:

  1. субъект контроля;
  2. объект контроля;
  3. предмет контроля;
  4. цель контроля;
  5. методы осуществления контроля.

Субъекты финансового контроля:

  1. Государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями для осуществления контроля.
  2. Негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению государства, чьи властные полномочия на основе поручения.

Объект финансового контроля: – лица, оказавшиеся в сфере финансовой деятельности государства:

  1. государственные органы,
  2. государственные юридические лица,
  3. негосударственные юридические лица,
  4. граждане.

Предмет – поведение объектов контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений.

1 Если объект – финансовые органы государства, то предметом финансового контроля является - реализация органами своих функций в области государственных финансов, т.е. финансово-правовых обязанностей перед государством.

2 Если объект – юридические лица, то предметом финансового контроля  является:

- выполнение финансовых обязательств  перед государством;

- выполнение финансовых обязательств, вытекающих из финансовых договоров,

- целевое использование денежных  средств, полученных в форме финансирования  или кредитования из государственных  денежных фондов,

- соблюдение государственными  предприятиями установленного порядка  распределения собственных денежных  средств, включая полученную прибыль, а также рациональность и эффективность использования этих средств,

- соблюдения установленных государством  правил использования иностранной  валюты и других правил проведения  валютных операций.

3 Если объект – граждане, то предмет финансового контроля выступает выполнение этими гражданами своих налоговых обязательств перед государством.

Цель финансового контроля:

  1. выявление фактов нарушения финансового законодательства или некачественного исполнения участником финансового правоотношения своих обязанностей;
  2. выявление виновных и привлечение их к установленной ответственности, устранение нарушений финансовой дисциплины и ликвидаций последствий этих нарушений.

Методы  финансового контроля:

  1. проверка расчетов финансовых планов;
  2. анализ и счетная проверка отчетной финансовой документации;
  3. проверка первичных денежных документов;
  4. инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей;
  5. анализ и обобщение выступлений СМИ и обращений граждан;
  6. получение письменных и устных объяснений от должностных лиц, связанных с производством финансовых операций;
  7. официальные запросы в банковские и другие учреждения;
  8. ревизия.

 

2 Классификация финансового контроля

В зависимости от формы финансового контроля:

  1. непосредственный контроль,
  2. опосредованный контроль.

По времени осуществления ФК подразделяется на

  1. предварительный,
  2. текущий,
  3. последующий.

С позиции разделения государственной власти:

  1. контроль, осуществляемый органами представительной власти,
  2. контроль, осуществляемый органами исполнительной власти,
  3. судебный контроль.

Исходя из характера и правового статуса ФК:

  1. специализированный,
  2. функциональный.

В зависимости от организационной формы контролирующего субъекта и подконтрольного объекта:

  1. внутренний,
  2. внешний.

В зависимости  от сферы финансовый контроль подразделяется на:

  1. контроль  в сфере организации денежной системы и обеспечения ее нормального функционирования;
  2. валютный контроль;
  3. бюджетный контроль;
  4. налоговый контроль;
  5. контроль в сфере государственной банковской деятельности;
  6. контроль в сфере государственного страхования;
  7. контроль сфере государственных децентрализованных финансов.

 

3 Государственные органы финансового контроля

К органам финансового контроля можно отнести любой государственный орган, осуществляющий финансовую деятельность, т. к. контроль является неотъемлемой частью этой деятельности.

Специализированные органы финансового контроля:

1. Счетный комитет является государственным органом, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета и непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан.

Структуру Счетного комитета образуют Председатель, члены и аппарат Счетного комитета.

Основными задачами Счетного комитета являются:

  1. Контроль за соблюдением требований бюджетного             законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения республиканского бюджета;
  2. выполнение поручений Президента Республики Казахстан по вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета;
  3. контроль за целевым и эффективным использованием средств республиканского бюджета, кредитов, государственных и гарантированных государством займов, предназначенных для выполнения государственных и отраслевых программ Правительства и других расходов в соответствии с единой бюджетной классификацией;
  4. контроль за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет.

2.   Налоговый комитет Министерства  финансов Республики Казахстан и его территориальные органы входят в единую систему Министерства финансов Республики Казахстан и являются государственным органами, несущими ответственность за полноту и своевременность поступления налогов, платежей в бюджет и других финансовых обязательств перед государством, в размерах и суммах, утвержденных в республиканском и местных бюджетах на соответствующий год, а также за полноту и своевременность перечисления обязательных пенсионных взносов.

Информация о работе Понятие и роль налогов в жизни государства