Понятие и роль налогов в жизни государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 15:17, реферат

Описание работы

Термин «финансы» произошел от латинского «finis» – срок уплаты чего-либо, конец дела, прекращение тяжбы.
На современном этапе под финансами понимается совокупность денежных средств. Финансы в своей совокупности образуют денежный фонд.
Под денежным фондом понимается относительно обособленная часть денежных средств государства, предназначенная для определенных целей и имеющая самостоятельность функционирования.
Термин финансы принято рассматривать в двух категориях:
- как материальная категория;
- как экономическая категория.

Файлы: 1 файл

Понятие и роль налогов в жизни государства.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

1 Понятие, функции и назначение  финансов.

     Термин «финансы» произошел от латинского «finis» – срок уплаты  чего-либо, конец дела, прекращение тяжбы.

На современном этапе под финансами понимается совокупность денежных средств. Финансы в своей совокупности образуют денежный фонд.

Под денежным фондом понимается относительно обособленная часть денежных средств государства, предназначенная для определенных целей и имеющая самостоятельность функционирования.

Термин финансы принято рассматривать в двух категориях:

  • как материальная категория;
  • как экономическая категория.

Финансам присущи две функции:

  • распределительная;
  • контрольная.

По степени централизации финансы делятся на:

  • централизованные финансы;
  • децентрализованные финансы.

В целом с понятием «финансы» тесно связано понятие «финансовая деятельность», сформировавшееся в рамках юридической науки.

2 Понятие, цель, задачи и принципы финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства - это деятельность государства, выступающего в целом или в лице уполномоченных на то органов, по созданию денежной инфраструктуры страны и по обеспечению ее надлежащего функционирования, а также по формированию, распределению и организации использования государственных денежных фондов.

Государство, осуществляя финансовую деятельность, выступает одновременно в двух качествах: и как субъект политической системы, и как собственник денежных средств, сосредоточенных в определенных фондах.

Главной целью финансовой деятельности должно являться создание благоприятных условий для нормального функционирования социально-экономических структур общества.

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает три главные задачи:

  1. создание денежной инфраструктуры общества и обеспечение ее нормального функционирования;
  2. добывание денежных средств для обеспечения самого себя и функционирования своей деятельности;
  3. воздействие с помощью денежных рычагов на социально-экономические процессы, происходящие в обществе, которые государство полагает благоприятными для этого общества.

Принципы финансовой деятельности государства:

  1. учет потребностей общества и подчиненность его интересам;
  2. гласность и публичность, подконтрольность и подотчетность обществу;
  3. предсказуемость и доступность общественному пониманию;
  4. законность;
  5. научная обоснованность, рациональность и эффективность;
  6. экономичность и бережливость в расходовании денежных средств;
  7. плановость и нормативность.

3 Методы финансовой деятельности государства.

Под методами финансовой деятельности понимаются конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и организацию использования денежных фондов, входящих в состав финансовой системы этого государства. Таким образом, рассмотрим далее три метода финансовой деятельности: формирования, распределения, организации использования.

1.Методы  формирования денежных фондов.

  1. Принудительное и безвозвратное изъятие денежных средств у их владельцев. (Пример: налоги)
  2. Принудительно-возвратное изъятие денежных средств (Пример: обязанность хранить деньги в государственных банках)
  3. Добровольно-безвозвратное привлечение денежных средств (пожертвование, дарение, осуществление благотворительной деятельности и т.д.)
  4. Добровольно-возвратное привлечение денежных средств (Пример: государственные займы – выигрышные, процентные, целевые и т.д.)
  5. Привлечение денежных средств на основе реализации государственных услуг (Пример: государственная пошлина, государственный сбор)
  6. Обращение в доход государства денежных средств, полученных от реализации и использования государственного имущества.
  7. Эмиссия (выпуск в обращение дополнительных денежных знаков).

2.Методы  распределения денежных фондов.

  1. Финансирование, т.е. безвозвратное предоставление денежных средств.

Виды: Дотация, Субвенция, Субсидия.

  1. Кредитование, т.е. предоставление денежных средств на условиях возвратности.
  2. Выполнение государством своих финансовых обязательств (Пример: погашение государством своих внутренних и внешних долгов)

3. Методы  организации использования денежных  фондов.

  1. Установление назначения денежных фондов.
  2. Установление порядка использования средств, полученных из государственного денежного фонда.
  3. Установление порядка и нормативов распределения прибыли хозяйствующих субъектов.
  4. Установление финансовых нормативов и лимитов выделения денежных средств.
  5. Планирование использования денежных фондов.
  6. Осуществление контроля за использованием денежных фондов.

4 Правовая форма осуществления финансовой деятельности государства.

Правовая форма осуществления финансовой деятельности осуществляется через:

  1. Издание юридических актов, носящих нормативный характер. Совокупность данных актов образует финансовое законодательство.
  2. Издание индивидуально-правовых актов, посредством которых государство регулирует поведение субъектов конкретного финансового правоотношения (Пример: налоговое уведомление).
  3. Совершение двухсторонних финансово-правовых актов, заключение финансовых договоров (Пример: договор на недропользование).
  4. Реализация государством в лице его управомоченного органа своих прав и обязанностей в качестве субъекта конкретного финансового правоотношения (пример: взимание налоговым органом суммы налоговой задолженности).

Финансово-правовые акты – это юридические акты, принимаемые государственными органами в пределах своей компетенции по вопросам финансовой деятельности государства и выступающие ее правовой формой.

 

1 Понятие, предмет, метод и система финансового права. Место финансового права в системе права.

Финансовое право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования государством денежной системы и обеспечения ее нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации   использования государственных денежных фондов.

Предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия государства на поведение участников финансового отношения посредством определения их прав и обязанностей.

Методы:

  • императивный (напр. налоговые правоотношения) - основной;
  • диспозитивный (финансовые договора).

Система финансового права состоит из общей и особенной частей:

1) Институты общей части:

  1. правовые основы финансовой деятельности государства;
  2. правовые основы денежной системы;
  3. финансовое устройство государства;
  4. правовые основы управления в области финансов;
  5. правовые основы финансового планирования;
  6. правовые основы финансового контроля.

2) Институты особенной части:

1) финансово-бюджетное право;

2) налоговое право;

3) финансово-банковское право;

4) финансово-страховое право;

5) финансово-хозяйственное право;

Финансовое законодательство - это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

2 Место финансового права в системе права.

Говоря о месте финансового права в системе права необходимо сделать ее соотношение с конституционным, административным, гражданским правом.

Конституционное право является базисом для всех отраслей права, в том числе и финансового.

Пример: В соотв. Со ст.54 Конституции РК Парламент на раздельном заседании Палат обсуждает республиканский бюджет и отчет о его исполнении, изменения и дополнения в бюджет, отменяет и устанавливает государственные налоги и сборы и т.д.

     Разграничение финансового и административного права в основном производится по предмету правового регулирования.

    Критерием в данной ситуации выступает цель деятельности. Если деятельность органа исполнительной власти направлена на реализацию функции государства по формированию, распределению и организации использования государственных денежных фондов, что является проявлением финансовой деятельности государства – сфера финансового права. Другие отношения (установление порядка назначения и увольнения должностных лиц государства, распределение между ними обязанностей и т.д.) – сфера административного права.

      Основным критерием разграничения финансового и гражданского права выступает предмет и метод регулирования. В гражданском праве – предметом регулирования являются товарно-денежные отношения, метод – договорной. А предметом финансового права выступает другая разновидность экономических отношений – финансовые отношения. Где метод правового регулирования  в основном императивный.

 

3 Финансово-правовые нормы и финансовые отношения.

Финансово-правовые нормы – это правовые нормы, устанавливающие правило поведения участников отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.

Признаки финансово-правовых норм:

  • выражает государственно-властное веление;
  • принято уполномоченным органом государства;
  • содержит общеобязательное правило поведения, рассчитано на неоднократное применение и адресована неопределенному количеству субъектов;
  • финансово-правовые нормы устанавливаются актом определенной юридической формы;
  • исполнение финансово-правовых норм обеспечивается принудительной силой государства, включая принудительное исполнение финансового обязательства перед государством и привлечение лиц, нарушивших финансовое законодательство, к установленной финансово-правовой, административной и уголовной ответственности.

     Специфика финансово-правовых норм заключается в том, что принимающий их субъект – государство в то же время является субъектом финансового отношения.

Виды финансово-правовых норм:

1.Регулятивные нормы

Разновидность регулятивных норм:

- Обязывающие

- Запрещающие

- Управомачивающие

2.Охранительные нормы

3. В зависимости от метода  правового регулирования:

  • императивные,
  • диспозитивные.
  1. В зависимости от своего содержания:
  • материальные,
  • организационные.

Структура нормы: гипотеза, диспозиция, санкция.

Особенности структуры финансово-правовой нормы заключается в санкции:

  • носит денежный характер,
  • ответственность перед государством,
  • односторонняя направленность санкций,
  • могут сочетать в себе предупредительные (приостановление расчетов по банковским счетам), восстановительные (пеня), карательные (штраф) меры.

Финансовые правоотношения – это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права.

Признаки финансовых правоотношений:

  1. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.
  2. Обязательным субъектом финансового правоотношения выступает государство.
  3. Финансовые правоотношения носят характер «власти и подчинения».

Классификация финансово-правовых отношений:

1) материальные,

2) организационные отношения.

По своей принадлежности к тому или иному институту:

  • бюджетные,
  • по формированию и распределению внебюджетных целевых фондов,
  • финансово-хозяйственные,
  • финансово-банковские,
  • финансово-страховые.

В зависимости от метода правового регулирования:

  • односторонне-властные
  • договорные

Исходя из характера регулирующих финансовое отношение правовых норм:

  • регулятивные,
  • охранительные.

Условием возникновения, изменения, прекращения финансовых отношений является – юридический факт (деяния и события).

Информация о работе Понятие и роль налогов в жизни государства