Организация налогового контроля в УНС РФ (по Самарской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Целью квалификационной работы является изучение и анализ налогового контроля, а так же определение путей совершенствования его применения.
Объектом исследования является организация налогового контроля.
Предметом исследования является эффективное применение налогового контроля на примере ИФНС России по Октябрьскому району.
Гипотеза исследования: эффективное применение налогового контроля помогает организации в своевременном получении различных налоговых льгот, уменьшении налогооблагаемой базы, а налоговой инспекции - в своевременном выявлении недостаточной уплаты налогов и сборов.

Содержание работы

Введение
5
Глава 1. Сущность налогового контроля в современных экономических условиях

1.1 Формы и методы налогового контроля
8
1.2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля
11
Глава 2. Оценка эффективности налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками

2.1 Методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов
19
2.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования
22
Глава 3. Практическая часть. Анализ применения налогового контроля Октябрьской налоговой инспекцией на примере ООО «Перспектива»
31
Заключение
52
Список литературы

Файлы: 1 файл

теорет часть диплома.doc

— 438.00 Кб (Скачать файл)

налогоплательщиком налоговых  деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа. [8]

Сущность камеральной  налоговой проверки заключается  в следующем:

  • контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;
  • выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
  • взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
  • привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение преступлений;
  • подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. [15]

Камеральная налоговая  проверка делится на 3 вида:

Формальная проверка – проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок, проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов.

Пример ошибок, которые  могут быть найдены при проведении формальной проверки: отсутствие каких-либо реквизитов (данных одной из сторон правоотношений, печати, подписи, единицы измерения и т.д.) или наоборот, наличие сомнительных реквизитов (наличие подчисток, травлений, подклеек, приписок и других изменений в документе), противоречия между реквизитами документа (формальное несоответствие между штампом и печатью по названию предприятия, например) и др.

Арифметическая проверка – это осуществление контроля по правильности подсчета итоговых сумм, отражения количественных и стоимостных показателей. При данной проверке проверяются суммы как по строкам, так и в графах, то есть по горизонтали и по вертикали.

Пример ошибок – завышение  или занижение итоговых сумм в  графах и по строчкам, дописки штрихов  и цифр, как в итоговых суммах, так и в отдельных строчках и колонках

Нормативная проверка – это изучение документа на его соответствие действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ОСТам, ГОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, ставок налогов и т.д. [20]

Пример ошибки, который  может быть найден при проведении нормативной проверки: - учет молока положено вести в литрах, а материально-ответственные лица, нарушая инструкцию, могут вести его учет в килограммах и получится, что при производстве молочных продуктов (сыра, масла, творога и т.д.) закупается молоко у населения в литрах (в 1 л содержится 1030г), а списывается в килограммах (в 1 кг содержится 1000г), что создает излишки продукции в размере 30г с 1 литра.

Таким образом, посредством исследования каждого отдельного документа при выявлении нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога.

Срок проведения камеральной  налоговой проверки – три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, которая может  подаваться как в письменном, так и в электронном виде. Налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку без декларации на основе иных документов.

Одной из особенностей камеральной  проверки является её проведение по месту  нахождения налогового органа. [18]

В соответствии со п. 3 ст.88 Налогового Кодекса в случае выявления противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок, но не вправе истребовать дополнительные документы. Представление таких документов – право, а не обязанность налогоплательщика.

В Налоговом кодексе  исчерпывающе указаны случаи, когда проверяющие имеют право запрашивать у налогоплательщика документы:

  • при использовании налоговых льгот (проверяющие имеют право истребовать только документы, подтверждающие право на льготы);
  • при указании налогоплательщиком в декларации по НДС суммы налога, подлежащего возмещению из бюджета (проверяющие вправе запросить только документы, подтверждающие право применения налоговых вычетов);
  • при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
  • если НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика представить вместе с подаваемой декларацией документы.

Поэтому когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет.

В соответствии со ст. 87 и 88 НК РФ не разрешается налоговым  органам повторно проводить камеральные  проверки одной и той же декларации, за исключением подачи налогоплательщиком уточненной декларации.

В результате камеральной  налоговой проверки могут быть вынесены следующие решения:

1. решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2. решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3. решение о проведении  дополнительных мероприятий налогового  контроля, то есть проведения выездных проверок. [21]

Выездная проверка как  наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

Выездная налоговая проверка – это проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов на основе анализа документальных источников информации и фактического состояния объектов налогообложения, назначаемая по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и проводимая на территории (в помещении) налогоплательщика. [6]

Характерной чертой выездной налоговой проверки является место  ее проведения – на территории (в  помещении) налогоплательщика, однако, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения проверки, то она проводится в стенах инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Согласно п. п. 1, 2 ст. 89 НК РФ проведение ВНП допустимо лишь в случае принятия и оформления соответствующего решения руководителем налогового органа или его заместителем, в котором обязательно должны содержаться данные налогоплательщика, конкретные проверяемые налоги, проверяемый период, персональные данные проверяющих инспекторов

В соответствии со ст. 87 Налогового Кодекса объектом выездной налоговой проверки являются отчетная документация налогоплательщика по одному или нескольким видам налога за период не более трех календарных лет и текущий календарный год.

Срок проведения –  не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Увеличение срока возможно в случаях проведения выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика; получение информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки; форс-мажорные обстоятельства (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка и проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений.

Сроки проверки также могут быть продлены до четырех месяцев в  случае проверка организации, которая  имеет четыре обособленных подразделения и более; и до шести месяцев в случае, когда организация открыла десять и более обособленных подразделений.[5]

Помимо механизма продления  выездной налоговой проверки законодатель предусмотрел механизм приостановления  проверки. Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев и определяется и оформляется решением руководителем налогового органа исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления проверки.

Перечень оснований для приостановления  проверки является закрытым, это (п. 9 ст. 89 НК РФ):

  • истребование документов у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);
  • получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  • проведение экспертиз;
  • перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Во время приостановления  инспекторы не имеют права появляться на территории организации, требовать  документы и т.п. Таким образом, приостановление проверки означает прекращение всех контрольных мероприятий, кроме того, которое послужило  причиной приостановления — например, экспертизы или встречной проверки.

Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный  срок не засчитываются периоды между  вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. В случае если установленный срок представления документов оказывается слишком коротким и не позволяет исполнить обязанность вовремя (к примеру, представить порядка 11 тыс. листов документов в виде копий, заверенных надлежащим образом), то необходимо письменно уведомить проверяющих о невозможности исполнения требования в установленный срок, обязательно указав причину, желательно указав сроки ее подачи. Для подтверждения запроса необходимо решение руководитель налогового органа.

Налоговый орган не вправе проводить  в течение одного календарного года две выездные проверки и более  по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением случая представления налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога к уменьшению инспекция может назначить повторную выездную проверку.

Помимо проверки документов контролеры на территории налогоплательщика, – осмотр помещений. Но только внешний осмотр. Любые просьбы открыть сейф, включить компьютер и показать программу и подобные незаконны. Осмотр нужен налоговикам для того, чтобы решить – проводить ли инвентаризацию.

Также в ходе выездной проверки должностные  лица, осуществляющие проверку могут осуществить выемку, изъятие документов. Как и при изъятии имущества оформляется протокол, который подписывается инспектором, представителем налогоплательщика и двумя понятыми. [6]

По окончании выездной налоговой  проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. После чего составляется акт о выездной налоговой проверки, где производится описание найденных нарушений со ссылками на законы, которые нарушены, а также документы, доказывающие эти нарушения, и предложения проверяющего по устранению недочетов.

В случае несогласия налогоплательщика с нарушениями, указанными в акте выездной налоговой проверки, он может в двухнедельный срок представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

В результате выездной налоговой проверки могут быть вынесены следующие решения:

1) решение о привлечении налогоплательщика  к ответственности;

2) решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.

Таким образом, наглядна видна эффективность налоговых проверок, которые позволяют осуществить непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов налогоплательщиком: рассмотреть всю отчётность налогоплательщиков, представляемую в налоговые органы в установленном порядке, сравнить суммы налогов, пени и штрафных санкций, начисленных как самим налогоплательщиком, так и налоговым органом.

Однако максимальной эффективности налоговых проверок как формы налогового контроля можно достигнуть только через очень близкое взаимодействие с другими его формами: получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности и др. [13]

 

 

Глава 2. Оценка эффективности налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками

2.1 Методики оценки эффективности  контрольной работы налоговых  органов

За прошедшее время разработано и предложено немало методик, которые различаются по информационной базе и целям проверки.

Информация о работе Организация налогового контроля в УНС РФ (по Самарской области)