Налоговое прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Проведение эффективной налоговой политики - одно из важнейших условий экономического роста России, развития предпринимательской активности, возврата капиталов, а так же привлечения в сторону полномасштабных инвестиций.
Хорошее функционирование любых действующих субъектов, в том числе и государственных органов исполнительной власти, невозможно без всестороннего экономического анализа их деятельности. Оценка показателей многогранного процесса формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации в части налогов и сборов и их интерпретация при анализе поступлений и налогов и сборов. Особое значение имеет исследование поступлений налогов и сборов при налоговом планировании, разработка оценок прогнозирования поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Ведение.docx

— 83.83 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 Проведение эффективной  налоговой политики  - одно из  важнейших условий экономического  роста России, развития предпринимательской  активности, возврата капиталов, а  так же привлечения в сторону  полномасштабных инвестиций.

 Хорошее функционирование  любых действующих субъектов, в  том числе и государственных  органов исполнительной власти, невозможно без всестороннего  экономического анализа их деятельности. Оценка показателей многогранного  процесса формирования доходов  бюджетной системы Российской  Федерации в части налогов  и сборов и их интерпретация  при анализе поступлений и  налогов и сборов.  Особое значение  имеет исследование поступлений  налогов и сборов при налоговом  планировании, разработка оценок  прогнозирования поступлений в  бюджетную систему Российской  Федерации.

 Объективный анализ  поступлений налогов и сборов  в бюджет российской федерации  позволяет выявить и, по возможности, устранить причины их снижения. Кроме того, правильный детальный  анализ позволяет обнаружить  резервы для пополнения доходов  государственного бюджета, определить  заниженную/ завышенную налоговую  нагрузку по отдельным крупнейшим  плательщикам с учетом их территориальных  и отраслевых особенностей.

 Актуальность данной  темы курсовой работы заключается  в том, что множество установленных  налогов и сборов, хоть и позволяет  решать разнообразные государственные  задачи и выполнять различные  функции, создает тенденцию увеличения  расходов по их получению и  условия скрытия от уплаты  отдельных налогов. Актуальной темой  в настоящее время является  создание эффективной системы  планирования налоговых доходов. На данный момент такая система  находится в стадии становления, и предстоит еще очень много сделать в теоретическом и прикладном аспектах, чтобы она была реализована на практике. Пока имеется необходимость в совершенствовании действующих и разработке новых методов планирования налоговых доходов, которые способствовали бы большей обоснованности плановых показателей, определению факторов и резервов доходов, принятию решений на основе многовариантных расчетов.

 Цель работы: ознакомление  с основными методами планирования  и прогнозирования основных налогов.

 Задачи работы:

- изучить основы планирования  налоговых поступлений в бюджетную  систему российской федерации;

- рассмотреть особенности  по расчету поступлений налогов  и сборов;

- определить пути совершенствования  осуществления налогового планирования  и прогнозирования в действующих  условиях.

 

Основы планирования налоговых поступлений в бюджетную систему страны

 

 Налоговое прогнозирование, виды и методы налогового планирования  на макро и мезоуровне.

 

 Прогнозирование становится  неотъемлемым элементом изучения  и использования всей системы  общественных отношений, начиная  с функционирования хозяйствующих  субъектов и заканчивая обществом  в его глобальном масштабе. Сегодня  нет ни одной составляющей  хозяйственной жизни, которая бы  остро не нуждалась в глубоких  многовариантных прогнозах своего  развития.

 Одним из важнейших  полигонов для разработки и  использования прогнозов является  налоговая система, где скрещиваются  результаты и перспективы развития  всех уровней социально- экономической  жизни. Классический набор функций  управления в теории менеджмента  предполагает прогнозирование, постановку  целей с формированием стратегий  их достижения, планирование, принятие  решений, контроль, анализ и оценку  результатов ( при вводе оценки  как новой информации в процесс  корректировки прогнозов замыкается  контур обратной связи и начинается  очередной цикл). В абстрактной  модели прогнозирование предшествует  планированию, однако в реальности  все функции переплетены и  осуществляются одновременно. Поэтому  налоговое прогнозирование и  налоговое планирование правомерно  рассматривать как единый адаптивный  процесс, в рамках которого происходит  регулярная (в рамках заданной  периодичности) корректировка решений, оформленных в качестве показателей, пересмотр мер по их достижению  на основе непрерывного контроля  и мониторинга происходящих изменений.[9]

 Налоговое прогнозирование  представляет собой оценку налогового  потенциала и поступлений налогов  и сборов в бюджетную систему ( консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и основывается на социально- экономическом прогнозировании развития Российской Федерации в целом и ее субъектов. Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за несколько периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.

В зависимости от поставленных целей налоговое планирование может проводиться различными методами. Однако все расчеты должны учитывать следующие составляющие:

 фоновый уровень поступлений;

 сезонную составляющую  их изменений;

 событийную составляющую ( например, варианты развития политической  ситуации, изменений в налоговом  законодательстве);

 остаточную составляющую, включающую возможные неучтенные  факторы.

 Наиболее простым является  метод тренда, т. е. экстраполяции, продолжения  в будущем тех тенденций, которые  сложились в прошлом. Этот метод  основывается на информации о  поступлении конкретных налогов  и сборов за определенные периоды  предыдущих лет, об объемах выпадающих  доходов, о состоянии задолженности  по налоговым платежам, на анализе  тенденций в развитии налогооблагаемой  базы, структуры налогоплательщиков  и т. д.

 При этом методе  планирования соответствующие показатели  должны приводиться в сопоставимых  условиях. Особенно важно правильно  оценить размеры дополнительных  поступлений налогов и сборов  и выпадающих доходов в результате  определенных изменений в налоговом  законодательстве.

 Следующим, более сложным  методом является экспертный  метод разработки прогнозных  оценок, который исходит из экспертных  расчетов возможного поступления  конкретных налогов и сборов.[4]

 Экспертный метод включает  в себя определение налоговых  баз по каждому налогу и  сбору, мониторинг динамики их  поступления за несколько периодов, расчет уровней собираемости  налогов и сборов, объемов выпадающих  доходов, состояние задолженности  по налоговым платежам, оценку  результатов изменения налогового  законодательства и т. д.

 Исходной составляющей  налогового планирования является  определение налоговой базы для  каждого вида налога. Расчет налоговой  базы проводится как на федеральном  уровне, так и в региональном  разрезе с учетом отраслевой  структуры. Региональное налоговое  планирование также основывается  на результатах анализа исполнения  текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза макроэкономической  ситуации в регионах.

 При планировании поступлений  по важнейшим налогам и сборам, как правило, следует применять  все вышеперечисленные методы.

 Важнейшее условие  качественного перспективного планирования - это достоверная оценка поступлений  налогов до конца текущего  периода ( месяца, квартала, полугодия, года), что в свою очередь требует  использования сопоставимых фактических  данных.

 Налоговое планирование ( прогнозирование) делится на текущее  и перспективное. К текущему планированию  относится оперативное и краткосрочное  планирование сроком на 1 - 1,5 года. Планирование на среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (до 10 лет) периоды  относится к перспективному.

 Текущее налоговое  прогнозирование осуществляется  по Российской Федерации в  целом и на уровне ее субъектов, перспективное налоговое прогнозирование, как правило, - по Российской Федерации. Текущее, или краткосрочное, прогнозирование  является основой разработки  проектов соответствующих бюджетов на год и осуществляется по всем налогам и сборам.

 Перспективное прогнозирование  учитывает всю совокупность налогов  и сборов, осуществляется в целом  по налоговым и неналоговым  доходам и в большей степени  зависит от макроэкономических  параметров развития экономики.

 Оперативное налоговое  прогнозирование проводится на  месяц или квартал, и его цель - разработать прогноз реальных  поступлений налогов и сборов  в этих периодах. Этот прогноз  служит определенной базой для  налогового планирования, поскольку  в ходе оперативного прогнозирования  выявляются уровни собираемости  налогов и сборов, состояние задолженности  по налоговым платежам, динамика  выпадающих доходов и т. д.

 Краткосрочное прогнозирование  на очередной календарный год  исходит из параметров социально- экономического развития страны  и субъектов Российской Федерации. Эти показатели не разрабатываются, а критически оцениваются налоговыми  органами.

 Прогнозирование поступлений  налогов и сборов на текущий  год имеет особое значение, поскольку  нереальность годовых прогнозных  оценок вызовет в последующем  трудности в мобилизации налоговыми  органами запланированных доходов  в бюджетную систему либо, что  бывает реже, при заниженном объеме  ожидаемых налоговых поступлений  неоправданно высокое перевыполнение  установленных заданий отдельными  субъектами.

На базе текущих прогнозных оценок осуществляется налоговое планирование, представляющее собой разработку и доведение до налоговых органов по субъектам Российской Федерации индикативных показателей ( заданий) по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему в определенном периоде ( год, месяц, квартал).[7]

 Прежде чем приступить  к оценке и прогнозу ( планированию) налоговых поступлений, необходимо  провести всесторонний и многофакторный анализ данных о налоговой базе, поступлениях в бюджетную систему, а также проанализировать тенденции, складывающиеся в социально- экономическом развитии. Данное требование относится ко всем без исключения налоговым платежам.

В налоговой практике существуют виды прогнозирования налоговых поступлений:

 детерминистические прогнозы  налоговых поступлений;

 прогнозы временных  рядов налоговых поступлений  на основании их собственной  динамики;

 прогнозы с использованием  моделей с несколькими переменными.

 Детерминистический подход  построения прогнозов налоговых  поступлений наиболее часто реализуется  через условный метод прогнозирования  налоговых поступлений и метод  « налогового калькулятора».

 Условный метод используется  для получения прогнозных значений  агрегированных поступлений и  основывается на получении оценок  эластичности налоговых поступлений  по базе налогообложения. Существует  два типа условных методов  прогнозирования: статистические и  динамические модели прогнозирования  налоговых поступлений.

 Статистические модели  прогнозирования налоговых поступлений  ориентированы на учет прямых  эффектов воздействия на налоговую  базу, в частности изменения структуры  налогов. Для составления прогнозов  с помощью статистических моделей  требуются данные о налоговых  поступлениях и их базах по  каждому из рассматриваемых типов  налогов. В этих данных уже  отразилась та часть изменения  налоговых поступлений, которая  была вызвана соответствующими  изменениями совокупного дохода  или объема расходов, и то, что  было обусловлено изменениями  в налоговом законодательстве  и налоговом администрировании. Дифференциация этих эффектов  является определяющим для статистических  моделей прогнозирования налоговых  поступлений. Разделить эти эффекты  можно различными способами. В частности, можно использовать текущую стоимость налоговых ставок по базам налогообложения предшествующих периодов и получить скорректированные налоговые поступления для текущей структуры налогов. Такому подходу требуется детальная информация по базам налогообложения, поэтому для большинства развивающихся стран он неприемлем. Другой подход основан на построении скорректированных временных рядов налоговых поступлений с учетом изменений в налоговом законодательстве и налоговом администрировании, возникавших на всем временном интервале. При этом подходе, в отличие от первого, для построения скорректированных баз налогообложения необходима только информация, касающаяся объема поступления налогов и сборов. Эти скорректированные налоговые поступления в основном будут реагировать только на изменения объема налогооблагаемых доходов ( или расходов), поскольку система налогообложения остается неизменной на исследуемом периоде.[12]

С помощью динамических моделей учитывается не только прямой эффект воздействия налогооблагаемой базы на объем поступлений, но и косвенные эффекты, такие как реакция базы налогообложения на изменение структуры налоговой системы и др. Динамические модели рассматривают ожидаемую реакцию секторов экономики на изменение налогового законодательства. В силу этого базы налогообложения не являются фиксированной величиной при построении прогнозов налоговых поступлений и на них отражаются изменения налоговой системы. Использование динамических моделей требует большого количества достоверной информации, что для большинства стран с рыночной экономикой является неосуществимым, в том числе для современной России.

Информация о работе Налоговое прогнозирование