Налоги, сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, а также рассмотрение главных элементов налоговой системы и механизации её функционирования. Представляется необходимым характеризовать основные моменты налоговой системы РФ.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Сущность и функции налогов……………………………………..3
1.1. Структура налога…………………………………………………………4
1.2. Способы взимания налогов………………………………………………5
1.3. Функции налогов……………………………………………………….…6
1.4. Виды ставок……………………………………………………………..…9
Глава 2. Виды налогов и их роль в формировании государственного бюджета в Российской Федерации.
Механизм функционирования налоговой системы…………………….12
Прямые налоги……………………………………………………………18
Косвенные налоги………………………………………………………...27
2.4. Местные налоги, их сущность и виды…………………………………..31
2.4.1 Налог на имущество граждан……….……………………………………34
2.4.2. Налог на землю…………………………………………………………...38
2.4.3. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы……………………………………………………………….44
2.4.4. Налог на рекламу…………………………………………………………46
2.5. Значение местных налогов и особенности их уплаты…………………49
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

налоговое право.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Полностью освобождены от налога на прибыль  предприятия любых организационно-правовых форм – по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.

Объектом  налогообложения является облагаемая налогом прибыль предприятий  и организаций. На промышленном предприятий  различают несколько показателей прибыли, а если к этому добавить и те, которые введены Законом о налоге на прибыль, то получается система показателей.

Показатели  прибыли, имеющие отношение к  расчету налогооблагаемой базы.

  • Балансовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества и от доходов от внереализационных операций, уменьшенных на величину потерь от внереализационных операций.
  • Валовая прибыль, отличающаяся от балансовой тем, что:

 

Для целей налогообложения прибыли используется несколько иной расчет при определении прибыли от реализации основных фондов, нематериальных активов, МБП, а также при проведении бартерных и других аналогичных операций;

в состав валовой прибыли  дополнительно входят суммы превышения расходов на оплату труда.

 

  • Прибыль от реализации работ, услуг, продукции, определяемая как разница между выручкой от реализации без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
  • Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества. При определении этой прибыли учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции.
  • Доходы от внереализационных операций, в состав которых включаются доходы:
  • полученные от долевого участия в деятельности других предприятий;
  • от сдачи имущества в аренду;
  • (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам принадлежащих предприятиям;
  • (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и возмещения убытков;
  • суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности;
  • налогооблагаемая прибыль;
  • прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, или чистая прибыль.

 

Льготы, предоставляемые  по налогу на прибыль, можно разделить  на пять групп, предусматривающих:

  • полное освобождение от уплаты налога на прибыль специализированных предприятий и организаций в части, полученной от осуществления их уставной деятельности;
  • понижение ставки налога на прибыль на 50% для предприятий, если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа их работников;
  • освобождение от налогообложения только той части прибыли, которая направляется на осуществление определенных, установленных законом целей;
  • наряду с общими льготами для всех предприятий – предоставление специальных льгот предприятиям малого бизнеса;
  • разрешение для предприятий использовать так называемый «перенос убытков», что довольно широко применяется в мировой практике. Относительно к Российскому законодательству это означает, что для предприятий, получивших в предыдущем году убыток, освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих 5 лет.

 

Не облагается налогом  прибыль:

  • религиозных объединений и предприятий;
  • общественных организаций инвалидов и находящихся в их собственности учреждений, предприятий;
  • специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  • музеи, библиотеки, театры и т.д.

 

За отсутствие учета  затрат на производство и прибыли  или за ведение его с нарушениями  установленного порядка, повлекшим  за собой сокрытие или занижение  прибыли за проверяемый налоговой  инспекцией период, установлен штраф  в размере 10% доначисленных сумм налога. За непредставление документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога взимается штраф в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.

В случае задержки уплаты налога в бюджет с предприятия взыскивается пеня в размере 0,7% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Косвенные  налоги.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. В отличие от прямых налогов, которые по своей сути являются налогами на доходы или имущество, и больше их уплачивают те, кто имеет больше доходов или имущества, косвенные налоги - это налоги на расходы и платит их больше тот, кто больше расходует, то есть это налоги на потребление. Плательщиком таких налогов всегда является 5конечный потребитель продукции, работ и услуг, покупая их по цене, в которую уже входит налог. Особенность этих налогов заключается в том, что перечисляет их в бюджет не тот, кто платит, а тот, кто собирает налоги с покупателей при продаже им товаров, производстве работ, оказании услуг, поэтому они и называются косвенными.

К достоинствам косвенных налогов относится  их фискальная выгода, которая выражается, во-первых, в том, что, поскольку эти налоги падают, прежде всего, на широкое потребление, то они весьма доходны для государства.

Во-вторых, косвенные  налоги, поскольку содержатся в цене товара, платятся незаметно для потребителя. При этом теряется непосредственная связь между платежом налога и сознанием этого платежа.

Третье преимущество косвенных налогов связано с  тем, что косвенные налоги платятся во время покупки, то есть тогда, когда  в кармане есть деньги и поэтому  не должны сопровождаться недоимками, как это происходит с налогами на производстве (прямые налоги).

Налог на добавленную стоимость.

1 января 1992 на  территории России был введён  налог на добавленную стоимость  (НДС). Он представляет собой форму  изъятия в бюджет части добавленной  стоимости, создаваемой на всех  стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

НДС является косвенным налогом, т. е. надбавкой  к цене товара (работ, услуг), которая оплачивается конечным потребителем. Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе технической цепочки производства и обращения товара налог равен разнице между налогом, взимаемым при продаже и при покупке. При продаже товара предприятие компенсирует все свои затраты в связи с этим налогом и добавляет налог на вновь созданную на самом предприятии стоимость. Эта часть НДС, включаемая в продажную цену перечисляется государству. Таким образом, налоговые платежи тесно связаны с фактическим оборотом материальных ценностей, вся тяжесть налога ложится на конечного потребителя. Если товар ввозится на территорию РФ, то его обложение НДС производится в соответствии с таможенным законодательством России и инструкцией Государственного таможенного комитета РФ и Государственной налоговой службы РФ. В соответствии с Законами Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" плательщиками НДС являются:

предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной  принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, включая предприятие с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

полные  товарищества, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени;

индивидуальные (семейные) частные предприятия, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся  на территории России, имеющие расчетные  счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующие за плату товары;

международные объединения и иностранные юридические  лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.

С 1994 г. лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица, освобождены от НДС.

Объектом  налогообложения являются обороты  по реализации товаров, работ и услуг.

Объектом  налогообложения считаются обороты  по реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретаемых на стороне.

При реализации услуг объектом налогообложения  является выручка, полученная от оказания услуг (пассажирского и грузового транспорта; по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу; связи; бытовых; жилищно-коммунальных; рекламных; и  всех других платных услуг, кроме сдачи в аренду земли и т. д.).

Система НДС предполагает два способа  освобождения от налога.

При первом способе товары (работы, услуги) обладают правом вычета сумм налога, уплаченных поставщиком, т.е. весь налог по использованным на их изготовление сырью, материалам, комплектующим и другим изделиям, топливу, электроэнергии, работам, услугам принимается либо в уменьшение сумм налога, исчисленным по собственной реализации, либо возмещается налоговыми инспекциями на основе представленных счетов. Вторым способом освобождения от НДС товаров (работ, услуг) является освобождение от этого налога без предоставления права вычета уплаченного поставщикам налога. При таком методе уплаченные суммы налога становятся фактором издержек производства и соответственно включаются в цену товара, работ, услуг.

Предприятия со среднемесячными платежами более 3 тыс. рублей уплачивают налог в  бюджет один раз в месяц; до 1 тыс. рублей - один раз, в квартал исходя из фактической реализации соответственно не позднее 20-го числа следующего месяца (квартала).

Плательщики в сроки, установленные для уплаты налога за отчетный период, предоставляют  налоговым органам по месту своего нахождения расчеты по установленной  форме.

Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателями.

Акцизы, как правило, устанавливаются на дефицитную, высокорентабельную продукцию  и товары, предназначенные для  населения и являющиеся монополией государства. Государство использует акцизы для регулирования спроса и предложения, а также для пополнения государственного бюджета.

Акцизами  облагается реализация вино-водочных и табачных изделий, пива, легковых автомобилей и т.д.

В 1993 году произошли изменения в  перечне подакцизных товаров. Из него исключены икра осетровых и лососевых рыб, деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, шоколад, а также изделия из фарфора. С 1 февраля 1993 года введены акцизы на импортные товары. Включены в этот перечень и грузовые автомобили грузоподъемностью до 1,25 т. В 1994 году введены акцизы на автомобильный бензин, спирт этиловый из всех видов сырья, покрышки и камеры для шин к легковым автомобилям, ружья охотничьи, яхты и катера.

Плательщиками акцизов являются:

а) по подакцизным товарам и продуктам  отечественного производства, включая выработанные из давальческого сырья, - производящие их предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, включая предприятия с иностранными инвестициями, а также филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий;

б) по ввозимым на территорию РФ товарам - предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством  РФ.

В 1994 году введено дополнение, которое  указывает на то, что плательщиками  акцизов по всем подакцизным товарам, производимым из давальческого сырья, становятся предприятия и организации, производящие эти товары. При этом давальческим сырьем считается сырье, материалы, продукция, передаваемые их владельцем без оплаты другим предприятиям для дальнейшей переработки, включая разлив.

Для определения облагаемого оборота  принимается стоимость реализуемых  подакцизных товаров, исчисленная  исходя:

а) из свободных отпускных цен с  включением в них суммы акциза (свободная отпускная цена включает издержки производства, прибыль и  сумму акциза);

б) из регулируемых государством цен за вычетом торговых скидок, сниженных  на сумму НДС.

Налог на пользователей автодорог.

Указом  Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года введен транспортный налог с предприятий и организаций (кроме бюджетных) в размере 1% из фонда оплаты труда с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).

Все средства от взимания этого налога направляются в бюджет республик  в составе РФ, краев, областей, городов  федерального значения, автономных областей и округов для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта.

Информация о работе Налоги, сущность и функции