Налоги, сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, а также рассмотрение главных элементов налоговой системы и механизации её функционирования. Представляется необходимым характеризовать основные моменты налоговой системы РФ.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Сущность и функции налогов……………………………………..3
1.1. Структура налога…………………………………………………………4
1.2. Способы взимания налогов………………………………………………5
1.3. Функции налогов……………………………………………………….…6
1.4. Виды ставок……………………………………………………………..…9
Глава 2. Виды налогов и их роль в формировании государственного бюджета в Российской Федерации.
Механизм функционирования налоговой системы…………………….12
Прямые налоги……………………………………………………………18
Косвенные налоги………………………………………………………...27
2.4. Местные налоги, их сущность и виды…………………………………..31
2.4.1 Налог на имущество граждан……….……………………………………34
2.4.2. Налог на землю…………………………………………………………...38
2.4.3. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы……………………………………………………………….44
2.4.4. Налог на рекламу…………………………………………………………46
2.5. Значение местных налогов и особенности их уплаты…………………49
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

налоговое право.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

План:

Введение. 

Глава 1.  Сущность и функции налогов……………………………………..3

    1. Структура налога…………………………………………………………4
    2. Способы взимания налогов………………………………………………5
    3. Функции налогов……………………………………………………….…6
    4. Виды ставок……………………………………………………………..…9

Глава 2. Виды налогов и их роль в формировании государственного бюджета в Российской Федерации.

  • Механизм функционирования налоговой системы…………………….12
  • Прямые налоги……………………………………………………………18
  • Косвенные налоги………………………………………………………...27
  • 2.4.    Местные налоги, их сущность и  виды…………………………………..31

    2.4.1 Налог на имущество граждан……….……………………………………34

    2.4.2. Налог на  землю…………………………………………………………...38

    2.4.3. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы……………………………………………………………….44

    2.4.4. Налог на рекламу…………………………………………………………46

    2.5.    Значение местных налогов и  особенности их уплаты…………………49

    Заключение

    Список используемой литературы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение.

    Посредством налогообложения  изымаются финансовые средства предприятий  и граждан в бюджет государства и регулируются условия производства и реализации товаров и услуг. Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия  для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций. Вся совокупность законов и правил, регламентирующих уплату налогов в данной отрасли, сфере хозяйства или регионе создают своеобразный «налоговый климат», который необходимо принимать во внимание при выборе сферы бизнеса и его текущей реализации.

    Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов,  а также рассмотрение главных элементов налоговой системы и механизации её функционирования. Представляется необходимым характеризовать основные моменты налоговой системы РФ.

    В работе необходимо использовать не только теоретические работы, но и определенные законы, имеющие практическое значение и регламентирующие налоговую систему  России.

    Среди авторов, занимавшихся исследованием данной проблемы, следует выделить А. Смита, Д. Ренардо, А. Маршалла, А. А, Исаева, Д. Т. Черника и др.

    Также в курсовой работе рассматривается уплата налогов в бюджет.

    В заключение курсовой работы предполагается подвести итоги проведённого исследования, выделив и охарактеризовав основные выводы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.1Сущность  и функции налогов.  Система  построения налога.

     

    Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями  хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

    Налог – обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством.

    Отдельный налог характеризуется  набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме  государства, правила расчёта и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы:

    • Целевые признаки;
    • Организационные;
    • Системные;

    Целевыми признаками являются:

    1. Поддерживаемые органы управления;
    2. Целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых налоговым сбором);
    3. Целевое назначение представленных льгот (область вложения средств, оставленных у налогоплательщика);

    Организационными  признаками налога являются:

    1. Объект налога – то, что облагается налогом (доход, имущество и т. п.);
    2. Источник выплаты налога – фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т. п.);     
    3. База налога – сумма, с которой взимает Ставка (шкала вставок) налога – размер налога на единицу обложения;
    4. Субъект налогообложения – лицо, обязанное по закону платить налог;                                                                                             
    5. Ставка (шкала вставок) налога – размер налога на единицу обложения;
    6. Субъект налогообложения – лицо, обязанное по закону платить налог;

    Системные признаки налога позволяют дать характеристику его  места в общем, процессе финансовых потоков:                                                                            

    1. Доля налога в бюджетных поступлениях;
    2. Доля налога в общем, налоговом давлении на налогоплательщика;
    3. Степень удовлетворения налогом финансовых потребностей сферы своего назначения;
    4. Степень собираемости налога;
    5. Экономические последствия предоставленных льгот по налогу (убытки, будущие доходы);
    6. Расходы на сбор налога;

     

     

     

     

    Структура налога.

    Каждый налог содержит следующие элементы:

    Субъект налога или налогоплательщик – физическое или юридическое  лицо, на которое законом возложена  обязанность платить налог.

    Носитель налога –  физическое или юридическое лицо, которое, в конечном счете, несёт издержки и ущерб по уплате налога.

    Субъект налога или плательщик не всегда являются действительным его  носителем, поскольку иногда налог  перекладывается на других лиц, например, облагая таможенной пошлиной, какой либо товар, понятно, что он будет переложен на потребителей путём надбавки к цене. Если субъект налога может переложить свой налог на другого, то он уже не носитель налога.

    Сфера действия налога –  совокупность носителей налога, на которых, в конечном счете, ложится его бремя.

    Объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество). Часто и  само название налога вытекает из объекта, например, поземельный, подоходный, и др…

    Источник налога –  доход субъекта (заработная плата, процент, рента) из которого выплачивается налог. По некоторым налогам объект и источник совпадают.

    Масштаб налогообложения  – единица,  которая кладётся в основу измерения налога; в промысловом  налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т. д.

    Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны, по земельному налогу – гектар, акр и т. д.).

    Разница между масштабом  и единицей обложения заключается  в том, что в масштабе единица обложения берётся как принцип, единица обложения берётся как мера.

    Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу  обложения; выраженная в процентах  она носит название квоты.

    В зависимости от построения налогов  различают твёрдые и долевые ставки.

    Твёрдые ставки устанавливаются  в сумме на единицу объекта. Долевые  ставки выражаются в определённых долях  объекта обложения.

    Налоговый оклад –  сумма налога, уплачиваемая субъектом  с одного объекта.

    Налоговый порог –  расчётная величина налогового оклада к доходам. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки вычеты и др.). Самой важной  налоговой льготой является необлагаемый минимум (безналоговая зона) – часть объекта, полностью освобождённая от налога.

     

    Способы взимания налогов.

     

    В налоговой практике существует три способа взимания налогов.

    Первый способ – кадастровый  – предлагает использование кадастра.

    Кадастр это реестр, который  содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся: при поземельном налоге – размер участка, количество скота, удалённость от транспортных путей рынка;  при домовом – количество окон, дверей, труб, характер постройки; при промысловом  - численность рабочих, количество станков и т. д.

    Средняя доходность объекта, базирующаяся на этих признаках, значительно  отклоняется от действительной.  Существуют поземельный, по домовой,  промысловый кадастры. Данный способ имеет в значительной мере исторический характер. Он применяется при слабом развитии налогового аппарата.

    При втором способе налог  удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога(у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником – сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога.

    Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть  официального заявления о получаемых им доходах.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Функции налогов.

     

    Функции налогов –  это проявление его сущности в  действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

    Важнейшей функцией налогов  является регулирующая функция. Государственное  регулирование в условиях рыночной экономики осуществляется в двух направлениях:

    • Регулирование торгово-денежных отношений, то есть государство выпускает законы, нормативные акты, определяющие взаимоотношения действующих на рынке лиц – данное направление регулирования с налогами не связано;
    • Финансово – экономические методы воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму административные методы управления, и остается система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью.

    Таким образом, рыночная экономика регулируется финансово  – экономическими методами, путём  применения  отлаженной системы  налогообложения, маневрируя процентными  ставками, ссудным капиталом и  т. д. Центральное место в этих методах занимают налоги.

    Государственное регулирование  с  помощью налогов осуществляется через:

    • Изменение системы налогообложения;
      • Изменение налоговых ставок;
      • Предоставление налоговых льгот;

    Налогообложение должно не угнетать, а стимулировать производство. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определенных отраслей.

    Изменяя налоговые ставки, государство создаёт дополнительные стимулы для отдельных элементов финансовых потоков и потоков товаров.

    Государственное налоговое  регулирование возможно на двух уровнях.

    Верхний – это регулирование, реализуемое за счёт разницы налогов. Введение разных ставок на долгосрочный и краткосрочный кредит, регулирование курса валюты, разных обязательств и резервов для этих видов кредитов оказываются регуляторами для потоков, вкладываемых капиталов.

    Нижний уровень регулирования  – это отдельные налоговые  льготы внутри какого – либо сектора.

    Фискальная функция  заключается в изъятии части доходов предприятий и граждан для формирования финансовых ресурсов государства, необходимых для его жизнедеятельности. С её помощью образуются государственные денежные фонды и создаются  материальные условия для функционирования государства.

    Эта функция, способствующая огосударствлению части национального  дохода в денежной форме, создаёт  объективные предпосылки государственного регулирования экономики.

    То есть эти две  функции взаимосвязаны друг с  другом, вытекают одна из другой и находятся  во внутреннем единстве. Увеличение значения фискальной функции позволяет расширить налоговую базу, создать объективное предпосылки для более глубокого воздействия на процесс воспроизводства. В то же время, успешное регулирование налогами обеспечивает экономический рост, повышает благосостояние населения, что в свою очередь, создаёт благоприятную базу для фискальной функции.

    В России фискальная роль налогов всегда выдвигалась на первый план, не изменилась такая политика и сейчас. Руководители министерства финансов прямо считают её «важнейшей из всех функций, что бы не говорилось по этому поводу».

    Вместе с тем в  обязанности государства входит обеспечивать прогрессивное развитие общества, и оно должно гибко использовать как фискальную, так и стимулирующую функцию.

    Стимулирующая функция  настолько перекликается с регулирующей, насколько с помощью налогов  государство имеет возможность  целенаправленно стимулировать  капиталовложения, хозяйственную активность, создавать новые рабочие места.

    Распределительная функция  заключается в том, что посредством налогов в бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, финансирование целевых программ и т. д.

    Информация о работе Налоги, сущность и функции