Налоги, сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, а также рассмотрение главных элементов налоговой системы и механизации её функционирования. Представляется необходимым характеризовать основные моменты налоговой системы РФ.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Сущность и функции налогов……………………………………..3
1.1. Структура налога…………………………………………………………4
1.2. Способы взимания налогов………………………………………………5
1.3. Функции налогов……………………………………………………….…6
1.4. Виды ставок……………………………………………………………..…9
Глава 2. Виды налогов и их роль в формировании государственного бюджета в Российской Федерации.
Механизм функционирования налоговой системы…………………….12
Прямые налоги……………………………………………………………18
Косвенные налоги………………………………………………………...27
2.4. Местные налоги, их сущность и виды…………………………………..31
2.4.1 Налог на имущество граждан……….……………………………………34
2.4.2. Налог на землю…………………………………………………………...38
2.4.3. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы……………………………………………………………….44
2.4.4. Налог на рекламу…………………………………………………………46
2.5. Значение местных налогов и особенности их уплаты…………………49
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

налоговое право.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Кадастры  использовались и в древности. Но лишь сочетание рекомендаций финансовой науки и практического опыта  позволили выработать кадастр, позволяющий  объективно устанавливать поземельный  налог.

Подомовой кадастр. Чтобы провести обложение домов, нужно произвести учет объектов подомового налога и их доходности. Когда этот налог появился, например, в Англии в XVII веке, то первоначальный учет домов был упрощенным. Налог взимался по числу очагов или каминов в доме. Такой учет не требовал посещения дома и исчисления доходности. В самом конце XVII века очажный сбор превращается в домовой налог, исчисляемый по числу окон в доме. Это был очень грубый прием, но для того времени приемлемый и более точный, чем налог по числу очагов. По примеру Англии подомовой налог во Франции, введенный конце XVIII века был тоже построен на обложении домов по числу окон и дверей. В XIX столетии такой способ обложения становится слишком грубым и неравномерным, и государства переходят в большинстве случаев к обложению по доходности. Однако доходность определялась не индивидуально для каждого дома, а по разрядам средних норм, к которым были отнесены отдельные дома.

Обычно  город разделяли по районам, в  каждом районе на основании наблюдении определялась средняя доходность одной  квадратной сажени жилой площади по разрядам зданий (каменные, деревянные) и по этим нормам исчислялся валовой доход каждого дома посредством измерения его площади. Из этого дохода исключались текущие расходы, тоже по установленным нормам, и остающегося чистого дохода взимался налог.

         Третий реальный налог – промысловый.

Объектом его являлся  промысел, за исключением сельскохозяйственного. Это – налог на всякую хозяйственную  деятельность в виде промысла, которая  имело в виду получение дохода. Сюда относились промыслы в области промышленной переработки сырья, промыслы в области торговли и транспорта и разные виды свободных профессий. Сельскохозяйственный промысел не подвергался обложению промысловым налогом, прежде всего потому, что он облагался поземельным налогом.

Субъектом промыслового налога явилось лицо, занимающееся каким-либо промыслом. Субъект  этого налога не всегда совпадал с  носителем, так как здесь часто  происходило переложение налога на потребителя. Лицо, ведущее промысел, могло связать налог со своими меновыми операциями и переложить налог на потребителя путем увеличения цены. Торговец, зная сумму причитающегося с него налога, учитывал его в себестоимости продаваемых товаров и, повышая цену, перелагал его на покупателя.

Зубной  врач, платящий промысловый налог, принимая его во внимание поднимал плату за лечение. Поэтому на смену промысловому налогу пришло подоходное обложение в форме налога на прибыль.

 

Более распространены прямые личные налоги – налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые или у источника дохода, или по декларации.

Они отличаются от реальных налогов тем, что при взимании налогов учитываются  личные, или точнее сказать индивидуальные особенности каждого налогоплательщика. Во внимание принимается и состав семьи, и финансовое положение, и родственные связи, и особенности предприятия, если это касается юридического лица, что позволяет точнее определить сумму налога применительно к каждому индивидууму или предприятию. Подоходный налог. Плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане Российской Федерации, граждане других государств и лица без гражданства), как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РФ.

Объектом  налогообложения у граждан, имеющих  постоянное место жительства в РФ, является совокупный доход, полученный в календарном году на территории РФ, континентальном шельфе, в экономической зоне РФ и за пределами РФ, как в денежной, так и в натуральной форме.

Доходы  граждан, не имеющих постоянного  места жительства в РФ, подлежат обложению налогом, только если они получены из источников на территории РФ, континентальном шельфе и в экономической зоне РФ.

В состав совокупного дохода граждан  также включаются суммы материальных и социальных благ, предоставляемых  предприятиями, учреждениями и организациями персонально своим работникам. В состав совокупного дохода включается сумма стоимости имущества, распределяемого в пользу граждан при ликвидации предприятий и организаций.

В совокупный годовой доход не включаются:

  • государственные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению;
  • все виды пенсий;
  • выходные пособия;
  • компенсационные выплаты работникам и т.д.

 

Граждане, доходы которых  подлежат налогообложению на основании  декларации о доходах и расходах обязаны:

  • вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с получением этих доходов;
  • предоставлять налоговым органам декларации о доходах и расходах и т.д.

Налоговые органы обязаны  проводить проверки правильности удержания  подоходного налога и осуществления вычетов из облагаемого дохода, своевременности и полноты перечисления в бюджет удержанных сумм налога со всех предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также физических лиц. Первоочередность проверок устанавливается руководителями налоговых органов. Правильность исчисления налогов должна быть проверена в выборочном порядке по лицевым счетам работников, ведомостям на выдачу заработка и другим документам, по которым выплачиваются заработки (доходы), а при установлении существенных ошибок в исчислении налога – по всем лицевым счетам и другим документам.

Своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные  в бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы гражданам в бесспорном порядке с наложением штрафа в размере 10% от указанных сумм, подлежащих взысканию. Штраф в размере 10% начисляется налоговым органом от сумм, не удержанных, удержанных не полностью, не перечисленных или перечисленных в бюджет не полностью, выявленных при проверках на предприятиях, в учреждениях и организациях правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, о чем делается запись в акте проверки.

 

Социальные налоги. В настоящее время понятие «социальный налог» существует лишь в проектах по совершенствованию налогообложения. На практике он представляет собой отчисление  в социальные внебюджетные фонды: пенсионный (ПФ), социального страхования (ФСС), обязательного медицинского страхования (ФОМС), занятости (ФЗ).

С 1 января 1997 года вступил в силу новый  закон РФ от 11 февраля 1997 года №26-ФЗ «О тарифах страховых взносов  в Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, Фонд обязательного медицинского страхования; Фонд занятости на 1997 год». Крайне негативно на положении нового Закона отреагировали предприниматели, у которых страховой взнос в ПФ вырос с 5% до 28%. Фермерских хозяйствам страховой взнос был установлен в размере 20,6%.

Однако  не следует забывать о том, что  предприниматели уплачивают подоходный налог с величины, уменьшенной  на сумму страхового взноса в ПФ. Согласно указаниям администрации  ПФ (письма от 20 марта 1997 года №ЕВ-09-11/2147 – ИН) не начисляются страховые взносы на суммы договоров купли-продажи, цены, аренды помещений, дарения и т.д.

Изменились  условия уплаты страховых взносов  в ПФ РФ для общественных организаций  инвалидов. От уплаты страховых взносов  освобождаются общественные организации  инвалидов и пенсионеров и т.д.

Не  начисляются страховые взносы на суммы, выплачиваемые по различным  видам договоров гражданско-правового  характера и различного радо доплат (выплаты пенсионерам; выплаты авторского вознаграждения изобретателям и  рационализаторам).

Порядок формирования средств ФСС регламентируют инструктивные положения, утвержденные постановлением ФСС РФ, Минтруда РФ, МФ РФ, ГНС РФ от 2 октября 1996 года № 162/2/87/01-1-07 [9].

В них предусмотрен обязательный или  добровольный порядок регистрации  для уплаты страховых взносов. Добровольная регистрация предусмотрена для граждан – предпринимателей, осуществляющих свою коммерческую деятельность без образования юридического лица..

В обязательном порядке должны регистрироваться юридические лица, граждане – предприниматели, использующие труд наемных работников, структурные подразделения и филиалы предприятий, имеющие отдельный счет в банке.

Страховые взносы начисляются на оплату труда  всех работающих на предприятии лиц. Перечень освобождаемых от страховых  взносов видов оплаты труда оставлен таким, каким он был утвержден 1990 г. [20]. С 1997 года в ведение налоговых администрации перешло осуществление контроля за своевременностью и правильностью исчисления взносов в ФЗ РФ [60].

В развитие Указа  Президента РФ от 18 августа 1996 года № 1211 «О мерах по обеспечению полноты и своевременности поступления обязательных платежей в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации» налоговым администрациям было предписано обеспечить формирование банка данных о плательщиках обязательных взносов в ФЗ РФ для разработки обновленного пакета нормативных документов, регламентирующих правовую и методико-организационную стороны функционирования ФЗ РФ. Таким образом, процесс законодательного оформления механизма социального налога еще не завершен и многие вопросы формирования и использования средств государственных внебюджетных фондов ждут своего решения.

Налог на имущество  предприятий Российской Федерации. Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» указанный налог отнесен к налогам республик в составе России, краев, областей, автономных округов. Предусмотрено, что вся сумма платежей по налогу на имущество равными долями зачисляются в центральные бюджеты указанных административных образований и в районные, городские бюджеты по месту нахождения плательщиков.

Цели  налога:

  • обеспечить центральные бюджеты регионов стабильными источниками для финансирования бюджетных расходов;
  • создать стимулы освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества для предприятий и организаций.

 

Плательщиками налога на имущество являются все  предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами, а также филиалы указанных  юридических лиц, имеющие отдельный  баланс и расчетный счет.

От  уплаты налога освобожден только узкий  круг юридических лиц: бюджетные  учреждения и организации, религиозные  объединения и организации, предприятия  и организации, находящиеся в  собственности общественных организаций  инвалидов, ЦБ РФ и его учреждения, инвестиционные фонды.

Объектом  является имущество в его стоимостном  выражении, находящиеся на балансе  предприятия. В качестве объекта  налогообложения принимается совокупность основных средств, материальных запасов, затрат и нематериальных активов.

Выведены по сравнению с 1993 годом из налогооблагаемой базы дебиторская задолженность, денежные средства и средства в расчетах предприятий.

  • В соответствии с Законом Москвы от 2 марта 1994 года № 2-17 «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий» освобождается от уплаты налога:
  • предприятия городского пассажирского транспорта и метрополитена, получающие дотацию из бюджета Москвы;
  • предприятия, в общем, объеме реализации продукции (работ, услуг) которых оказание бытовых услуг бюджетным учреждениям составляет не менее 50%;
  • предприятия, оказывающие ритуальные услуги населению, если в общем, объеме реализации (работ, услуг) эти услуги составляют не менее 70%;
  • предприятия в сфере материального производства и бытового обслуживания, в среднесписочной численности которых инвалиды составляют более 35%, либо инвалиды и пенсионеры – более 50%;
  • предприятия, осуществляющие автотранспортные перевозки по городскому заказу.

 

К льготным видам имущества, находящимся на балансе предприятий, относятся:

  • ведомственное жилье;
  • объекты пожарной безопасности и охраны природы и т.д.

 

Авансовые платежи по налогу на имущество не производятся. Налогоплательщик самостоятельно ежеквартально  нарастающим итогам с начала года вносит платежи в бюджеты своих  регионов. В конце года производится окончательный перерасчет с бюджетом по данному налогу по годовому бухгалтерскому балансу.

Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного  платежа в бюджет в первоочередном порядке, и относятся на финансовые результаты деятельности предприятия.

Уплата  налога производится по квартальным  расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета за квартал, а  по годовым расчетам – в десятидневный  срок.

Налог на прибыль предприятий пришел на смену налогу с доходов кооператоров и нормативных отчислений в бюджет.

Налог на прибыль предприятий был введен с 1 января 1992 года. Он регулируется Законом  Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Субъектами  налога на прибыль являются предприятия  и организации (в том числе бюджетные), включая созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Кроме того, плательщиками являются филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Следует иметь в виду, что не распространяется действие Закона о налоге на прибыль на предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. В своей предпринимательской деятельности на территории РФ эти предприятия должны руководствоваться Законом Российской Федерации «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц».

Информация о работе Налоги, сущность и функции