Лекции по "Налоговому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:51, курс лекций

Описание работы

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. При этом налогообложение как элемент экономической культуры присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. История налогов насчитывает тысячелетия. Налоги выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы древнего мира потребовали соответствующего финансирования. Жертвоприношение как первичная форма налогообложения, церковная десятина.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций лекция Сущность налога и его основные характ.doc

— 459.50 Кб (Скачать файл)

Главными источниками налогового права являются законодательные акты государственных органов. Так,  в Российской Федерации к ним относятся Налоговый кодекс РФ, акты Российской Федерации, законы республик в составе Российской Федерации, акты представительных органов других субъектов федерации, органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории республик, краев, областей, других субъектов РФ к сфере совместного с федеральными органами государственной власти ведения.  Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной власти РФ.

Органы местного самоуправления регулируют вопросы налогообложения на своей  территории в пределах, предусмотренных законодательством РФ.

Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, исчисления  и взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков.

Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность  налогоплательщика внести в бюджетную  систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому, чтобы обеспечить выполнение этих обязанностей, законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим подобное правонарушение.

В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые органы, налоговые агенты, Министерство финансов, таможенные органы, органы внебюджетных фондов, органы исполнительной власти, кредитные органы - банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, то есть субъектами налогового права.

Обязанности налогоплательщика  возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Закон закрепляет факты, обуславливающие прекращение обязанностей по уплате налога. Для физических лиц это - уплата налога, возникновение обязательств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора,  смерть налогоплательщика или признание его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Задолженность по имущественным налогам умершего или лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества.

Условиями прекращения таких обязанностей для юридического лица являются: уплата налога, отмена налога или ликвидация организации - налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами). Невозможность уплаты налога юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, является основанием для признания этого юридического лица в установленном законом порядке банкротом. Если юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке или по решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.

Предмет налогового права - общественные отношения, возникающие в процессе установления и взимания налогов и сборов в бюджетную систему и внебюджетные целевые фонды.

Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансово-налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды. Такой метод способствует своевременному и в полном объеме поступлению средств в распоряжение государства.

Налогово-правовому регулированию  свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Так в законодательстве России содержится перечень местных налогов и сборов, из числа которых органы местного самоуправления устанавливают платежи на своей территории. По вопросам, касающимся общих принципов налогообложения, в Федеральном  собрании Российской Федерации должны быть рассмотрены предложения субъектов Федерации. Налоговые органы могут предоставлять предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит (отсрочку платежа на основе соглашения между ними). Все эти методы могут находиться в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования - методом властных предписаний.

Налоговое право базируется и развивается на основах государственного (конституционного) права как ведущей отрасли в системе права, закрепляющей основы общественного строя и политики государства, правового положения личности, государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Налогово-правовые нормы, регулирующие состав и порядок образования государственных налоговых доходов, основаны на конституционных положениях об экономической системе, о формах собственности.

Налоговое право как часть финансового  права находится в тесной связи  с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения. Прослеживается связь финансового права и с другими отраслями российского права, хотя  менее тесная, чем в указанных случаях.

Налогово-правовые нормы - это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Как и любая другая норма права, налогово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.

Содержание налогово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение общегосударственных интересов, а также интересов каждого из участников финансовых отношений, в том числе и предприятий всех форм собственности, граждан. Например, в целях соблюдения прав и интересов налогоплательщиков установлены обязанности государственных органов возвращать им излишне взысканные платежи.

Налоговые правоотношения имеют свои особенности. Основная особенность, которая  определяет и другие отличительные  черты финансово-налоговых правоотношений, заключается в том, что они  возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Из этого следует и другая их особенность: налоговые правоотношения являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу финансовых ресурсов государства. Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении  их между государством и предприятиями в случая внесения обязательных платежей в бюджет или внебюджетные фонды.

Урегулированные нормами налогового права отношения процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивают движение финансовых ресурсов.

Следующая особенность налоговых  правоотношений состоит в том, что  одной из сторон в них всегда выступает  государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления. При этом государственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях  от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников налоговых правоотношений. Права всех участников налоговых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение налоговых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.

Возникновение, изменение и прекращение  налоговых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий или юридических фактов. Сами участники налоговых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в налоговом праве относятся действия (бездействия) или события.

Действия - это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, то есть отвечать общим требованиям закона,  и неправомерными - не соответствующими им.

На основании правовых норм общего значения принимаются индивидуальные налоговые акты, которые ведут  к возникновению, изменению или  прекращению налоговых правоотношений. Например, извещение налогоплательщику со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенной суммы налога или штрафных санкций.

При неисполнении участниками налоговых  правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (начисление пени на невнесенную сумму налогового платежа, арест имущества злостного неплательщика налогов и др.).

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение налоговых взаимоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей. Лучшему представлению о разнообразных налоговых правоотношениях и пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация по разным основаниям: по кругу участников, по длительности и др.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм налогового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, налоговые правоотношения также могут быть материальными  и процессуальными. Через материальные налоговые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются государственные денежные фонды.

В процессуальных налоговых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной формы и порядка в налоговых взаимоотношениях. Процессуальные налоговые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий. Процессуальные налоговые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области налогов. Правильно избранная форма (процессуальная форма) способствует лучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области налогов, поэтому одним из важных факторов повышения уровня налоговой деятельности государства является совершенствование процессуальной стороны этой деятельности.

Налоговое право, регулируя относящиеся  к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих  отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами налогового права. Следует различать понятие «субъект налогового права» и «субъект (или участник) налогового правоотношения», хотя они во многом сходны (а иногда и  совпадают).

Субъект налогового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником налоговых правоотношений. А субъект налогового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере налоговых отношений принадлежат  субъектам налогового права в силу действия налогово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Таким образом, субъект налогового права - это понятие более широкое, чем субъект (участник) налогового правоотношения.  К субъектам налогового права относятся налогоплательщики, органы налогового контроля, а также лица и организации, содействующие уплате налоговых платежей.

 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налоговые нормы всегда определяются соответствующими законами :

  • общефинансовыми;
  • специальными, в том числе Налоговым кодексом;
  • неналогового характера, регулирующими налоговую систему, например, порядок распределения  налоговых поступлений между центральным и местными бюджетами.

Место налогового права в системе  финансового законодательства любого государства определяется тем значением, которое налоговые поступления  занимают в экономике страны.

Законодательством большинства стран  предусматривается, что налог может быть установлен, изменен или отменен  только на основе закона. Так, статья 133 Конституции Испании подчеркивает: «Изначальное право устанавливать налоги принадлежит исключительно государству и осуществляется посредством закона»; статья 30 Конституции Японии: « Население подлежит обложению налогами в соответствии с законами»; статья  78, пункт 1 Конституции Греции: «Ни один налог не может быть введен и не может взиматься без действия формального закона, определяющего круг лиц, подлежащих обложению».

Законы, содержащие налоговые нормы, принимаются обычно парламентом, однако законодательство некоторых стран  допускает отход от этого принципа. Так,  принятие налогового акта в  форме решения парламентской  комиссии допускается в Швеции и  Израиле. В частности, статья 1 Закона   о государственной экономике Израиля гласит: «Когда размер налогов ... не установлен  законом, они могут определяться решением Кнессета или парламентского комитета».

Информация о работе Лекции по "Налоговому праву"