Контрольная работа по "Налоговое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.» [3, ст. 57]. Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, взимаемых в установленном порядке.

Файлы: 1 файл

налоговое право РФ.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Факультет: БМК

Дисциплина: Правовое регулирование финансовой деятельности

Тема контрольной  работы: Налоговое право Российской Федерации

 

 

 

 

Ф.И.О. студента: Спрыжков И.М.

Курс: 3.  Семестр: 5

Полный домашний адрес: 443099, г. Самара, ул. Комсомольская, д. 30, кв. 3.

 

 

 

 

 

 

Дата сдачи: _____________________

Ученая степень  преподавателя: _____________________________________

Ф.И.О. ____________________________________________________________

Оценка: _________________________ Подпись: _________________________

Дата проверки: __________________

 

ПЛАН

 

ЧАСТЬ I. Налоговое право Российской Федерации

1. Понятие и роль налогов

Существование любого современного государства  неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает  это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.» [3, ст. 57]. Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, взимаемых в установленном порядке. Под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный  фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. [2, ст.. 2]. В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором, и наоборот, хотя и существуют определенные различия. Так, при уплате пошлины или сбора плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмезность платежа, налоги никогда не бывают индивидуально возмездными.

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Так, налоги составляют 86% доходной части федерального бюджета на1997год [1, ст. 1, ст.. 16].

Помимо финансовой роли, налоги имеют  большое социальное значение. Посредством  налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

С юридической точки зрения, налог  – установленная законом форма  отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

2. Виды налогов

2.1. Прямые и косвенные налоги

Прямые (подоходно-имущественные) налоги взимаются в процессе приобретения и расходования материальных благ, косвенные (налоги на потребление) – в процессе их расходования. Примерами прямых налогов могут служить подоходный налог и налог на имущество, косвенных – НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Прямые налоги в свою очередь  делятся на личные (налог на прибыль)и  реальные (налог на имущество). Различие состоит в том, что личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли), а реальные – с предполагаемый.

2.2. Раскладочные и количественные  налоги

Раскладочные (репартиционные) налоги исходят из потребности покрыть  конкретный расход (например, целевой  сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели), количественные (долевые, квотативные) налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налог.

2.3. Закрепленные и регулирующие  налоги

В зависимости от того закреплен  ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.

2.4. Государственные и местные  налоги

В зависимости от объема компетенции  органов власти различных уровней правоотношения в отношении установления, ââåäåíèÿ â äåéñòâèå, îòìåíû íàëîãîâ âûäåëÿþò ãîñóäàðñòâåííûå è ìåñòíûå íàëîãè.

2.5. Общие и целевые налоги

Целевые налоги могут вводиться  по ряду причин.

Во-первых, c психологической точки  зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен. Однако, такие налоги побуждают каждого контролировать государственные органы, расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы.

Во-вторых, целевые налоги придают большую независимость конкретному государственному органу.

В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что  необходимость определенных затрат вызвана получением определенных доходов.

3. Элементы закона о налоге

Обязанности налогоплательщика устанавливаются только совокупностью элементов закона о налоге. Можно выделить существенные и факультативные элементы закона о налоге.

Существенными элементами закона о  налоге являются те элементы, без которых  налоговое обязательство и порядок  его исполнения не могут считаться определенными. К ним относятся: налогоплательщик (субъект налога), объект налога, предмет налога, масштаб налога, метод учета налоговой базы, налоговый период, единица налогообложения, налоговая ставка и метод налогообложения, порядок исчисления налога, отчетный период, сроки уплаты налога, способы и порядок уплаты налога.

Факультативными элементами закона о  налоге могут считаться те, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако существенно снижает гарантии надлежащего исполнения этого обязательства. К ним относятся: порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правоотношения, налоговые льготы.

В соответствии с законом "Об основах  налоговой системы в РФ" перечисленные элементы должны быть установлены в каждом конкретном законе о налоге. Установить элемент закона о налоге - значит принять (утвердить, узаконить) что-либо в качестве одного из оснований возникновения налогового обязательства или способа его исполнения. Определить элемент закона о налоге - значит описать фактическую сторону элемента, выделить его из прочих сходных явлений  (предметов, обстоятельств) на основе каких-либо признаков, данных.

3.1. Субъект налогообложения

Субъект налогообложения - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

С понятием "субъект налогообложения" тесно связано понятие "носитель налога" - лицо, которое несет тяжесть налогообложения в итоге.

Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения. Однако, от имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем).

Важную роль в налоговом праве  играют экономические связи налогоплательщика с государством, строящиеся на основе принципа постоянного местопребывания (резидентства). Налогоплательщиков подразделяют на резидентов (имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве) и нерезидентов (не имеющих в нем постоянного местопребывания). У резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов - только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

Для юридических лиц существенное влияние на порядок и размеры налогообложения имеют организационно-правововая форма предприятия, форма собственности, численность работающих на предприятии, а также вид хозяйственной деятельности.

3.2. Объект, предмет и масштаб  налога. Налоговая база. Единица налогообложения. Источники налога.

Объект налогообложения - это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

Понятию "объект налогообложения" близок по значению термин "предмет налогообложения", который означает признаки физического характера (а не юридического), которые обосновывают взимание соответствующего налога.

Масштаб налога представляет какую-либо физическую характеристику предмета налогообложения, какой-либо параметр измерения, выбранный из множества возможных для исчисления налога.

Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

Налоговая база в свою очередь служит для того, чтобы количественно выразить предмет налогообложения.

Источник налога - это средства, за счет которых может быть уплачен  налог.

Выделяют всего два источника  налога - доход (основной источник) и  капитал налогоплательщика (резервный источник).

3.3. Пределы налоговой юрисдикции государства

На формирование налоговой базы особое влияние оказывают территориальный фактор (пределы налоговой юрисдикции государства) и временной фактор (распределение налоговой базы между различными налоговыми периодами).

В зависимости от характера связи "субъект налогообложения" - "объект налогообложения" налоги делятся на две группы: резидентские налоги (построенные по принципу резидентства) и территориальные налоги (построенные по принципу территориальности). Различие состоит в том, что в резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных -  наоборот. На практике при налогообложении применяется сочетание обоих принципов.

3.4. Налоговый период

Многим объектам налогообложения  свойственна протяженность во времени, повторимость. В целях определения результата необходимо периодически подводить итог. Срок подведения итогов (окончательных или промежуточных) является одним из элементов закона о налоге. Налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.

Следует различать понятия "налоговый  период" и "отчетный период" (т.е. срок представления в налоговый  орган отчетности).

3.5. Методы учета базы налогообложения

Существуют два основных метода учета:

1. Кассовый метод, учитывающий  момент получения средств и  производства выплат в натуре.

2. Накопительный метод, учитывающий  момент возникновения имущественных прав и обязательств, вне зависимости от того, получены ли средства и произведены ли выплаты в действительности.

В конкретных законах о налогах  используются различные методы учета.

3.6. Ставка налога

Ставка налога - размер налога на единицу  налогообложения.

В зависимости от метода установления ставки делятся на твердые и процентные (квоты). Твердые ставки устанавливаются в абсолютных единицах, а процентные - в процентах от единицы налогообложения.

По своему содержанию ставки делятся  на маргинальные, фактические и экономические.

Маргинальные ставки указывают  непосредственно в соответствующем законе о налоге.

Фактическая ставка определяется как  отношение уплаченного налога к  налоговой базе, экономическая - уплаченного  налога ко всему полученному доходу.

Сравнение экономических и фактических  ставок наиболее рельефно характеризует последствия налогообложения.

3.7. Метод налогообложения

Метод налогообложения - это порядок  изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Существует  четыре основанных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

При равном налогообложении для каждого  налогоплательщика устанавливается равна сумма налога.

При пропорциональном налогообложении для каждого  налогоплательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка налога не зависит от величины базы налогообложения. С ростом базы налог возрастает пропорционально.

При прогрессивном  налогообложении с ростом налоговой  базы возрастает ставка налога. Выделяют четыре вида прогрессии:

1. Простая  поразрядная прогрессия. Налоговая  база разбивается на отдельные разряды (ступени), для каждого разряда налог определяется в виде абсолютной суммы.

2. Простая  относительная прогрессия. В данном  случае для общего размера налоговой базы также устанавливаются разряды, но для каждого разряда определяются различные ставки (как твердые, так и процентные). При этом ко всей базе налогообложения применяется одна ставка в зависимости от общего размера базы.

3. Сложная  прогрессия. Налоговая база разделена  на налоговые разряды, но каждый разряд существует самостоятельно, облагается отдельно по своей ставке, которая не от общего размера налоговой базы.

4. Скрытые  системы прогрессии. В некоторых  случаях фактическая прогрессия достигается не путем установления прогрессивных ставок налога, а иными методами (например, установлением неодинаковых сумм вычетов из налоговой базы для доходов, входящих в разные разряды).

В противоположность  прогрессивному методу налогообложения, при использовании метода регрессии с ростом налоговой базы происходит сокращение размера ставки.

3.8. Налоговые льготы

Целью введения налоговых льгот  является прямое или косвенное сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. Налоговые льготы можно разделить на три группы: изъятия, ставки, налоговые кредиты.

Изъятия - это  налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения.

Ставки - это  льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы.

Под налоговым  кредитом понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. В зависимости от формы предоставления льготы налоговые кредиты можно разделить на группы: снижение ставки налога, сокращение окладной суммы (валового налога), отсрочка или рассрочка уплаты налога, возврат ранее уплаченного налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением (целевой налоговый кредит).

Информация о работе Контрольная работа по "Налоговое право"