Контрольная работа по "Налоговое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Преимущественно властный характер этих отношений не означает, что налоговое право безразлично к регулированию имущественных отношений, вытекающих из властных.

Содержание работы

1. Налоговое право как отрасль права: понятие, предмет, метод…………….…..3
2. Источники налогового права………………………………………………….….6
3. Налоговые правоотношения: понятие, структура…………………………..…..7
4. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах,
налоговые преступления……………………………………...…………………10
5. Понятие и виды ответственности за нарушение налогового
законодательства………………………………………………………………..15
6. Практическая часть…………………………………………………………...…21
Список литературы………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Финансовое право контрольная работа.docx

— 53.89 Кб (Скачать файл)

Вариант 4.

Налоговое право

Теоретическая часть:

1. Налоговое право как отрасль права: понятие, предмет, метод.

2. Источники налогового права.

3. Налоговые правоотношения: понятие, структура.

4. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах. Налоговые преступления.

5. Понятие и виды ответственности за нарушение налогового законодательства.

 

Практическая  часть:

Задача 1.

Законодательное Собрание Н-ского  края приняло решение о повышении  ставок транспортного и земельного налогов на территории края. Администрация  города К. оспорила это решение.

Какое решение следует  принять по данному спору?

 

Задача 2.

Какие из перечисленных актов  относятся к источникам налогового права:

- требование налогового органа об уплате суммы налога;

- уведомление об уплате налога на имущество физических лиц;

- решение суда о взыскании в бюджет штрафов за налоговое правонарушение;

- Налоговый кодекс РФ;

- постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения норм части первой Налогового кодекса РФ;

- Соглашение между Россией и иностранным государством об избежании двойного налогообложения;

- Конституция РФ;

- решение представительного органа власти местного самоуправления об установлении ставок земельного налога?

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1. Налоговое право как отрасль права: понятие, предмет, метод…………….…..3

2. Источники налогового права………………………………………………….….6

3. Налоговые правоотношения: понятие, структура…………………………..…..7

4. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах,  

    налоговые преступления……………………………………...…………………10

5. Понятие и виды ответственности за нарушение налогового

     законодательства………………………………………………………………..15

6. Практическая часть…………………………………………………………...…21

    Список литературы………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Налоговое право  как отрасль права: понятие,  предмет, метод.

 

Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы  Российской Федерации, которая регулирует общественные отношения в сфере  налогообложения, т. е. отношения в  связи с осуществлением сбора  налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием  системы органов налогового регулирования  и налогового контроля на всех уровнях  государственной власти и местного самоуправления. Преимущественно властный характер этих отношений не означает, что налоговое право безразлично  к регулированию имущественных  отношений, вытекающих из властных.

Главное, что характерно для регулятивной роли налогового права  и в чем в наибольшей степени  проявляются его особенности, –  это функционирование системы налоговых  органов. Соответственно, налоговое  право фактически выступает в  качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством  Российской Федерации на субъекты исполнительной власти, действующие в рамках разделения властей. Поэтому налоговое право  отчетливо выражает все особенности, присущие управленческой финансовой деятельности государства, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или  – правом налогового управления). Закрепляя  соответствующие правила поведения  в сфере налогового управления и  контроля, административное, финансовое право придает налоговым общественным отношениям характер правоотношений.

Для правильного понимания  предмета налогового права необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых определяет его  реальное место в российской правовой системе и служебную роль в  финансовом праве.

Налоговое право оказывает  регулятивное воздействие на налоговые  общественные отношения, придавая им тем  самым упорядоченный, т. е. соответствующий  интересам государства и общества, характер. В центре внимания налогового права находятся общественные отношения, которые непосредственно возникают  в связи с практической реализацией  задач и функций налогообложения.

Налоговое право регулирует отношения, которые складываются по поводу осуществления соответствующими субъектами исполнительной власти возложенных  на них налоговых функций, т. е. практически  реализующие принадлежащие им юридически-властные налоговые полномочия. Без этих полномочий налоговый орган не может выступать  в роли субъекта исполнительной власти и осуществлять управленческие функции. Таким образом, управленческие налоговые отношения следует рассматривать как применение полномочий и осуществление функций субъектов исполнительной власти.

Участниками составляющих предмет правового регулирования налогового права общественных отношений в сфере налогообложения выступают следующие физические и юридические лица: налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (МНС РФ), финансовые органы (Минфин РФ), таможенные органы (ГТК РФ), сборщики налогов и сборов (например, по земельному налогу - органы местного самоуправления в сельской местности), органы государственных внебюджетных фондов, органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки) и другие.

К предмету налогового права  относятся:

– закрепление структуры  налоговой системы;

– распределение компетенции  в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением  в лице соответствующих органов;

– регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих  в процессе установления и взимания налогов и сборов с организаций  и физических лиц в бюджетную  сферу или в государственные  внебюджетные фонды;

– осуществление налогового контроля;

– применение мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства;

– обжалование актов налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных  лиц.

Многие принципы и нормы  налогового права, заложенные в Законе РФ «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» и проекте  Налогового кодекса, являются системообразующими. Это значит, что необходимо их дальнейшее развитие в других законодательных актах о налогообложении конкретных видов субъектов.

Налоговое право, являясь  одним из наиболее крупных подотраслей финансового права, регулирует особый вид финансовых отношений и использует как метод регулирования финансового права, так и свой                    собственный метод.

Налоговое право, основанное в целом на предмете и методе финансового  права, имеет свои, специфические черты предмета и метода, что признается необходимым условием выделения комплекса правовых норм в подотрасль.

Налоговые отношения отличаются от финансовых отношений юридическим  и экономическим содержанием, государственными формами их реализации, функциями  налоговых норм в государственном  управлении и контроле имущественных  отношений.

Содержание, функции и  формы налоговых мер определяют особенности метода правового регулирования.

Методы правового регулирования  налогообложения:

1. Государственно-властные предписания со стороны федеральных, региональных и местных органов власти и управления в области налогообложения являются основным правовым методом налогового регулирования. Этот метод применяется относительно субъектного состава (участников) налоговых отношений, которые находятся в административных налоговых отношениях.

2. Гражданско-правовой метод применяется по объектам налоговых отношений, которые охватывают собственность (имущество и доходы) юридических и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. Содержание данного метода – учет равенства всех форм собственности и одинаковая степень защиты каждой из них.

Принципы, определяющие основы налоговой политики и налоговых  отношений между Федерацией и  ее субъектами:

1. Принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения в стране

2. Принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории государства

3. Принцип равенства прав субъектов Федерации в принятии собственного налогового законодательства

4. Принцип конституционности актов налогового законодательства

5. Принцип регулятивности (гибкости) налоговых платежей как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики

6. Принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разных уровней

7. Принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами

Принципы, определяющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений:

1. Принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом.

2. Принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства.

3.  Принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов.

4. Принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налогового бремени.

5. Принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях.

6. Принцип социальной ориентированности налоговой политики.

7. Принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях в суде.

 

2. Источники налогового  права.

 

Источники налогового права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.

Содержанием источников налогового права являются правовые нормы, регулирующие вопросы установления, введения и  взимания налогов и сборов, отношения  в сфере налогового контроля и  отношения по привлечению к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Источники налогового права  призваны выполнять две взаимосвязанные  задачи.

Во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов  местного самоуправления. В результате осуществления государством и органами местного самоуправления правотворческой  функции и образуются источники  налогового права.

Во-вторых, источники налогового права представляют собой форму  существования налоговых норм, т. е. внешнее объективированное выражение  общеобязательных правил поведения  субъектов в налоговых отношениях. Форма источника налогового права  содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.

 

К источникам налогового права  можно отнести:

  1. Международные источники:

а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения; 
б) международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами); 
в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения; 
г) решения международных судов о толковании международных соглашений;

  1. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании;
  2. Специальное налоговое законодательство:

а) федеральное (НК РФ и ФЗ, принятые на основании и в соответствии с ним); 
б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие на территории соответствующих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы); 
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

  1. Общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ), Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) и др.);

  1. Подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:

а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные правовые акты); 
б) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ;

  1. Акты по вопросам налогообложения судебных органов:

а) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и конституционных судов субъектов РФ); 
б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов (решения Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, решения по делам о налоговых спорах, обзоры судебной практики).

3. Налоговые правоотношения: понятие, структура.

Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в  процессе установления, введения и  взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления  налогового контроля, обжалования актов  налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Информация о работе Контрольная работа по "Налоговое право"