Контрольная работа по "Налоговое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Преимущественно властный характер этих отношений не означает, что налоговое право безразлично к регулированию имущественных отношений, вытекающих из властных.

Содержание работы

1. Налоговое право как отрасль права: понятие, предмет, метод…………….…..3
2. Источники налогового права………………………………………………….….6
3. Налоговые правоотношения: понятие, структура…………………………..…..7
4. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах,
налоговые преступления……………………………………...…………………10
5. Понятие и виды ответственности за нарушение налогового
законодательства………………………………………………………………..15
6. Практическая часть…………………………………………………………...…21
Список литературы………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Финансовое право контрольная работа.docx

— 53.89 Кб (Скачать файл)

Налоговое правоотношение представляет собой вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права. Следовательно, для него характерны все признаки финансового правоотношения, к которым, в частности, относятся  следующие:

1) эти отношения складываются  в процессе проведения финансовой  деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение  и использование государственных  и муниципальных фондов денежных  средств, т.е. они носят распределительный  характер;

2) их возникновение, изменение  и прекращение непосредственно  связаны с нормативными правовыми  актами, поскольку субъекты финансового  права сами не вправе устанавливать  либо прекращать названные отношения;

3) финансовые правоотношения  имеют денежный характер;

4) эти отношения имеют  властный характер;

5) государство само непосредственно  или в лице уполномоченных  им субъектов выступает обязательной  стороной названных отношений,  что в сочетании с признаком  властности свидетельствует об  их властно-публичном характере.

Налоги выступают основным методом собирания денежных средств в процессе осуществления финансовой деятельности. Поэтому возникающие налоговые отношения неразрывно связаны именно с объективной необходимостью для любого государства осуществления данного вида деятельности как важнейшего инструмента достижения стоящих перед ним общесоциальных, публичных целей и задач.

Как и любое другое правоотношение, налоговое правоотношение имеет  структуру, включающую следующие элементы: субъекты, объекты и содержание.

Под субъектами правоотношения понимаются лица, между которыми возникают  юридические связи, взаимоотношения  по поводу достижения соответствующих  целей. К ним относятся, с одной  стороны, государство, муниципальное  образование в лице налоговых  органов или их должностных лиц, а с другой стороны - налогоплательщики, плательщики сборов и иные обязанные лица.

Объектом правоотношения является то, по поводу чего общественное отношение возникает. Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение - налог, сбор, размер которого определяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами, порядок их взимания, уплаты, осуществление в этой связи налогового контроля, привлечение к налоговой ответственности и обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

Под содержанием правоотношения понимаются права и обязанности  субъектов налогового правоотношения.

Непременным участником налоговых  правоотношений выступают государство  или муниципальные образования  в лице своих уполномоченных органов. Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностных элементов  того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательством определены полномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов, их обсуждению и принятию.

Отношения по установлению и введению налогов и сборов возникают  также между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. Это закреплено законодательно, в первую очередь, в ст. 71 и 72 Конституции  РФ, а также в НК РФ.

Основными налоговыми отношениями  из приведенного ранее перечня являются отношения по взиманию налогов и  сборов, в которых государство  в лице своих налоговых органов тоже выступает в качестве их непременного участника.

Налоговые органы - обязательный участник отношений и по осуществлению налогового контроля, а также привлечения к ответственности за допущенные налоговые правонарушения. В последних, кроме того, участвуют суд и правоохранительные органы.

По субъектному составу  налоговые правоотношения можно  подразделить на:

1) отношения, возникающие  между РФ и субъектами РФ; между  РФ и муниципальными образованиями;  между субъектами РФ и муниципальными образованиями - к ним относятся отношения по поводу установления и введения налогов и сборов;

2) отношения между государством (муниципальными образованиями)  в лице уполномоченных органов  и налогоплательщиками, а также  иными участниками налоговых правоотношений - по поводу взимания налогов и сборов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности, а также обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

По характеру межсубъектных связей они делятся на отношения абсолютные и относительные. Под абсолютными правоотношениями в теории права понимаются те, в которых точно определена лишь одна сторона. Например, отношения по установлению и введению налогов и сборов, в которых уполномоченный орган принимает соответствующий нормативный правовой акт, носящий обязательный характер для неопределенного числа субъектов. Относительными являются те правоотношения, в которых конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами.

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:

1) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с Кодексом налогоплательщиками  или плательщиками сборов, на  которых возложена обязанность  уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;

2) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с Кодексом налоговыми агентами;

3) Федеральная налоговая  служба и ее территориальные  подразделения (налоговые органы);

4) Федеральная таможенная  служба и ее подразделения; 

5) государственные органы  исполнительной власти и исполнительные  органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы  и должностные лица, осуществляющие  в установленном порядке помимо  налоговых и таможенных органов  прием и взимание налогов и  (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

6) Министерство финансов  РФ, министерства финансов республик,  финансовые управления администраций  краев, областей, городов Москвы  и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Кодексом;

7) органы государственных  внебюджетных фондов;

8) органы внутренних дел.

Как видно, налоговое правоотношение складывается между различными категориями  субъектов, но основными группами субъектов  являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы.

Налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации и  физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность  уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Следовательно, налогоплательщиками  могут быть физические лица и организации.

4. Понятие и  виды нарушений законодательства  о налогах и сборах.    

    Налоговые  преступления.

Государственно-политические преобразования и проводимые в России экономические реформы, направленные на развитие предпринимательской деятельности, функционирование новых форм бизнеса, обусловливают постоянный рост количества налогоплательщиков. В то же время для переходного периода реформирования экономики характерно появление неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие и на налоговую сферу, в первую очередь таких, как инфляционные процессы, слабое развитие отечественных товаропроизводителей, несовершенство налогового законодательства. Недостатки в законодательстве, регулирующем налоговые отношения, не только способствуют, но зачастую и провоцируют совершение правонарушений. В конечном счете, совокупность названных факторов приводит к уменьшению доходов населения, одновременно сокращая поступления денежных средств в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды. 
       Одним из основных элементов степени и характера общественной опасности налоговых правонарушений является посягательство на установленную Конституцией РФ публично-правовую обязанность всех граждан уплачивать законно установленные налоги и сборы. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества, что и закреплено нормами налогового права. Именно данная особенность налогового права — принудительный характер изъятия части дохода и вызывает в ответ на налоговые санкции государства противодействие налогоплательщиков, выражающееся в уклонении от уплаты налогов. 
              Основаниями привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является совершение одного из следующих деликтов: 
1) налоговое правонарушение; 
2) нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки административных правонарушений (налоговые проступки); 
3) нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступлений (налоговые преступления). 
       Современное состояние российской правовой системы таково, что каждый из видов нарушений законодательства о налогах и сборах регулируется самостоятельной отраслью права: финансовым, таможенным, административным или уголовным. Поэтому в зависимости от квалификации состава правонарушения меры ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах содержатся в НК РФ, ТмК РФ, КоАП РФ или УК РФ соответственно. 
 Видовое многообразие налоговых правонарушений предполагает классификацию их составов по различным основаниям.

1. В зависимости от степени общественной опасности составы налоговых правонарушений подразделяются на три вида:

а) основным (простым) является состав налогового правонарушения, содержащий минимально необходимую совокупность объективных и субъективных, признаков, всегда имеющих место при совершении какого-либо конкретного вида налогового правонарушения.

Так, к простым составам налоговых правонарушений относятся:

- нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе;

- нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговой орган информации об открытии и закрытии им счета в каком-либо банке;

- непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета;

- грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение одного налогового периода;

- неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной налоговой проверке налоговым органом;

- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

Кроме названных НК содержит и иные составы налоговых правонарушений, степень общественной опасности  которых позволяет отнести их к основным (простым) составам;

б) квалифицированным считается состав налогового правонарушения, требующий для своего определения дополнительные признаки противоправного деяния, повышающие уровень общественной опасности содеянного для нормального функционирования налогового законодательства.

Дополнительные признаки противоправных действий или бездействий необходимы для установления следующих составов: нарушение налогоплательщиком установленного НК срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней; непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый  орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством  о налогах и сборах срока представления  такой декларации; грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение более одного налогового периода; грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы; умышленная неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий); повторное неправомерное сообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК это лицо должно сообщить налоговому органу; .


в) привилегированным является состав налогового правонарушения, требующий для своего определения дополнительные признаки противоправного деяния, понижающие уровень общественной опасности содеянного в сфере нормального функционирования налогового законодательства. Учитывая высокую значимость соблюдения налоговой дисциплины, законодатель почти не дифференцирует ответственность за налоговые правонарушения в сторону ее снижения. Привилегированным можно считать состав налогового правонарушения, описываемый п. 3 ст. 126 НК, — непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) — физическим лицом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах.

В зависимости от особенностей конструкции объективной стороны  правонарушений. В зависимости от того, учитываются ли при привлечении  правонарушителя к налоговой  ответственности последствия совершенных  им противоправных деяний, налоговые  правонарушения подразделяются:

а) на материальные. За совершение налогового правонарушения с материальным составом, ответственность может наступить только при наличии негативных последствий, образовавшихся в результате действия (бездействия) правообязанного лица. Квалифицируя налоговое правонарушение с материальным составом, необходимо устанавливать причинную связь между совершенными деяниями и наступлением негативных общественно опасных последствий. Отсутствие причинной связи исключает привлечение к налоговой ответственности.

К налоговым правонарушениям  с материальным составом относятся: ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом  органе; нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый  орган информации об открытии или  закрытии им счета в банке; непредставление  налогоплательщиком в срок до 180 дней налоговой декларации в налоговый  орган по месту учета; неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора; неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента; неисполнение банком решения о взыскании налога, сбора или пени;

б) формальные. За совершение налогового правонарушения с формальным составом для привлечения виновного к ответственности достаточно самого факта совершения деяния, наличие (или отсутствие) негативных последствий не учитывается. Так, налоговыми правонарушениями с формальным составом можно считать такие деяния, как неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий); отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки; дача экспертом заведомо ложного заключения, а также иные правонарушения, предусмотренные гл. 16 и 18 НК.

Информация о работе Контрольная работа по "Налоговое право"