Конституционное (государственное) право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Российское право представляет собой «совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных, санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается также государством» [1, гл.1 §1 с.6]. Право является единым по своей сущности, содержанию и предназначению, и подразделяется на составные части - отрасли.
Отрасль права - это «самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения» [1, гл.1 §1 с.6]. Среди отраслей права выделяют: конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, экологическое и др.

Содержание работы

Конституционное (государственное) право……………………………..…….3
1. Понятие конституционного права как самостоятельной отрасли…………3
2. Отличие конституционного права от смежных отраслей права………….....7
3. Источники государственного права РФ и РБ (сравнительная характеристика)…………………………………………………………….……12
Задача…………………………………………………………………….……….23
Список литературы…………………………………………………………..…..24

Файлы: 1 файл

право 3 вар.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)

- соглашение об изменении  статуса субъекта Российской  Федерации. Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 предусматривает. Что статус  субъекта Российской Федерации  может быть изменен по взаимному  согласию Российской Федерации  и субъекта Федерации в соответствии  с федеральным конституционным  законом. Такой закон еще не  принят, но очевидно, что в основе  изменения статуса субъекта должно  лежать согласие, выраженное в  форме двустороннего соглашения  Федерации и соответствующего  субъекта; 5) договоры между органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации. Такие договоры  могут быть заключены по широкому  кругу вопросов. Возможность их  заключения прямо не предусмотрена  в Конституции РФ, однако п. «в»  ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, говоря  о полномочиях Конституционного Суда, упоминает в качестве объектов конституционного контроля такие договоры.

Такое санкционирование, «генеральная отсылка» содержится в Конституции РФ. Статья 132 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 19) устанавливает право органов и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты.

8) Общепризнанные принципы  и нормы международного права, международные договоры. Качество  источника конституционного права  для общепризнанных принципов  и норм международного права  и норм международных договоров  распадается, как и для актов  органов местного самоуправления, на две части. Фактическим источником («вместилищем») данных норм являются  международно-правовые акты. Источником  же юридической силы для общепризнанных  принципов и норм является  «генеральная отсылка» ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ, согласно которой общепризнанные  принципы и нормы международного  права являются составной частью  правовой системы Российской  Федерации, а для международных  договоров таковым источником  являются акты их ратификации  со стороны Российской Федерации.

9) Решения Конституционного  Суда Российской Федерации, признающие  неконституционными федеральные  законы, нормативные акты Президента  РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституции, уставы, иные нормативные правовые акты  субъектов Федерации, являются источниками  конституционного права, так как  содержат специализированные «нормы  о нормах», в данном случае - нормы, отменяющие действие других норм. Что касается актов Конституционного Суда, содержащих толкование Конституции РФ, то их признание в качестве источника права является спорным.

Особое внимание необходимо обратить на такой феномен, как естественное право, которое некоторые ученые также относят к источникам конституционного права. Под естественным правом понимается «присущее человеку состояние свободы и определенные неотъемлемые права» [6, с.26]. Конституция РФ близка к естественно-правовой теории, так как закрепляет в ст. 2, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, Конституция РФ признает, а не устанавливает права человека. Эти права предшествуют Конституции РФ и имеют приоритет перед другими нормами, содержащимися в ней. Решение вопроса, является или не является естественное право (наряду с позитивным правом) источником конституционного права, зависит от теоретических концепций, которых придерживается человек, изучающий конституционное право.

Иерархия источников конституционного права Российской Федерации:

- Конституция РФ;

- международные принципы  и международные акты;

- акты Конституционного  суда РФ;

- решения референдума  РФ;

- федеративные договора  о разграничении предметов ведения  и полномочий;

- законодательные акты;

- регламенты Федерального  собрания РФ;

- акты бывшего СССР  и РСФСР, сохранившее свое действие;

- подзаконные нормативные  акты;

- акты субъектов РФ (с  учетом внутренней классификации  по юридической силе).

Иерархия источников конституционного права в Республике Беларусь:

  1. «Конституция (в том числе и конституционные законы, например, акты толкования Конституции);
  2. международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь;
  3. законы, декреты и указы Президента (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем другие законы, аналогичное правило должно действовать и по отношению к программным законам, а также закону о бюджете, они также должны стоять над всеми иными законами);
  4. указы Президента, изданные на основе закона;
  5. постановления Правительства;

6)      нормативные  акты министерств и ведомств;

7)   нормативные акты, принимаемые местными органами государственной власти, в том числе и в порядке делегирования им некоторых полномочий вышестоящими органами» [7].

 

Таблица 1. Сравнение источников конституционного права РФ и РБ

 

Российская Федерация

Республика Беларусь

Конституция

Конституция

международные принципы и международные акты

международные договоры, действующие на территории республики

акты Конституционного суда РФ

законы

решения референдума РФ

декреты и указы Президента

федеративные договора о разграничении предметов ведения и полномочий

постановления Правительства

законодательные акты

нормативные акты министерств и ведомств

регламенты Федерального собрания РФ

нормативные акты, принимаемые местными органами государственной власти

акты бывшего СССР и РСФСР, сохранившее свое действие

 

акты субъектов РФ

 

 

 

Глядя на таблицу 1 и сравнивая источники государственного права РФ и РБ можно заметить, что в РФ список международных источников гораздо шире, чем в РБ. На первом месте в обоих государствах стоит Конституция, обладающая верховенством права и выражающая волю народа. Затем следуют международные нормы, однако в РБ это только ратифицированные договора. Республика Беларусь «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства» [8, ст.8]. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. В силу части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Получается, что РБ признаются принципы международного права, но только в случае их соответствия Конституции Беларуси, т.е. нормы международного права «зависят» от Конституции. Далее в РБ следуют законы, а в РФ – акты Конституционного суда, среди источников в РБ акты суда не упоминаются. Отсюда следует, что конституционный строй в РФ стоит на первом месте, т.е. служит опорой государству и обществу. Следующие источники РФ – решения референдумов, а РБ – декреты и указы Президента, такого источника как решения референдумов в РБ нет. Отсюда следует, что для РФ мнение народа настолько важно, что оно включено в список источников. Правительственные акты есть и в РБ и РФ. Акты органов местной власти РБ и акты субъектов РФ – в принципе, одно и тоже. Таким образом, различие источников государственного права между РФ и РБ, на мой взгляд, связано с тем, что РФ занимает во много раз большую по площади территорию, управлять которой гораздо сложнее и в состав которой входит большое количество бывших стран Советского Союза.

 

 

 

 

 

 

 

 Задача.

Иванова, находясь на лечении в больнице, обратилась к главному врачу этой больницы с просьбой удостоверить ее доверенность дочери на получение пенсии. Главврач отказал ей в этом, посоветовав пригласить для удостоверения доверенности нотариуса.

Согласны ли вы с мнением главврача?

Решение.

Нет, с мнением главврача я не согласен, т.к. пунктом 4 статьи 185 Гражданского кодекса РФ закреплено, что доверенность на получение пенсии может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором лицо, выдающее доверенность, находится на излечении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1 Конституционное право  РФ - В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев. Авторы: Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор В.Г.СТРЕКОЗОВ (главы 1 - 8, 16); заслуженный юрист Российской Федерации,  кандидат  юридических  наук,  профессор Ю.Д.КАЗАНЧЕВ (главы 9-15): МГЭИ, 1997

2 Конституция Российской  Федерации, принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г.

3 Конституционное право  России - Колюшин Е.И. - http://www.ez2www.com/book_681_chapter_1_SODERZHANIE.html

4 Смоленский М.Б. Конституционное право России. 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов вузов. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — 288 с.

5 Самигуллин В.К.   Конституционное право России: Курс лекций. - 3-е издание, дополненное и переработанное. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 490с.

6 Д.Б. Катков Е.В. Корчиго Конституционное право России Учебное пособие М.:1999 – 242 с.

7 Василевич Г.Л. Конституционное развитие и белорусское государство// Беларуская думка. - 2003 г

8 Конституция Республики 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

9 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) - действующая редакция

 

 


Информация о работе Конституционное (государственное) право