Конституционное (государственное) право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Российское право представляет собой «совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных, санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается также государством» [1, гл.1 §1 с.6]. Право является единым по своей сущности, содержанию и предназначению, и подразделяется на составные части - отрасли.
Отрасль права - это «самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения» [1, гл.1 §1 с.6]. Среди отраслей права выделяют: конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, экологическое и др.

Содержание работы

Конституционное (государственное) право……………………………..…….3
1. Понятие конституционного права как самостоятельной отрасли…………3
2. Отличие конституционного права от смежных отраслей права………….....7
3. Источники государственного права РФ и РБ (сравнительная характеристика)…………………………………………………………….……12
Задача…………………………………………………………………….……….23
Список литературы…………………………………………………………..…..24

Файлы: 1 файл

право 3 вар.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)

Очевидно, для правильного решения поставленной задачи надо руководствоваться главным, а именно тем, что Конституционное право составляют нормы, закрепляющие устройство Российской Федерации.

Следовательно, надо исходить из сущности российского государства, как государства демократического, федеративного, правового с республиканской формой правления. Поэтому роль Конституционного права состоит, прежде всего, в обеспечении вышеперечисленных основополагающих принципов - основания построения всего государства. Закрепляя основы правового статуса граждан РФ, обладание ими социально-экономическими, политическими и личными правами и свободами, право граждан РФ участвовать в управлении  общественными делами, Конституционное право обеспечивает активное участие граждан РФ в осуществлении власти в Российской Федерации. Прежде всего, это конституционные нормы, закрепляющие социально-экономические права и политические свободы граждан и их обязанности.

Народный суверенитет выражается в первую очередь в обладании гражданами РФ всей полнотой государственной власти. Все это говорит о том, что Конституционное право является важнейшей отраслью российского права и занимает в его системе первое место. Ведущее место Конституционного права в системе права определяется и тем, что многие входящие в него нормы устанавливают основные начала, основные принципы других отраслей российского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники государственного права РФ и РБ (сравнительная характеристика)

Конституционное право имеет свою систему источников. Под системой источников конституционного права понимается «их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь (предусмотренность существования одних источников другими; конкретизация положений, содержащихся в одних источниках, другими источниками) и иерархия (подчинение одних источников другим, их непротиворечие, преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими источниками)» [6, с.21].

Система источников российского конституционного права обычно рассматривается как иерархия в зависимости от юридической силы того или иного источника права. Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации. Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

1. Конституция Российской  Федерации. Конституция РФ является  основным источником любой отрасли  национального права, и в первую  очередь конституционного. Специфика  Конституции как основного источника  конституционного права выражается  в следующем:

а) Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа. Российская Конституция 1993 года была принята на референдуме, который в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Конституции РФ является высшим непосредственным выражением власти народа;

б) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. «Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать» [6, с.22];

в) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;

г) Конституция РФ согласно статье 4 обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;

д) Конституция РФ имеет не только правовое, но и «большое общественно-политическое и идеологическое значение, закрепляя status quo российской государственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации» [6, с.22]. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества;

е) большинство конституционных положений имеют общий характер, «направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества, затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений» [6, с.22].

Указанные черты присущи также конституциям республик в составе Российской Федерации и уставам краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Эти акты действуют на территории соответствующих субъектов Федерации и возглавляют систему правовых актов регионального уровня. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется правовой статус регионов как составных частей Федерации. Региональные конституции и уставы не должны противоречить Конституции РФ.

2) Законы. В Российской  Федерации законы принимаются  законодательными (представительными) органами государственной власти  на федеральном и региональном  уровне. К источникам конституционного  права относятся законы, содержащие  конституционно-правовые нормы. Законы являются «самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой» [6, с.22].

Конституция РФ предусматривает следующие виды законов:

2.1 принимаемые Федеральным  Собранием - федеральным представительным  органом государственной власти:

             2.1.1 федеральный конституционный  закон. Федеральные конституционные  законы принимаются только по  вопросам, предусмотренным Конституцией  РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия федеральных конституционных законов о чрезвычайном положении (ст. 56), о принятии в Российскую Федерации и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65), об изменении статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66), о государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации (ст. 70), о референдуме (ст. 84), о военном положении (ст. 87), об Уполномоченном по правам человека (ст. 103), о Правительстве РФ (ст. 114), о судебной системе Российской Федерации (ст. 118), о Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (ст. 128), о Конституционном Собрании (ст. 135). В настоящее время приняты федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах».

              2.1.2 федеральный закон. Федеральные  конституционные законы имеют  приоритет перед федеральными  законами и последние не должны  им противоречить. Федеральные конституционные  законы имеют усложненную процедуру  принятия. Источниками конституционного  права являются, например, Федеральный  закон «О гражданстве Российской  Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и др.

             2.1.3 закон Российской Федерации  о поправке к Конституции Российской  Федерации. В форме такого закона  в соответствии со ст. 135 Конституции  РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия  и вступления в силу поправок  к Конституции Российской Федерации»  вносятся поправки к гл. 3-8 Конституции  РФ. Закон о поправке к Конституции  РФ принимается по процедуре  принятия федерального конституционного  закона. Предмет регулирования такого  закона ограничен только внесением  поправки к Конституции.

2.2 законы, принимаемые законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации. Право принимать законы  предоставлено им ст. 5 и 76 Конституции  РФ. При этом законы субъектов  Федерации не должны противоречить  федеральным конституционным законам, а также федеральным законам, принятым по предметам ведения  Российской Федерации и по  предметам совместного ведения  Федерации и ее субъектов. В случае противоречия в этом случае действует федеральный закон. Если же противоречие происходит между федеральным законом и законом субъекта РФ по вопросам, не отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Федерации по предметам совместного ведения, то действует закон субъекта Федерации.

3) Акты палат Федерального  Собрания Российской Федерации. Государственная Дума и Совет  Федерации по вопросам, отнесенным  Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать  постановления, большинство из которых  носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и  нормативный характер. Наиболее  значительными из них являются  Регламент Государственной Думы  от 22 января 1998 г. и Регламент Совета  Федерации от 6 февраля 1996 г.

Аналогичной силой в рамках субъекта Федерации обладают акты законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Порядок принятия таких актов устанавливается в региональных конституциях и уставах.

В законодательстве Российской Федерации содержатся такие акты, как декларации, принятые высшим представительным органом еще РСФСР: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.. Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Декларации устанавливают общие принципы развития конституционно-правовых отношений, в них содержатся принципы и ориентиры конституционно-правового регулирования. Действующая Конституция РФ и законодательство не содержат упоминания о возможности принятия нормативно-правового акта в форме декларации. Такой акт не может быть принят Федеральным Собранием в целом, так как Конституцией РФ не предусмотрены совместные заседания палат Федерального Собрания. Однако очевидно, что возможно принятие деклараций в форме постановлений Государственной Думы или Совета Федерации.

4) Указы Президента РФ. К источникам конституционного  права относятся только нормативные  указы Президента РФ. В качестве  примера можно привести Указ  Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке  опубликования и вступления в  силу актов Президента РФ, Правительства  РФ и нормативных правовых  актов федеральных органов исполнительной  власти».

5) Постановления Правительства  РФ, имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного  права. Особенностью данных актов  является то, что «они издаются  на основании и во исполнение  Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента  РФ» [6, с.24]. Это означает, что Правительство  РФ может принимать постановления  только по вопросам, отнесенным  к его компетенции в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», указами Президента РФ. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».

6) Акты органов местного  самоуправления. Система местного  самоуправления, согласно Конституции  РФ, не входит в систему государственной  власти. Поэтому акты органов  местного самоуправления не являются  в чистом виде нормативно-правовыми  актами, а являются источниками  конституционного права в смысле  внешней формы выражения норм. Юридическая сила, «общеобязательность  придается им так называемой  «генеральной отсылкой», санкционированием  со стороны государства положений, содержащихся в актах органов  местного самоуправления и законодательстве  Российской Федерации» [6, с.25].

7) Конституционно-правовые  договоры и соглашения. Под конституционно-правовым  договором (соглашением) понимается  «соглашение, заключаемое субъектами  конституционного права» [6, с.25]. Возможность  заключения некоторых из таких  соглашений предусмотрена Конституцией  РФ. Договор является «выражением  диспозитивного метода конституционно-правового  регулирования, так как предусматривает  равенство сторон» [6, с.25].

Российскому конституционному праву известны следующие виды договоров:

- Федеративный договор  от 31 марта 1992 г., закрепивший основы  взаимоотношений между Федерацией  и ее субъектами и положенный  в основу конституционного регулирования  федеративного устройства Российской  Федерации по Конституции РФ 1993 г.;

- договоры между Российской  Федерацией и субъектом Федерации  о разграничении предметов ведения  и делегировании полномочий между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти субъекта Федерации. Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.), Башкортостан (3 августа 1994 Г.). Такие договоры конкретизируют предметы ведения субъекта Федерации по сравнению с Конституцией РФ, в которой закреплен принцип «остаточной компетенции», в соответствии с которым субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов;

- договоры между органами  государственной власти автономного  округа и органами государственной  области края (области), предметом  регулирования которых являются  отношения между ними, связанные  с вхождением автономного округа  в состав края или области. Возможность их заключения прямо  предусмотрена ст. 66 Конституции  РФ. Такие договоры в настоящее  время имеют третью сторону  в лице федеральных органов  государственной власти Российской  Федерации. В качестве примера  можно привести Договор об  отношениях органов исполнительной  власти Тюменской области, Ханты-Мансийского  автономного округа и Ямало-Ненецкого  автономного округа от 27 сентября 1995 г.;

Информация о работе Конституционное (государственное) право