Конституционное (государственное) право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть основы государственного устройства России, ее конституционно-правовой статус, а также статус субъектов РФ.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования;
2) обобщить теорию в области изучения государственного устройства.

Содержание работы

Введение
1. Государственное устройство РФ
1.1 Основы федеративного устройства РФ
1.2 Конституционно-правовой статус РФ
2. Статус субъектов РФ
2.1 Конституционно-правовой статус субъектов РФ
2.2 Состав субъектов РФ
3. Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами
3.1 Предметы ведения РФ
3.2 Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

KP_Kyrsovaya_rab_1_Vildanova_112.docx

— 70.09 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

(национальный исследовательский  университет)

Институт открытого и  дистанционного образования

Кафедра «Управления и  права»

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Конституционное (государственное) право России»

тема «Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации»

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

Содержание

 

Введение

1. Государственное устройство  РФ

1.1 Основы федеративного  устройства РФ

1.2 Конституционно-правовой  статус РФ

2. Статус субъектов РФ

2.1 Конституционно-правовой  статус субъектов РФ

2.2 Состав субъектов РФ

3. Разграничение компетенций  между Российской Федерацией  и ее субъектами

3.1 Предметы ведения РФ

3.2 Предметы совместного  ведения Федерации и ее субъектов

Заключение

Литература

Приложение

 

Введение

 

Российская Федерация  – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления.

Статья 1 Конституции1 России устанавливает форму государственной власти в РФ и, соответственно, режим политической, экономической и иной свободы личности в обществе.

Верховенство федеральной  Конституции и федеральных законов  на всей территории России обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Понятие «федеральные законы» следует понимать в его широком значении. Собственно федеральные законы, и как федеральные конституционные законы, хотя в последующих статьях Конституции данные понятия различаются достаточно четко.

В составе РФ в качестве ее субъектов в настоящее время  находиться 21 республика. Республика в  составе РФ - это демократическое  правовое государство, созданное в  рамках РФ.

Согласно Конституции  РФ (ст. 66) - статус республики определяется федеральной конституцией и конституцией республики. Таким образом, КРФ устанавливает  конституционно-правовой характер взаимоотношений  между федерацией и ее субъектами-республиками в составе РФ.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с КРФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется  также и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские  законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции.

Важным компонентом конституционно-правового  статуса республики в составе  РФ является наличие республиканского гражданства. Каждая республика имеет  свое гражданство, которое определяется республиканским законом.

Объектом данной курсовой работы является государственное  устройство РФ.

Предмет исследования – конституционно правовой статус РФ.

Цель работы: рассмотреть основы государственного устройства России, ее конституционно-правовой статус, а также статус субъектов  РФ.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

1) проанализировать  имеющуюся литературу по теме  исследования;

2) обобщить теорию  в области изучения государственного  устройства.

В первой главе данной курсовой работы рассмотрено государственное  устройство РФ, ее конституционно-правовой статус.

Во второй главе рассматривается  конституционно-правовой статус субъектов  РФ.

Третья глава определяет разграничение компетенций между  Российской Федерацией и ее субъектами.

Таким образом, курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

 

 

1. Государственное устройство РФ

1.1 Основы федеративного устройства РФ

В таком многонациональном  государстве, как Россия, федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной, поскольку  федерация позволяет органично  сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности.

Федеративное устройство РФ основано на ее государственной  целостности. Принцип целостности  и неприкосновенности территории РФ, установленный в статье 4 Конституции  РФ, не может быть поставлен под  сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.

Данное конституционное  положение строго соответствует  общепризнанным нормам международного права, признающего недопустимость нарушения территориальной целостности, независимости и вмешательства  во внутренние дела суверенного государства.2

Федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной  власти и разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Это означает, что Российская Федерация  берет на себя обязательство руководствоваться  основными принципами федерализма, в соответствии, с которыми субъекты Федерации имеют право на принадлежащие  и за ними закрепленные предметы ведения  и полномочия. Определение этой сферы  зависит от ряда факторов. Прежде всего, объем принадлежащих исключительно  РФ предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для защиты интересов всего многонационального народа России. Указанные полномочия не могут быть защищены, если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека на территории всего государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений. Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность. В перечень предметов ведения, которыми должна обладать Российская Федерация, ставящая перед собой задачу защиты интересов всего народа, в современных условиях развития науки и техники должны входить управление федеральными энергетическими системами, установление единой политики в ядерной энергетике, в производстве и порядке использования ядовитых веществ и наркотических средств и т.д.

Масштабы нашей страны и разнообразие условий в ней  столь велики, что управление Россией  только из единого центра не представляется возможным. По этой причине важным фактором, оказывающим решающее воздействие  на распределение предметов ведения  между Федерацией и ее субъектами, является необходимость учета органами государственной власти и управления условий, в которых проживает  население субъекта Федерации. В  силу этого, например, именно субъектам  РФ принадлежит право устанавливать, причем самостоятельно, систему органов  государственной власти. Эти органы должны лишь соответствовать основам  конституционного строя РФ и общим  принципам организации представительных и исполнительных органов государственной  власти, устанавливаемым федеральным  законом в интересах всего  многонационального российского народа. Конституция закрепила принцип, согласно которому законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить  федеральным законам, причем, в случае противоречий между ними действует  федеральный закон.

Федеративное устройство РФ исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной  демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как  и всякая юридическая норма, право  на самоопределение может быть реализовано  лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.

Многие народы проживающие на территории РФ, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и, при поддержке государственных органов РФ. Так возникли, например, Башкирская и Бурятская республики и многие другие. Самоопределение в составе РФ помогло становлению, как самоопределившихся народов, так и РФ как суверенного государства.

Именно историческое прошлое  и настоящее учитывались в  статье 5 Конституции при констатации  того, что федеративное устройство РФ основано, в частности, на «равноправии и самоопределении народов в  РФ».3 Закрепленный статьей принцип равноправия народов в РФ означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Тем самым действующая  Конституция положила конец претензиям руководителей отдельных субъектов  Федерации на особое положение этих субъектов в Федерации.

 

1.2 Конституционно-правовой статус РФ

Российская Федерация  – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления.

Статья 1 Конституции России устанавливает форму государственной  власти в РФ и, соответственно, режим  политической, экономической и иной свободы личности в обществе.

Конституционное закрепление  РФ как федеративной демократической  республики означает следующее:

1. В стране действует  республиканская форма правления.  Все граждане России имеют  право участвовать в формировании  законодательной власти – Государственной  Думы Федерального Собрания РФ, а также избирать главу государства – Президента РФ. Республиканская форма правления предоставляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия, наиболее полного и последовательного отстаивания интересов большинства россиян высшими органами власти, сформированными самим населением.

2. Российское государство  представляет собой федерацию,  объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, два города федерального  значения, автономную область, 10 автономных  округов. Представительные (законодательные)  органы субъекта Федерации в  пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия  по ряду важнейших направлений  государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно-правовые  акты. В то же время значительную  часть вопросов решают непосредственно  федеральные органы государственной  власти: Федеральное Собрание, Президент  РФ и Правительство.

3. Российская Федерация  – демократическое государство.  Россиянам предоставляются все  известные современной политико-правовой  практике формы участия населения  в делах государства и формировании  его органов, свобода слова,  митингов, шествий и демонстраций  и иные политические права.  В стране принимаются меры  к реальному осуществлению каждым  гражданином предоставленных ему  прав и укреплению законности  и правопорядка.

Закрепленные Конституцией формы государственной власти соответствуют  передовому опыту государственного строительства зарубежных стран, учитывают  исторические и национальные особенности  России и создают оптимальный  режим для реализации политической, экономической и иных свобод россиян. Проведение принципа разделения властей  в системе федеральных органов  государственной власти придает  устойчивый характер демократическим  преобразованиям в РФ, делает невозможным  узурпацию властных полномочий одним  из органов государственной власти.

Принципиально важным является, что Конституция признает Российскую Федерацию в качестве правового  государства. Далеко не все конституции  развитых демократических государств содержат подобные положения. Однако признание Российского государства в качестве правового на сегодняшний день надлежит рассматривать не как реальность, свершившийся факт, а как одну из первостепенных задач, которые предстоит решить в ходе реформирования России и создания цивилизованного и правового общества.4

Статья 4 Конституции России устанавливает, что:

1. Суверенитет РФ распространяется  на всю ее территорию.

2. Конституция РФ и  федеральные законы имеют верховенство  на всей территории РФ.

3. Российская Федерация  обеспечивает целостность и неприкосновенность  своей территории.

Конституция закрепляет один из важнейших принципов федеративного  правового государства, прямо вытекающий из того, что суверенитет РФ распространяется на всю без исключения ее территорию, на все сухопутные, водные и воздушные  пространства, находящиеся под юрисдикцией  России, а также объекты с государственной  символикой РФ (например, корабли, авиалайнеры  и т. д.).

Российская Федерация, как  всякое подлинно независимое, свободное  государство, обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной  суверенной власти, а тем более  поставить себя над ней.

Верховенство федеральной  Конституции и федеральных законов  на всей территории России обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Понятие «федеральные законы» следует понимать в его  широком значении, т. е. и как собственно федеральные законы, и как федеральные  конституционные законы, хотя в последующих  статьях Конституции данные понятия различаются достаточно четко.5

Верховенство федеральных  законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного  соответствия Конституции и федеральным  законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов  и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами РФ по предметам  совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене, это правило действует на всей территории РФ.

Информация о работе Конституционное (государственное) право России