Конституционное (государственное) право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Российское право представляет собой «совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных, санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается также государством» [1, гл.1 §1 с.6]. Право является единым по своей сущности, содержанию и предназначению, и подразделяется на составные части - отрасли.
Отрасль права - это «самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения» [1, гл.1 §1 с.6]. Среди отраслей права выделяют: конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, экологическое и др.

Содержание работы

Конституционное (государственное) право……………………………..…….3
1. Понятие конституционного права как самостоятельной отрасли…………3
2. Отличие конституционного права от смежных отраслей права………….....7
3. Источники государственного права РФ и РБ (сравнительная характеристика)…………………………………………………………….……12
Задача…………………………………………………………………….……….23
Список литературы…………………………………………………………..…..24

Файлы: 1 файл

право 3 вар.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Конституционное (государственное) право……………………………..…….3

1. Понятие конституционного права как самостоятельной отрасли…………3

2. Отличие конституционного права от смежных отраслей права………….....7

3. Источники государственного права РФ и РБ (сравнительная характеристика)…………………………………………………………….……12

Задача…………………………………………………………………….……….23

Список литературы…………………………………………………………..…..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционное (государственное) право

Понятие конституционного права как самостоятельной отрасли права

Российское право представляет собой «совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных, санкционированных государством,  исполнение которых обеспечивается  также государством» [1, гл.1 §1 с.6]. Право является единым по своей сущности, содержанию и предназначению, и подразделяется на составные части - отрасли.

Отрасль права - это «самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом  качественно однородные общественные отношения» [1, гл.1 §1 с.6]. Среди отраслей права выделяют: конституционное, административное, гражданское,  трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, экологическое и др.

Россия в соответствии со статьей 1 Конституции РФ имеет два официально равнозначных названия: Российская Федерация и Россия, поэтому понятия "конституционное право России" и "конституционное право Российской Федерации" имеют одинаковое содержание.

В юридической науке был длительный спор о соотношении понятий "конституционное право" и "государственное право". Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции. В США и Франции, например, используется термин «конституционное право», а в Германии, тоже демократическом правовом государстве, – «государственное право». «В царской России преобладало понятие "русское государственное право", в Советской России наиболее распространенным было наименование "советское государственное право", ныне большинство авторов употребляют понятие "конституционное право Российской Федерации". Однако следует подчеркнуть, что по своему содержанию понятия "конституционное право" и "государственное право" идентичны, поэтому наиболее удачным применительно к России представляется термин "конституционное (государственное) право". Тем самым подчеркивается преемственность развития и снимается напряжение, вызванное политическим противопоставлением этих понятий» [2, с.4].

Необходимость деления права на отрасли связана с существованием огромного количества общественных отношений, регулируемых правовыми нормами. Эта необходимость вызвана также практикой правоприменительной деятельности. Деление права на отрасли помогает изучению права, совершенствованию нормативных актов.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Поэтому для уяснения понятия конституционного права как самостоятельной отрасли необходимо определить его предмет и метод.

Конституционное право России как отрасль права есть «совокупность правовых норм, которые регулируют конституционно-правовые отношения» [3, с.3] .

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и др., но не все отношения целиком, а лишь определенный их слой, а точнее сказать, фундамент этих отношений.

К его предмету относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма. Такого рода отношения выступают как «системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства общества и государства» [4, с.7].

По мнению профессора В.Г.Стрекозова [1, с.6] предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного  строя Российской Федерации, суверенитета  народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства  и разделения властей, социального  и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства  конституции в государстве;

2) взаимоотношений между  государством и личностью, правовых  основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных  граждан, находящихся на территории  России, прав и свобод человека  и гражданина и гарантий их  реализации;

3) федеративного устройства  России, состава и компетенции  ее субъектов, исключительной компетенции  Федерации и предмета совместного  ведения Федерации и субъектов, верховенства федеральных законов  над правовыми актами субъектов  и т.д.;

4) организации и функционирования  системы высших органов Российской  Федерации: Президента, Федерального  Собрания, Правительства, органов судебной  власти, а также местного самоуправления.

Метод правового регулирования конституционного права имеет много аспектов, что обусловлено многообразием содержания и сложным характером общественных отношений, объединяемых предметом конституционного права. Метод правового регулирования - это «совокупность специфических приемов, способов, средств воздействия на участников этих отношений» [1, с.6]. Исходя из этого определения можно выделить наиболее существенные методы:

- метод «властеотношений». Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями.

Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями.

- установление конкретных  правомочий и обязанностей участников  отношений (организация выборов, деятельность  депутатов, реализация компетенции  государственными органами и  др.)

Методу регулирования общественных отношений свойственны такие особенности, как «политико-правовой характер регулирования (закрепление в Конституции моральных принципов, категорий общественных идеалов и т.д.)» [1, с.7].

Метод конституционного права использует и такие классические способы воздействия на участников общественных отношений, как дозволение, запрет, возложение обязанностей, установление равенства сторон в отношениях.

Таким образом, определив предмет конституционного права и особенности его метода, можно сформулировать понятие конституционного права как отрасли российского права.

Конституционное право как отрасль права Росии представляет собой «совокупность правовых норм, остановленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления» [1, с.7].

 

 

 

 

 

 

 

2. Отличие конституционного права от смежных отраслей права

Конституционное право является  одной  из  отраслей  российской  правовой системы, но занимает среди них особое место. Соотношение  Конституционного   права   с   другими   отраслями   системы российского  права  (административное,  финансовое,  гражданское,  трудовое, уголовное и др.), определяется соотношением между Конституционным  правом  и этими отраслями  права.  Конституционное  право  является  ведущей  отраслью права;   оно   устанавливает   основные   начала   других   его    отраслей. Следовательно,   Конституционное   право   является    важнейшей    отраслью российского правоведения. Она определяет исходные положения  для  отраслевых юридических дисциплин.

  Так, Конституционное  право анализирует принципы построения  и деятельности органов государственного  управления, показывает их место  в  системе  органов российского  государства и принципы  взаимоотношений  с  представительными  и исполнительными  органами. Административное  право  тесно взаимодействует с Конституционным  правом. Будучи  ведущей   отраслью   российского права, Конституционное   право   закрепляет   основные   принципы организации и функционирования  исполнительно власти, место ее  субъектов в государственном  механизме, правовые основы их  формирования, их взаимодействие  с другими ветвями единой государственной  власти (ст. ст.  10, 11, 71, 72, 77, 83-88, 102, 103,  110-117,  125  Конституции  РФ);  права  и свободы  человека  и  гражданина,  значительная  часть  которых  практически реализуется в сфере  государственного управления (ст. ст. 85,  103,  11,  117 Конституции РФ) и так  далее.  Многие  стороны  организации  и  деятельности  механизма  исполнительной   власти   определяется   федеральными  и  иными законодательными нормами. Административное право  берет  исходные  начала  в нормах  Конституционного права, детализирует  их, определяя при этом  правовой  механизм реализации  прав  и  свобод  конкретных  участников  управленческих общественных отношений  и административно-правовые средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основания ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и так  далее.

Следовательно, она определяет исходные положения административного права. Конституционное право устанавливает экономическую систему Российской Федерации, основу которой составляет разнообразие форм собственности и их равную защиту государством. Согласно статье 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих  способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Положения Конституционного права по этим вопросам являются исходными для гражданского права.

  Положения Конституционного права о свободе труда и праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род  деятельности и профессию,   запрете  принудительного  труда,  право на  труд  в  условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на вознаграждение  за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда  (ст. 37  Конституции РФ) - являются исходными для трудового права.

Конституционное право, закрепляя компетенцию Российской Федерации и ее субъектов (республик, областей, краев и т.д.) определяет их бюджетные и налоговые права (ст. ст. 71, 72, 73 Конституции РФ). Эти государственно-правовые нормы являются исходными для финансового права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции и распределения государственных денежных средств.

Конституционное право закрепляет обязанности граждан РФ соблюдать Конституцию РФ, исполнять законы, а также нести всеобщую воинскую обязанность (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции РФ). Данные положения являются основополагающими для уголовного права.

В Конституционное право входят нормы, определяющие принципы организации и деятельности судов и прокуратуры (гл. 7 Конституции РФ). Они устанавливают основы уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

Таким образом, конституционное право содержит нормы, определяющие основы всех других отраслей права. Но это не означает, что оно объединяет все отрасли права и что его нормы регулируют все общественные отношения.

Конституционно-правовые нормы - это нормы только Конституционного права, а регулируемые ими общественные отношения - только конституционно-правовые отношения. Вместе с тем они являются основой, на которой возникают общественные отношения, регулируемые другими отраслями права.

Из выше сказанного можно вывести следующее определение Конституционного права - это ведущая отрасль права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, обеспечивающие единство общества как целостной социальной системы (основы Конституционного строя, статус человека и гражданина, федеративное устройство государства, система органов власти). Это определение позволяет установить, какие правовые нормы по своему содержанию составляют Конституционное право, определить, относится ли та или иная норма к Конституционного праву или нет. Если правовая норма касается основ общественного строя Российской Федерации, основ правового статуса граждан РФ, их основных прав и обязанностей, то она относится к числу норм, составляющих Конституционное право.

Если правовая норма закрепляет национально-государственное устройство РФ, правовой статус субъектов РФ, то она является конституционно-правовой нормой. Если правовые нормы устанавливают систему государственных органов РФ, принципы их организации и деятельности, компетенцию этих органов, порядок их образования и деятельности, то они относятся к нормам Конституционного права.

При определении круга общественных отношений, регулируемых нормами Конституционного права, следует иметь в виду, что правовое регулирование общественных отношений заключается в установлении прав и обязанностей участников отношений. Конституционно-правовые нормы, устанавливая права и обязанности участников регулируемых ими общественных отношений, придают этим отношениям государственно-правовой характер. Конституционное право составляют многочисленные нормы; они регулируют широкий круг общественных отношений. Задача состоит в том, чтобы во всем многообразии государственно-правовых отношений найти их общее основное содержание, показать, что конкретные отношения в конечном итоге являются его проявлением. Это позволит дать общую характеристику государственно - правовым отношениям, определить их специфику, обусловливающую объединение указанных общественных отношений в одну группу и их регулирование одной самостоятельной отраслью права.

Информация о работе Конституционное (государственное) право