Элементы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время тема данной курсовой работы весьма актуальна,так как налоги являются значимой экономической категорией в современном обществе. Налоги – это не только источник поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней налоговой системы, но и важнейший структурный элемент экономики рыночного типа. Очевидно, что без рационального и эффективного использования и применения налогов в рамках налоговой системы, не угнетающей и «не тормозящей» развитие предпринимательской деятельности, а также позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны необходимые полноценные преобразования в сфере экономики страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Налог как экономическая категория…………………………………..4
1.1. Экономическое содержание налога………………………………………4
1.2. Функции налога……………………………………………………………7
Глава 2. Налог как составляющая часть налоговой системы…………………15
2.1. Элементы налога…………………………………………………………….15
2.2. Способы взимания налогов и налоговые ставки………………………….23
Глава 3. Классификация налогов и пути их оптимизации в РФ……………...29
3.1.Классификация налогов……………………………………………………..29
3.2.Пути оптимизации налогов в России……………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………...40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4.docx

— 66.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Классификация налогов и пути их оптимизации в РФ

3.1.Классификация  налогов

Существует несколько вариантов классификации налогов и сборов в зависимости от различных признаков: способа взимания; субъекта и объекта налогообложения; порядка и целевой направленности введения налогов; характера отражения в бухгалтерском учете; сроков уплаты; уровня установления налогов и внесения в них дополнений и изменений и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество. Они  взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ (подоходный налог, налог на имущество). Косвенные – налоги на товары и услуги. Взимаются в  результате расходования материальных благ (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.). Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

Прямые налоги подразделяются, в свою очередь, на реальные и личные.

Прямые реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщика (земли, дома, торгово-промышленных зданий, ценных бумаг). К ним в зависимости от объекта относятся земельный налог, подомовой налог, промысловый налог и налог на ценные бумаги. При реальном налогообложении учитываются внешние признаки облагаемого объекта (размер, местоположение), а не величина фактического дохода, который объект приносит своему владельцу.

Прямые личные налоги представляют собой налоги на доходы и имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации. При этом, в отличие от реальных прямых налогов, объекты налогообложения учитываются индивидуально для каждого конкретного плательщика, а не усреднение. Основными личными прямыми налогами являются подоходный налог с населения, налог на прибыль с юридических лиц, налог на доходы от оборота капиталов, налог на сверхприбыль, поимущественный налог.9

Классификация по уровням налогообложения

Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень – это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В соответствии с законом “О налоговой системе” в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, государственная пошлина, гербовый сбор, налог на операции с ценными бумагами, налог на доходы физических лиц, таможенная пошлина и др.

Второй уровень – региональные налоги, т.е. налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. К ним относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.10

Третий уровень – местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Они включают в себя: земельный налог и налог на имущество физических лиц.11

По объектам налогообложения выделяют:

  • налоги с оборота (налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость.);
  • налоги на прибыль/доход (налог на прибыль предприятий, налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес);
  • налоги на имущество (налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц);
  • налоги на фонд оплаты труда (страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования).

В зависимости от того, закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.

В соответствии с периодичностью взимания различают:

  • регулярные налоги(систематические, текущие) – взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени пользования плательщиками имуществом, либо занятия каким-либо видом деятельности, приносящей прибыль (например, земельный налог, подоходный налог с физических лиц и т.д.)
  • разовые налоги – взимаются в связи с какими-либо несистемными событиями (в частности, налог с имущества, который переходит к другому лицу в порядке наследования, дарения и т.д.).12

По своему специальному назначению налоги делятся на общие и целевые. Целевые налоги взимаются целенаправленно для решения какой-либо определенной задачи.

Также можно выделить классификацию налогов на раскладочные и количественные:

Раскладочные (репартиционные) налоги исходят из потребности покрыть конкретный расход (например, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели), количественные (долевые, квотативные) налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налог.

Таким образом, рассмотрев основные классификации налогов, можно сказать, что один и тот же налог может относиться к разным группам в зависимости от классификационных признаков и оснований деления налогов на различные виды.

 

 

 

3.2.Пути оптимизации  налогов в России

Анализ видов налогов свидетельствует, что, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, налоговая система России не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но и громоздкой, сложной и запутанной по исчислению налогов.

Множество льгот для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники. Требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, - все это делает налоговую систему неэкономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода налоговых субъектов от уплаты налогов и сборов.

Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном бюджете и внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные образования регионов в их экономическом развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона.13 Более того, само законодательство не способствует этому в той его части, где множество субъектов налога как производителей товаров уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.14

Для того, чтобы налоговая система функционировала эффективно в условиях рыночных отношений и стимулировала товаропроизводителя и труд работника, необходимо выполнить два условия:

  • снизить налоговое бремя за счет уменьшения числа налогов и их ставок;
  • сделать налоговую систему понятной, прозрачной, простой, доступной для субъекта налога, экономичной и простой в исчислении налогов с оптимально-минимальным штатом налоговых служащих.15

Налоговая система будет работать эффективно, если она будет построена по принципу доходности субъекта налога и административно-территориальному принципу уплаты налогов. Это означает, что все субъекты налога, зарегистрированные или осуществляющие хозяйственную деятельность в данном территориальном образовании, уплачивают налоги в бюджет (фонд) данного образования, из которого часть средств, установленная законом, зачисляется непосредственно в бюджет (фонд) данного образования, а другая часть средств перечисляется в бюджет (фонд) вышестоящего территориального образования и далее, в федеральный бюджет. Данная схема формирования бюджетов территориальных образований позволит упростить процессы, протекающие в налоговой системе, и даст возможность территориальным образованиям объективно формировать свои бюджеты, своевременно производить выплаты организациям и гражданам, а оставшуюся часть средств направлять на развитие инфраструктуры региона.

Анализ системы налогообложения России и зарубежных стран позволяет выявить ряд направлений совершенствования налоговой системы и решения проблем в налоговой сфере, основными из которых являются следующие:

  1. создание экономичной и эффективной налоговой системы с упрощенной законодательной базой, охватывающей всех субъектов налога, которые несут налоговое бремя на издержки и содержание аппарата, налоговых служащих, на организацию сбора, обработку и хранение налоговой информации, и установление контроля запоступлением налогов. Особое значение это имеет в переходный период к рыночной экономике;
  2. создание налоговой системы с учетом конкретно складывающихся условий и адекватной внешнеполитическим и внутренним изменениям обстановки. Регуляторами налоговой системы могут выступать:
  • своевременная отмена или ввод в действие новых платежей (налогов, сборов);
  • своевременное изменение налоговой базы и налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения;
  • изменение соотношения различных видов налогов или их замена на группу или единый вид налога на доход, который обеспечит необходимую долю средств бюджета, используемого для решения задач, стоящих перед органом власти;
  • своевременное введение пропорциональных, прогрессивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога.16

Обозначенные выше направления совершенствования налоговой системы ни в коей мере не разрешают противоречий в налогообложении, но они в определенной мере будут способствовать:

    • уменьшению противоречий;
    • разработке оптимальной, экономичной и достаточно эффективной налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе исследования была достигнута основная цель данной работы: раскрыта сущность налогов в современных условиях. Также были определены элементы и способы взимания налогов, дана общая характеристика налога как экономической категории и освещены основные меры по совершенствованию налоговогомеханизма.

Налоги – один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики государство использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Без совершенствования налоговой системы, без целенаправленной жесткой налоговой политики современное государство не сможет обеспечить нормальное функционирование всего хозяйственного аппарата страны, финансировать неотложные государственные потребности.

В процессе формирования наиболее оптимальной и рациональной налоговой системы налоги выполняют определенные функции, а также включают в себя конкретные элементы. К общим элементам налогов относятся: налогоплательщики, налоговая база, единица обложения, объект налогообложения, налоговый период, ставка налога, налоговый оклад, источник налога, налоговые льготы, порядок исчисления, срок и порядок уплаты налогов.

Налогоплательщики – это физические и юридические лица, обязанные уплачивать налоги и сборы. При этом в связи  с возможностью переложения налогового бремени на другое лицо плательщик не всегда реально уплачивает сумму налога. В такой ситуации действительно платит налог носитель налога после завершения процессов переложения.

Объектами налогообложения могут быть: имущество, доход, прибыль, операции по реализации товаров, стоимость реализованных товаров и др. То есть такой объект, при наличии которого у налогоплательщика возникает обязанность платить налоги и сборы.

Налоговая база – это количественная оценка объекта налогообложения; а единица обложения – это единица измерения объекта обложения.

Налоговые льготы – определенные привилегии, предоставляемые конкретным категориям налогоплательщиков. Налоговый период – определенный отрезок времени, по окончании которого исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу обложения; налоговый оклад определяется перемножением налоговой базы и ставки налога. Источником налога является доход, часть которого субъект уплачивает в качестве налога.

Срок уплаты определяется конкретной датой или истечением определенного промежутка времени; порядок исчисления – это определенный способ уплаты налогов. Налог может быть уплачен по принципу самообложения, либо через налогового агента. Порядок уплаты – это приемы внесения сумм налога в бюджет.

Таким образом, двигаясь к стабильному рыночному хозяйствованию, государство должно создавать адекватную ему налоговую систему, отвечающую интересам каждого отдельного гражданина и всего общества в целом, опираясь при этом на основные функции налогов и принципы налоговой системы.

 

 

Список используемой литературы

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 05.04.2013). – М.: «Проспект», 2013
  2. Закон «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.1991 №2118-1 (ред. от 11.11.2003)
  3. Обзор изменений и перспективы налоговой политики России//Налоги и налогообложение.- 2010.- № 3.- С. 4-5.
  4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (извлечения) //Налоги и налогообложение.- 2009.- № 11.
  5. Федеральная Налоговая Служба РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.nalog.ru
  6. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учеб.пособие / Александров И.М. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 37 с.
  7. Винк А. Московский международный налоговый центр. // Налоги. - 2008. - № 2.
  8. Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.lib.tsu.ru
  9. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение (Учебное пособие), 2009. С.48
  10. Зрелов А.П.- Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]. ЗреловА.П.Налоги и налогообложение: учеб.пособие 2010
  11. КонсультантПлюс, 1992-201. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/2_2.html
  12. Лобачева Е.С. О налоге на добавленную стоимость // Налоговый вестник, 2001, №3, с. 136-137.
  13. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Мамрукова О.И. – М.: Финансы и статистика, 2007. –32 с.
  14. Налоговое планирование. (Учебник) Вылкова Е.С., Романовский М.В.(2004, 63с.)
  15. Налоги и налогообложение. (Учебник) Миляков Н.В. (2006, 5-е изд., 59с.)
  16. Налоговое планирование: Учебник для вузов Романовский М.В., Вылкова Е.С., 25с.
  17. Пронина Л.И. Федеральный бюджет и местные финансы // Финансы, 2000, №1, с. 14-17.
  18. Региональные и местные налоги и сборы. М.:  Бератор-Пресс, 2002. – 16 с.
  19. Солянникова С.П. Бюджетная и налоговая политика: проблемы и перспективы //Финансы, 2001, № 1, с.77-79.
  20. Тарасова, Л.Н. Семыкина, Т.В. Сапрыкина. Налоги и налогообложение, 2007
  21. Финансовое право: учебник / отв. Ред. Н.И. Химичева. 2-е изд.., перераб. и доп. - М.: 2000
  22. Черпик Д.Г. Налоговая система России. М., 1999. С. 15.
  23. ЭриашвилиН.Д.Финансовое право: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. — 66 с.
  24. Экономическая статистика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/economicheskaya-statistika/114.htm
  25. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. С.84-89

Информация о работе Элементы налогообложения