Элементы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время тема данной курсовой работы весьма актуальна,так как налоги являются значимой экономической категорией в современном обществе. Налоги – это не только источник поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней налоговой системы, но и важнейший структурный элемент экономики рыночного типа. Очевидно, что без рационального и эффективного использования и применения налогов в рамках налоговой системы, не угнетающей и «не тормозящей» развитие предпринимательской деятельности, а также позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны необходимые полноценные преобразования в сфере экономики страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Налог как экономическая категория…………………………………..4
1.1. Экономическое содержание налога………………………………………4
1.2. Функции налога……………………………………………………………7
Глава 2. Налог как составляющая часть налоговой системы…………………15
2.1. Элементы налога…………………………………………………………….15
2.2. Способы взимания налогов и налоговые ставки………………………….23
Глава 3. Классификация налогов и пути их оптимизации в РФ……………...29
3.1.Классификация налогов……………………………………………………..29
3.2.Пути оптимизации налогов в России……………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………...40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4.docx

— 66.57 Кб (Скачать файл)

При наличии соответствующих оснований налогоплательщик  может воспользоваться предусмотренными законодательством о налогах и сборах льготами или отказаться от их использования, если эта возможность оговорена в законе.

5) Налоговая ставка, налоговый оклад  и источник уплаты налога

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Различают процентные и твердые ставки. Процентные (адвалорные) ставки установлены в процентах к налоговой базе.

Твердые (специфические) ставки устанавливаются в рублях (или других стоимостных единицах измерения) на единицу обложения. Процентные ставки установлены по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы физических лиц, по налогу на имущество организаций и др. Твердые ставки установлены по транспортному налогу, по акцизам и др.

Если налоговую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которая называется налоговым окладом.

Источник налога – это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать. Например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

 

6) Налоговый период и срок уплаты  налога

Последние  два элемента налога дают ему временную характеристику. Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др. Срок уплаты налога – это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Если налогоплательщик не уплатит налог в срок, то к нему применяются финансовые (пеня) и налоговые (штрафные) санкции.

7) Порядок исчисления и порядок  уплаты налога 

Как правило, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой савки и налоговых льгот, установленных законодательными актами (НДС, акцизы, налог на имущество организаций и т.д.).

Таким образом, в качестве основного порядка налоговое законодательство закрепило приоритет порядка самообложения.

Обязанность по исчислению налога может быть возложена на налогового агента, который обязан исчислить сумму налога, подлежащую уплате за соответствующий налоговый период, рассчитав для этого налоговую базу и применив установленную законом налоговую ставку (налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций в части доходов в виде дивидендов и доходов от долевого участия в деятельности других организаций; налог на добавленную стоимость при аренде государственного или муниципального имущества и др.)

В ряде случае законом установлено, что налоговый орган должен исчислить сумму налога (земельный налог, налог на имущество физических лиц). Тогда налоговый орган за 30 дней до наступления срока уплаты налога должен известить налогоплательщика о размере налога, налоговой базы и сроке уплаты.

Порядок уплаты налога – это определенные приемы внесения суммы налога в соответствующий бюджет  или во внебюджетный фонд.

Порядок уплаты налога включает определение:

  • направления платежа, т.е. куда платится налог: бюджет или внебюджетный фонд.  Например, налог на добавленную стоимость платится в федеральный бюджет, налог на прибыль организаций – в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты, а единый социальный налог – в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные социальные фонды;
  • средства уплаты налогов. Как правило, налоги в России платятся в рублях, но могут платиться и в иностранной валюте;
  • механизма платежа. Большинство налогов, платятся, исходя из фактических данных за отчетный период. По налогу могут вноситься авансовые платежи.  Уплата авансовых платежей предусмотрена по единому социальному налогу, налогу на прибыль, налогу на имущество организаций;
  • субъекта налога; т.е. субъекта, который должен уплатить (перечислить) налог в бюджет. Это может быть налогоплательщик или налоговый агент;
  • формы уплаты налога (начисленная, безналичная).6

Рассмотрев основные элементы налога, можно сделать вывод, что все они являются неотъемлемой частью природы налога. Каждый элемент имеет важное значение для существования и нормального использования (функционирования) налогов как экономической категории. Образуя в совокупности такую сложную целостную систему, как налог, все представленные выше элементы выполняют свои четко определенный функции, без которых невозможно нормальное развитие и функционирование налогов и налоговой системы в целом.

 

 

2.2. Способы взимания  налогов и налоговые ставки

Вналоговой практике разных стран существуют следующие способы взимания налогов: 1) кадастровый; 2)изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника); 3) изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации).

Кадастр – это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта налогообложения.

Существуют поземельный, подомовой, промысловый кадастры.  Данный способ имеет в значительной мере исторический характер.  Он применяется при слабом развитии налогового аппарата.

Недостатки определения дохода по кадастрам заключается в том, что его составление требует длительного времени, в результате чего растут издержки по сбору налогов; установление определенной нормы доходности, что приводит к регрессивности налогообложения; данные кадастровых оценок быстро стареют вследствие дифференциации имущества и дохода плательщиков. В настоящее время кадастры используются в ряде стран по местным налогам. При втором способе налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. Таким путем взимается подоходный налог с заработной платы рабочего, жалования служащего. Налог удерживается посредником – сборщиком до получения дохода трудящимися, что исключает возможность уклонения от его уплаты, так как бухгалтерией точно подсчитываются облагаемый доход и сумма налога.

Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах. Налоговые органы, исходя из указанной в декларации величины объекта налогообложения и действующих ставок, устанавливают размер налога.  Этот способ взимания налога возник с развитием личных налогов. Оценка объекта на основании налоговой декларации соответствует более высокому уровню развития товарно-денежных отношений и учета. Вместе с тем она создает условия для уклонения от уплаты налога из-за слабого финансового контроля, наличия коммерческой тайны. 7

Налоговые ставки

Важнейшим элементом налога является ставка налога.  Под ставкой налога понимают размер налога, устанавливаемый на единицу обложения.

Система ставок, учитывающих вид деятельности плательщика налога, включает: базовую ставку; пониженную ставку; повышенную ставку.

Базовая (основная) ставка – это ставка без учета особенностей субъекта или вида деятельности. По некоторым налоговым платежам о понятии базовой налоговой ставки можно говорить условно, в силу множества ставок в целом по данному налогу (например, акцизный сбор, пошлина).

Пониженная налоговая ставка учитывает определенные особенности плательщика и сокращает его налоговое обязательство (чаще всего ее применение можно рассматривать как налоговую льготу, например, налогообложение валового дохода страховых организаций – резидентов осуществляется по ставке 3%).

Повышенная налоговая ставка учитывает специфическую форму деятельности или получения доходов и превышает основную, базовую (например, применение полной ставки таможенной пошлины).

В зависимости от построения налогов различают: твердые ставки; долевые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных.

В современных условиях, в основном, применяются ставки, выраженные в процентах. Если раньше можно было выделить разновидность ставок в твердой сумме (например, по налогу с владельцев транспортных средств), то теперь, учитывая темпы инфляционных процессов, такой подход не применим.8

Характеристика ставок налога неразрывна с методами их формирования, что может лежать в основе выделения разновидностей ставок налога: пропорциональные ставки; прогрессивные ставки; смешанные ставки.

Пропорциональное налогообложение.  Характеризуется стабильной ставкой независимо от увеличения объекта налогообложения (подобный механизм используется при начислении налога на добавленную стоимость). Этот метод имеет несколько аспектов: 1) чем шире база обложения, тем ниже может быть его ставка, что не может  не сказаться на росте экономических стимулов; 2) применение высоких ставок подталкивает к развитию практики уклонения от налога, что уменьшает доходы бюджета; 3) множество ставок при прогрессивном методе налогообложения на определенном уровне делает невыгодным получение высоких доходов и снижает стимулы к росту доходов.

Данный метод налогообложения позволяет установить одну ставку, используемую по отношению к доходу, превышающему относительно высокий необлагаемый минимум (генеральная скидка), система же средних ставок обеспечивает оптимальное соотношение тяжести налоговых платежей на плательщиков с различными уровнями доходов.

Прогрессивное налогообложение.  Финансовая практика государств выработала два вида прогрессии: простую и сложную.  При простой прогрессии ставка налога растет по мере роста общей суммы дохода или стоимости имущества. Такой вид прогрессии обычно применяется к налогам с наследства.

Сложная прогрессия отличается ростом ставок налога , то есть используется своеобразное ступенчатое обложение, при котором размер ставки увеличивается в зависимости от роста дохода, но повышенная ставка применяется не ко всему доходу, а только к сумме, превысившей определенный уровень. При этом действует шкала ставок.

При  сложной прогрессии, применяемой в основном к подоходному налогу, доход делится на части (ступени), для каждой части устанавливается налоговая ставка, причем повышенным процентом облагается не весь доход, а лишь каждая следующая ступень. Сложная прогрессия выгодна плательщику с большими доходами, поэтому она получила широкое распространение.

Регрессивное налогообложение.  Характеризуется тем, что ставки налога понижаются по мере роста размера дохода или имущества.

Смешанное налогообложение. Предполагает использование для одной части доходов прогрессивного метода, для другой – пропорционального.

В современных условиях налогообложение доходов юридических лиц осуществляется по одной ставке, без прогрессии. В ряде случаев это  приобретает конфискационный характер.  Если ориентироваться на мировую практику, то прогрессивное налогообложение должно касаться не более 20% всех налогоплательщиков, а максимальная ставка налога (да еще составляющая 50%) – не более 1% их общего числа. Отсутствие серьезной теоретической проработки вынуждает несколько раз в год законодательно менять шкалу налогообложения. Это усложняется и широкой дифференциацией величин личных доходов населения.

Поиск оптимальных форм ставок внутри групп плательщиков юридических и физических лиц важен, но не менее, чем установление взаимосвязи ставок по налогам с юридических и физических лиц. При этом важно учитывать аксиому, что последствия уклонения от налогов меньше, если разные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам, так как здесь исключается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по меньшей ставке.

Одно из направлений реформирования в области налогового законотворчества связано с предложениями установления дифференцированных налоговых ставок по отраслям. Но такое положение не закрепит сложившиеся пропорции, структуру производства, увеличит диспропорции, нарастающие в условиях реформирования. Очень сдержано это можно было бы применить в соотношении между добывающими и перерабатывающими отраслями, установив пониженные ставки для последних в целях стимулирования обрабатывающих отраслей усиления ресурсосберегающих тенденций. Но регулирование отклонений от базовой ставки должно исходить из того, что в ряде случаев (особенно по нестабильным или вновь появляющимся налоговым рычагам) установление единой ставки на длительный период времени может играть скорее негативную роль. Это связано с постоянно меняющейся ситуацией, на которую должно реагировать и налоговое законодательство, так как одна и та же ставка может быть и запретительной, и ограничительной, и стимулирующей.

Проанализировав способы взимания налогов и налоговые ставки, следует отметить, что разные виды налогов надо взимать и рассчитывать различными способами. Это необходимо для формирования высокоразвитой налоговой системы, для поддержания ее стабильности и «прочности». Существование различных способов взимания налогов и налоговых ставок обусловлено тем, что каждый конкретный налог требует, так сказать, индивидуального подхода. Именно за счет разнообразия приемов и методов исчисления и взимания налогов возможно формирование наиболее оптимальной налоговой системы.

Информация о работе Элементы налогообложения