Элементы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время тема данной курсовой работы весьма актуальна,так как налоги являются значимой экономической категорией в современном обществе. Налоги – это не только источник поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней налоговой системы, но и важнейший структурный элемент экономики рыночного типа. Очевидно, что без рационального и эффективного использования и применения налогов в рамках налоговой системы, не угнетающей и «не тормозящей» развитие предпринимательской деятельности, а также позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны необходимые полноценные преобразования в сфере экономики страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Налог как экономическая категория…………………………………..4
1.1. Экономическое содержание налога………………………………………4
1.2. Функции налога……………………………………………………………7
Глава 2. Налог как составляющая часть налоговой системы…………………15
2.1. Элементы налога…………………………………………………………….15
2.2. Способы взимания налогов и налоговые ставки………………………….23
Глава 3. Классификация налогов и пути их оптимизации в РФ……………...29
3.1.Классификация налогов……………………………………………………..29
3.2.Пути оптимизации налогов в России……………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………...40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4.docx

— 66.57 Кб (Скачать файл)

Также следует отметить, что роль социальной функции резко повышается при возникновении экономических кризисов, поскольку именно в такие периоды большей части населения требуется социальная защита.

Таким образом, значение распределительной функции определяется как регулированием величины налоговой нагрузки, исходя из уровня доходности и платежеспособности разных слоев общества, так и возможностью компенсировать низкие доходы за счет услуг и трансфертов, предоставляемых государством.

Контрольная функция

Данная функция проявляется в проведении государственного контроля над осуществлением юридическими и физическими лицами финансово-хозяйственной деятельности, над источниками доходов налогоплательщиков и их легальностью, а также в необходимости проведения изменений в налоговой политике и налоговой системе. Суть такого контроля состоит в обеспечении и проверке своевременности и полноты исполнения налоговых обязательств, возложенных на налогоплательщика. Данный контроль уменьшает возможность возникновения теневой экономики (и, как следствие, коррупции) и уклонения от уплаты налогов и сборов.

Регулирующая функция

Данная функция основывается на определении и проведении комплекса мероприятий в сфере налогообложения, направленных на регулирование государством экономических процессов. Такое государственное вмешательство необходимо для предотвращения спада производства, стимулирования экономического роста, регулирования объема инвестиций и доходов населения.

Налоговое регулирование в рамках данной функции осуществляется, в основном, через систему определенных льгот. Целью их применения является уменьшение объема налоговых обязательств налогоплательщика. К таким льготам можно отнести следующие:

  • изъятие из обложения конкретных элементов налога – исключение из-под налогообложения отдельных объектов;
  • скидки – направлены на уменьшение налоговой базы;
  • налоговый кредит – направлен на снижение ставки налога и окладной суммы;
  • целевые льготы;
  • прочие льготы.

Значение регулирующей функции в области общественного производства заключается в воздействии не только на макроэкономические процессы, но и на экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов и физических лиц. Данная функция также проявляется через платежеспособность и доходность граждан – в сфере потребления и обмена, на рынке спроса и предложения.

Некоторые экономисты, включая А.В. Брызгалина, в рамках регулирующей функции выявляют три подфункции:

  • стимулирующую;
  • дестимулирующую;
  • воспроизводственную.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Стимулирующая подфункция

Данная функция направлена на стимулирование развития определенных категорий плательщиков налогов и конкретных видов деятельности. Она осуществляется посредством системы различных режимов налогообложения, применения пониженных налоговых ставок, освобождений, кредитов и вычетов и др. Под целевыми категориями, обычно, понимаются благотворительные организации, малые предприятия, предприятия инвалидов, различные общественные организации и т.д. Что касается целевых видов деятельности, к ним, как правило, относят сферы образования, здравоохранения, науки, сельское хозяйство, благотворительность, просветительскую и религиозную деятельность.

Вместе с тем, оказывать стимулирующее воздействие возможно и на конкретные области путем введения на их территории льготного порядка взимания налогов. Однако эффект стимулирования налогообложения имеет ограниченное воздействие: при изначальной нерентабельности и низкой прибыльности предприятия налоговые льготы и привилегии будут неэффективны.

Дестимулирующая подфункция

Она является «обратной стороной» стимулирующей функции и подразумевает создание определенных барьеров и препятствий для развития конкретных нежелательных или недопустимых процессов в экономике. Это означает, что при повышении налоговых ставок государство имеет возможность сокращать распространение определенных видов деятельности (например, игорный бизнес) и продуктов продажи и потребления (например, табак и алкогольная продукция). Но и здесь имеются свои «минусы», так как повышение ставок налогов не может быть безграничным: при увеличении сумм налогов до определенного предела начнет формироваться и развиваться теневой сектор экономики.

Воспроизводственная подфункция

Данная функция отражается в ориентации конкретных налогов на накопление средств для компенсации использованных ресурсов.  Воспроизводственная функция также раскрывается в «ресурсных налогах», связанных с количеством потребления общественных ресурсов (например, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и др.)

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическое содержание налогов едино и четко определено, однако формирование налоговой системы и определение направлений налоговой политики на практике будут осуществляться различными способами, в зависимости от специфики экономической ситуации в конкретной стране, формы государственного устройства, целей государства на данном этапе и т.д.

 

 

 

Глава 2. Налог как составляющая часть налоговой системы

2.1. Понятие и  элементы налога

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налог – это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.3

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов. К ним относятся:

  • налогоплательщик;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база и единица обложения;
  • налоговые льготы;
  • налоговая ставка, налоговый оклад и источник налога;
  • порядок исчисления и порядок уплаты;
  • налоговый период и срок уплаты налога.

 

1) Налогоплательщики

Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В налоговом законодательстве под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Физическими лицами являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане. К данной категории налогоплательщиков также относятся предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

Со вступлением в силу Налогового Кодекса филиалы и иные обособленные подразделения перестали быть самостоятельными плательщиками, поскольку они могут лишь исполнять обязанность своей организации по уплате налога, но не несут ответственность по данной операции. При выполнении этой обязанности организации по уплате налогов и сборов, филиалы и другие обособленные подразделения выступают от имени организации, а не от своего имени и сами по себе не являются носителями прав и обязанностей. Таким образом, исполнение обязанности по уплате налогов осуществляется организацией через свои филиалы по месту их нахождения, но при этом налогоплательщиком остается сама организация. Именно организация должна встать на учет по месту нахождения филиала и вести учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения.

 

По законодательству некоторых зарубежных стран в качестве налогоплательщиков может выступать не конкретный гражданин, а вся семья в целом.

Налогоплательщик не всегда является реальным плательщиком налога. Это происходит, потому что существует экономическая возможность переложения тяжести налога с субъекта, который перечисляет налог в бюджет, на другое лицо. Данное лицо называется носителем налога. Носителем налога является лицо, которое в конечном итоге принимает на себя тяжесть налога и действительно платит налог по завершении процессов переложения налога. Например, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются организации и предприниматели, производящие и реализующие продукцию. Они обязаны исчислять сумму налога и перечислять ее в бюджет. Данная сумма налога включается в стоимость продукции, поэтому, приобретая товар, автоматически оплачивает и сумму НДС. Если этот покупатель использует товар для производства другой продукции и затем ее реализует, либо просто перепродает купленный товар, то он возмещает себе уплаченную сумму налога. Если же покупатель является конечным потребителем товара (т.е. не использует его для производственных целей и не перепродает), то он является носителем налога, то есть реальным его плательщиком.

2) Объект налогообложения

Объектами налогообложения являются:

  • операции по реализации товаров (работ, услуг);
  • имущество;
  • прибыль;
  • доход;
  • стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.4

Каждый налог имеет самостоятельный и прямо названный в законе объект налогообложения. В статье Налогового Кодекса Российской Федерации дается понятие различных видов объектов налогообложения.

Имуществом признаются виды объектов гражданских прав (исключением являются имущественные права), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации: вещи, включая деньги и ценные бумаги, а также другое имущество.

Товаром является любое имущество, реализуемое, либо предназначенное для реализации. Материальный или нематериальный объект может быть признан или не признан товаром. Таким образом, находящееся в собственности физического лица и используемое им для собственных нужд имущество не может являться товаром до тех пор, пока собственник данного имущества не изъявит в какой-либо форме желание продать это имущество.

Под работой понимается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей юридического и (или) физического лица.

Услугой же считается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения. И при этом указанные результаты реализуются и потребляются в процессе данной деятельности.

Таким образом, отличие услуги от работы состоит в том, что она не имеет материального выражения и не может быть реализована для последующего удовлетворения потребностей.

3) Налоговая база и единица налогообложения

Для того, чтобы исчислить налог недостаточно только определить его объект, требуется еще и рассчитать налоговую базу. Она необходима для количественного измерения объекта налога. Таким образом, налоговая база – это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения нужно выбрать единицу обложения, т.е. единицу измерения объекта налога. На практике используются как денежные (рубли), так и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.

Исчисление налоговой базы может основываться на данных бухгалтерского учета, справок о доходах, специальных налоговых регистрах и других различных документах. Предприниматели исчисляют налоговую базу, как правило, на основе данных учета доходов и расходов.

При обнаружении ошибок, допущенных в прошлом налоговом периоде, в отчетном периоде следует произвести перерасчет налоговых обязательств за период совершения ошибок.

4) Налоговые льготы

Часто бывает, что налогом облагается не весь объект, а только часть его. Кроме того, некоторые виды деятельности или категории налогоплательщиков могут быть освобождены от уплаты налогов. Все это определяется налоговыми льготами. Налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

К основным налоговым льготам относятся:

  • необлагаемый минимум – часть объекта налога, полностью освобождаемая от обложения;
  • налоговые вычеты;
  • изъятие из-под обложения определенных частей объекты налога;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
  • понижение ставок налога;
  • отсрочка взимания налогов.5

Информация о работе Элементы налогообложения