Элементы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время тема данной курсовой работы весьма актуальна,так как налоги являются значимой экономической категорией в современном обществе. Налоги – это не только источник поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней налоговой системы, но и важнейший структурный элемент экономики рыночного типа. Очевидно, что без рационального и эффективного использования и применения налогов в рамках налоговой системы, не угнетающей и «не тормозящей» развитие предпринимательской деятельности, а также позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны необходимые полноценные преобразования в сфере экономики страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Налог как экономическая категория…………………………………..4
1.1. Экономическое содержание налога………………………………………4
1.2. Функции налога……………………………………………………………7
Глава 2. Налог как составляющая часть налоговой системы…………………15
2.1. Элементы налога…………………………………………………………….15
2.2. Способы взимания налогов и налоговые ставки………………………….23
Глава 3. Классификация налогов и пути их оптимизации в РФ……………...29
3.1.Классификация налогов……………………………………………………..29
3.2.Пути оптимизации налогов в России……………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………...40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4.docx

— 66.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Налог как экономическая категория…………………………………..4

    1. Экономическое содержание налога………………………………………4
    2. Функции налога……………………………………………………………7

Глава 2. Налог как составляющая часть налоговой системы…………………15

2.1. Элементы налога…………………………………………………………….15

2.2. Способы взимания налогов и налоговые ставки………………………….23

Глава 3. Классификация налогов и пути их оптимизации в РФ……………...29

3.1.Классификация налогов……………………………………………………..29

3.2.Пути оптимизации налогов  в России……………………………………….33

Заключение……………………………………………………………………….37

Список используемой литературы……………………………………………...40

 

 

Введение

В настоящее время тема данной курсовой работы весьма актуальна,так как налоги являются значимой экономической категорией в современном обществе. Налоги – это не только источник поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней налоговой системы, но и важнейший структурный элемент экономики рыночного типа. Очевидно, что без рационального и эффективного использования и применения налогов в рамках налоговой системы, не угнетающей и «не тормозящей» развитие предпринимательской деятельности, а также позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны необходимые полноценные преобразования в сфере экономики страны.

Налоги являются неотъемлемым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном обществе налоги признаются основным источником доходов государства. Кроме того, развитие и изменение форм государственного устройства и политики, проводимой в стране, всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Оттого, насколько правильно и рационально построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность налогов  в современных условиях, дать классификацию налогов, охарактеризовать признаки налога как экономической категории, а также рассмотреть налог как составляющую часть налоговой системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение налога как экономической категории;
  • определить общие элементы налога;
  • рассмотреть классификацию налогов по различным признакам;
  • выявить пути совершенствования налогового механизма в РФ.

Объектом исследования данной работы является общее понятие налога, предмет исследования составляют отдельные элементы налога, их определение и классификация налогов с краткой характеристикой каждого вида.

Данная курсовая работа включает в себя содержание, введение, три главы с подпунктами, заключение и список используемой литературы.

 

Глава 1. Налог как экономическая категория

    1. Экономическое содержание налога

Формирование финансовой системы и ее составной части – налоговой системы – неразрывно связано с эволюцией и развитием общества, изменением и усовершенствованием форм государственного устройства. Возникновение налога именно как экономического явления связано с  появлением товарного производства, дифференциацией общества на классы и  становлением государственных институтов, которые нуждались в обеспечении финансовыми ресурсами для реализации своих функций и осуществления деятельности. В периоды Нового и Новейшего исторических времен роль и значение налогообложения существенно усиливались: развивающимся капиталистическим обществам требовалось постоянное предоставление финансовых ресурсов на проведение социальных и экономических реформ.

Налоги, как известно, составляют основную долю доходов государственного бюджета. Они являются частью валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства. Многим современным государствам принадлежит незначительное количество собственности на средства производства, поэтому состав доходов их бюджетов формируется, в основном, за счет привлечения денежных средств других участников производственного процесса. Данные отчисления взимаются с главных участников процесса производства: с юридических и физических лиц. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога».1

Финансовые ресурсы общества формируются за счет взимания и перечисления в бюджеты различных уровней установленных законодательством платежей: пошлин, налогов, сборов и др. Получая и используя денежные средства от уплаты вышеуказанных платежей, государство получает возможность реализовывать свои функции, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, а также определенным образом влиять на платежеспособность основной массы населения.

Таким образом, определяя экономическое содержание налога на макроуровне, налог следует понимать как часть произведенного валового внутреннего продукта, которая перераспределяется государством в целях финансового обеспечения своей деятельности. А на микроэкономическом уровне налогов, в данном случае, будет являться доля дохода, полученного субъектами хозяйственной деятельности, которая подлежит принудительному отчуждению.

Существует научное мнение, согласно которому налог является своеобразной формой оплаты услуг различных общественных благ, предоставляемых государством населению. В данном случае подразумевается, что государство пополняет бюджет за счет «взносов» населения, обеспечивая взамен все необходимые условия для плодотворного ведения хозяйственной деятельности налогоплательщикам.

В настоящее время во многих странах мира действует смешанная экономика, предполагающая, помимо функционирования рыночных рычагов, государственное регулирование. Данное вмешательство властных структур в относительно независимую производственно-коммерческую сферу можно объяснить невозможностью (либо «затруднительностью») рынка самостоятельно решить стоящие перед ним на современном этапе проблемы и задачи (вопросы социального характера, создание экономической стабильности, поддержание экологического равновесия и др.). Для осуществления своей деятельности в экономической сфере общества государству требуются денежные средства, получаемые в данном случае от налоговых поступлений (большая часть).

Если представить идеальный вариант финансовых взаимоотношений между государством и хозяйствующим субъектом, их структура будет «выглядеть» следующим образом: физическое лицо (либо организация) уплачивает налог в пользу государства, за что последнее предоставляет ему общественные блага в виде товаров и услуг (соответственно на сумму уплаченную налогоплательщиком). В действительности такое «положение дел» не представляется возможным, поскольку, наряду с определенными обязанностями государства в экономической сфере, непосредственно касающимися хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, на государство также возложен ряд других функций, осуществление которых лишь косвенно влияет на плательщика налогов и сборов.

Налоговым Кодексом Российской Федерации налог определяется как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».2

Опираясь на данное определение можно выделить следующие основные принципы налога:

  • принудительный характер. Подразумевает обязательность уплаты всеми субъектами налогообложения, имеющими данный статус в соответствии с налоговым законодательством РФ;
  • индивидуальность. Сумма налога, подлежащая уплате, определяется «персонально» для каждого налогоплательщика;
  • безвозмездность. Отсутствие явно выраженного (непосредственного) факта предоставления государством общественных благ (конкретного товара, услуги, документа и др.);
  • смена формы собственности как следствие отчуждения части денежных средств организации, либо физического лица. В результате перечисления определенной доли дохода гражданина или юридического лица в бюджет данные финансовые средства из частной собственности «переходят» («превращаются») в государственное пользование, а следовательно, становятся государственной собственностью.

Таким образом, можно сказать, что налог с экономической точки зрения представляет собой важнейшую часть ВВП (валового внутреннего продукта). Составляя наибольшую долю государственного бюджета, налоги являются основным источником доходов государства. Взамен же на уплату гражданами налогов государство предоставляет населению различные услуги, что делает данный «обмен» взаимовыгодным.

 

1.2.Функции налогов

Функции – это своеобразная направленность того или иного объекта на совершение какой-либо «работы»,  определенных действий.

Функции налогов должны определять конкретные свойства и характеристики налогов, их внутреннее содержание с точки зрения налога как экономической категории. Также функции налогов характеризуют налогообложение как основу перераспределительных отношений в процессе формирования финансовых отношений в стране и перехода денежных средств в распоряжение государства.

На современном этапе существует множество различных подходов к определению налоговых функций. Условно всю совокупность данных теорий можно разделить на три основные группы:

    • выделение только фискальной функции;
    • наличие, помимо фискальной, регулирующей функции;
    • многофункциональность налогов.

Рассмотрим подробнее последний подход как наиболее приемлемый для современных экономических условий.

Согласно данной теории самым оптимальным является выделение четырех основных функций налогов:

    • фискальной;
    • распределительной (социальной);
    • регулирующей;
    • контрольной.

Фискальная функция

Данная функция является главной, поскольку она исходит из самой природы налогов и раскрывает базовое значение всего налогообложения в целом: изымание части доходов физических и юридических лиц, посредством налогов, в пользу государства (перечисление изъятых денежных средств в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды). Эта «процедура» проводится  с целью формирования материальной базы для обеспечения нормальных условий деятельности государства и реализации его неотъемлемых функций.

Фискальная функция существует во всех государствах, независимо от индивидуальных особенностей их налоговой системы. Она присутствовала еще на самых ранних этапах экономического развития и раньше была единственной и имела колоссальное значение для нормального существования и функционирования налоговой системы. В современных рыночных условиях фискальная функция приобретает все большую важность  в налогообложении. В процессе выполнения фискальной функции основной ее задачей является создание стабильной доходной базы бюджетов всех уровней налоговой системы.

Однако значение фискальной функции не стоит преувеличивать, так как в периоды замедления темпов экономического роста, снижения деловой активности налоговые поступления в бюджет значительно уменьшаются. Это явление следует из прямой зависимости доли денежных средств, изымаемых посредством налогов, от финансового состояния налогоплательщиков, то есть от размера их доходов. Поэтому, несмотря на центральное место фискальной функции среди остальных, наличие других функций необходимо для эффективной работы налоговой системы.

Распределительная (социальная) функция

Данная функция раскрывает социально-экономическую сущность налогов. Она призвана решать определенные социально-экономические проблемы, которые невозможно (или весьма затруднительно) ликвидировать посредством других рыночных механизмов. Эта функция должна обеспечить перераспределение общественного продукта между разными слоями общества с целью снижения неравенства различных категорий населения. Данная задача заключается в следующем: с финансово обеспеченных групп населения налоги должны взиматься в большем объеме, чем с малоимущих граждан. При этом немалая доля изъятых у богатых категорий населения денежных средств должна поступать к бедным слоям общества в форме социальной помощи.

К конкретным инструментам решения социально-экономических задач посредством социальной функции относятся следующие:

  • введение прогрессивных ставок личных налогов – чем больше доход, тем больше налоговые исчисления;
  • увеличение доли косвенных налогов – чем больше объем потребления, тем выше уровень обложения данных категорий лиц;
  • применение повышенных пошлин и акцизов на предметы роскоши и товары не первой необходимости;
  • установление налоговых льгот, вычетов, пониженных ставок налога, необлагаемых минимумов, различных освобождений от уплаты налога (или его части) – использование определенных привилегий, преимущественно, по отношению к низшим и средним слоям общества;
  • наличие накопительных и компенсационных социальных платежей – бремя от их уплаты падает не на работника, а на работодателя путем переложения.

Основное значение распределительной функции заключается в том, что наименее обеспеченные категории населения имеют возможность при определенных условиях платить самый минимум налогового бремени, либо вообще не уплачивать налоги на законном основании. Но при этом данные граждане могут пользоваться значительным набором услуг (здравоохранение, социальная защита, образование), финансируемым государством за счет денежных средств, изъятых посредством обложения налогами юридических лиц и более обеспеченных физических лиц.

Информация о работе Элементы налогообложения