Административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:14, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и выработка конкретных предложений по совершенствованию системы ответственности и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах. Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются составы налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Во второй рассмотрены административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, а также вопросы предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ 6
1.1. Понятие и основные принципы налоговой ответственности 6
1.2. Налоговое правонарушение как основание налоговой ответственности 13
1.3. Составы налоговых правонарушений и ответственность за их совершение 24
ГЛАВА II. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ 29
2.1. Административные правонарушения в сфере налогообложения и ответственность за их совершение 29
2.2. Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений 40
2.3. Предупреждение правонарушений законодательства о налогах и сборах 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 58

Файлы: 1 файл

Административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах 2013 дипломная с сайта.docx

— 101.70 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ 6

1.1. Понятие и основные принципы налоговой ответственности 6

1.2. Налоговое правонарушение как основание налоговой ответственности 13

1.3. Составы налоговых правонарушений и ответственность за их совершение 24

ГЛАВА II. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ 29

2.1. Административные правонарушения в сфере налогообложения и ответственность за их совершение 29

2.2. Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений 40

2.3. Предупреждение правонарушений законодательства о налогах и сборах 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

ЛИТЕРАТУРА 58

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С точки зрения исторического развития государства  и общества взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства на любой стадии его развития, а также совершенствования и развития общества. Налоговая политика всегда занимала значительное место в деятельности государства, а формы и методы этой политики тесно взаимосвязаны с социально-экономическим развитием общества.

По мере становления  рыночной экономики налоги во многом из формального инструмента, присущего советскому периоду нашей истории, превращается в мощный рычаг экономической политики государства. Налоги и сборы постепенно стали не только главным источником доходов государства, но и принимают на себя функции регулирования экономических процессов, обеспечение социальных гарантий, создание материальной основы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Несмотря  на принимаемые меры как по совершенствованию  налогового, уголовного и иного законодательства, так и усилению роли правоохранительных органов в выявлении и предупреждении налоговых правонарушений и преступлений, проблемы, связанные со сбором налогов, остаются весьма актуальными. Количество возбуждаемых уголовных дел по налоговым преступлениям и количество обвинительных приговоров в последнее время имеет тенденцию к увеличению. Проблема уклонения от уплаты налогов характерна и для других государств, в том числе имеющих значительный опыт налогообложения и стабильную законодательную базу. По мнению многих специалистов, уровень сбора налогов во многих странах нередко колеблется в пределах 30% - 50%. В настоящее время способы уклонения от уплаты налогов стали более сложными и замаскированными, одними лишь гласными способами налогового контроля выявить или предупредить их становится затруднительным.

Для выработки  единой практики раскрытия и расследования  налоговых преступлений, выявления  правонарушений в сфере налогообложения  практическим работникам налоговой системы, органов внутренних дел, прокуратуры, следственных аппаратов, судебной системы необходимы соответствующие знания и научно-методические разработки в области проведения налоговых расследований.

Государство вынуждено ввести жесткий контроль за уплатой налогов.

Переход к  рыночной экономике повлек за собой  глубокие перемены во всех сферах жизни  российского общества. Закономерно  в этой связи и изменение налоговой политики государства. Однако пятилетний опыт существования российской налоговой системы показал, что этот процесс проходит сложно, противоречиво. Неоправданно сложна система налогообложения. Уровень законотворчества в этой области остается низким.

Из-за нестабильности налогового законодательства страдают добросовестные налогоплательщики, не успевающие отслеживать его изменения, а недобросовестные используют это для уклонения от налогообложения.

Отмеченные  обстоятельства оказывают негативное влияние и на деятельность налоговых и правоохранительных органов, не могущих своевременно привлечь виновных к ответственности. В результате бюджет недополучает огромные суммы.

Проблема  создания эффективной налоговой  системы и контроля за уплатой налогов является актуальной для большинства стран мира. Даже несмотря на достигнутые в западноевропейских странах и США за последние десятилетия успехи в совершенствовании налогового законодательства и финансового контроля, масштабы уклонения от уплаты налогов остаются значительными. По оценкам финансовых экспертов в конце 80-х годов в ряде стран Западной Европы потери от недоплаты налогов составляли до 20% от общей суммы бюджетных доходов. В США этот показатель равен 15%.

Еще в большей  степени эта проблема характерна для формирующейся рыночной экономики  России, где по различным оценкам  в бюджет не поступает от 30 до 50% подлежащих уплате налогов.

Названные факторы  обусловливают постановку и решение  двуединой задачи. С одной стороны, необходимо совершенствование налогового законодательства и воспитание сознательного отношения налогоплательщиков к своим обязательствам перед государством. С другой - качественное исполнение законов могут обеспечить высококвалифицированные, компетентные сотрудники налоговых и правоохранительных органов, что предполагает их обучение, переподготовку, повышение квалификации. Наряду с этим требуется улучшение взаимодействия всех звеньев системы, обеспечивающих экономическую безопасность государства, в первую очередь Государственной налоговой службы, федеральных органов налоговой полиции и органов внутренних дел.

В настоящее  время имеется уже достаточно обширная литература, посвященная разъяснению налогового законодательства, деятельности налоговой службы, налоговой полиции, органов внутренних дел. Однако в изданиях, как правило, отражаются лишь отдельные, хотя и важные, стороны рассматриваемой проблемы.

Целью данной работы является изучение системы ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и выработка конкретных предложений по совершенствованию системы ответственности и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав и  заключения, списка использованной литературы.

В первой главе  рассматриваются составы налоговых  правонарушений и ответственность  за их совершение. Во второй рассмотрены административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, а также вопросы предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах.

ГЛАВА I. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

1.1. Понятие и основные принципы налоговой ответственности

Правовое  регулирование ответственности  за нарушение порядка реализации налоговых отношений относится к объектам законодательства о налогах и сборах и составляет институт налогового права. В НК РФ термины «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налоговых правонарушений» используются как равнозначные. Например, п. 2 ст. 101 НК РФ устанавливает, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть вынесено решение привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности, ст. 107 предусматривает возможность привлечения организаций и физических лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Учитывая  систему финансового права и  вхождение в нее налогового права, необходимо подчеркнуть, что налоговая  ответственность - разновидность финансово-правовой.

Понятие налоговой  ответственности - одна из основных категорий  налогового права; ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права.

Правовая  природа ответственности за нарушения  законодательства о налогах и  сборах неразрывно связана с финансово-правовой ответственностью и местом последней в системе юридической ответственности.

Современное состояние науки финансового  права показывает определенные проблемы в исследовании ответственности за нарушения финансово-правовых норм. В настоящее время приступить к изучению отраслевой правовой ответственности с позиций науки финансового права затруднительно по той причине, что определения финансово-правовой ответственности (ответственности за нарушения финансового законодательства), которое должно быть закреплено в общей части отраслевого законодательного акта, не существует в связи с отсутствием единого кодификационного акта, оформляющего основы правового регулирования отношений в сфере публичной финансовой деятельности. Финансово-правовая ответственность формируется по институциональному признаку - «снизу вверх», поскольку, например, более детальную разработку получает налоговая ответственность и существенные перспективы развития имеет ответственность за нарушения бюджетного законодательства.

Ответственность за нарушения законодательства о  налогах и сборах характеризуется  всеми признаками, свойственными  финансово-правовой ответственности:

- основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;

- наступает  за совершение виновного противоправного  деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;

- субъектами  ответственности за нарушения  законодательства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;

- для правонарушителя  налоговая ответственность выражается  в определенных отрицательных последствиях имущественного характера;

- налоговая  ответственность реализуется в  процессуальной форме.

Вместе с  тем налоговая ответственность  имеет определенную специфику, обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмом правового регулирования налоговых отношений. Выделение налоговой ответственности в самостоятельный вид финансово-правовой ответственности обусловлено и выделением НК РФ процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях.

Непосредственное  влияние на исходные начала налоговой  ответственности оказывают общеправовые принципы юридической ответственности, к числу которых относятся: справедливость, законность, неотвратимость, индивидуализация наказания, ответственность за вину.

Нормы-принципы налоговой ответственности закреплены в ст. 108 НК РФ и названы общими условиями привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения. К их числу относятся следующие.

Законность, означающая недопустимость привлечения  к ответственности за налоговое правонарушение иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, основанного на международных нормах и положениях Конституции РФ. Законность привлечения к ответственности установлена Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 14), а также Конвенцией Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» 1950 г. (п. 1 ст. 7).

Основным  элементом принципа законности является положение, согласно которому деяние признается налоговым правонарушением только в случае объявления его таковым налоговым законодательством до момента совершения. Названное положение означает следующее.

Во-первых, согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением  считается только такое деяние, признаки которого предусмотрены НК РФ. Закрепление признаков налогового правонарушения только таким образом исключает применение законодательства о налогах и сборах по аналогии, т. е. применение похожего налогового закона относительно ситуаций, прямо им не предусмотренных.

Во-вторых, это  означает верховенство НК РФ, который является единственным источником, устанавливающим налоговую ответственность. Следовательно, какое-либо деяние может быть признано нарушением налогового законодательства со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями только Федеральным Собранием и только в форме федерального закона. Данный аспект принципа законности закреплен подп. 6 п. 2 ст. 1 НК РФ, согласно которому ответственность за совершение налоговых правонарушений устанавливается НК РФ.

В-третьих, противоправность и наказуемость деяния определяется налоговым законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, обратной силы не имеют.

В состав принципа законности привлечения к налоговой  ответственности также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливающий, что предусмотренная НК ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Вместе с тем данное положение играет самостоятельную роль и может рассматриваться в составе принципа соотношения налоговой и других видов ответственности.

Однократность привлечения к налоговой ответственности. Принцип однократности означает, что никто не может быть привлечен  повторно к ответственности за одно и то же налоговое правонарушение. Мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности. Привлечение к ответственности одного и того же субъекта за то же самое деяние означало бы превышение меры налоговой ответственности, установленной НК РФ.

Соотношение налоговой ответственности с  другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права - в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством.

Привлечение организации к ответственности  за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц - при наличии соответствующих оснований - от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Разграничение налоговой санкции и налоговой  обязанности. Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ уплата налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента.

Информация о работе Административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах