Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:14, дипломная работа
Целью данной работы является изучение системы ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и выработка конкретных предложений по совершенствованию системы ответственности и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах. Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются составы налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Во второй рассмотрены административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, а также вопросы предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ 6
1.1. Понятие и основные принципы налоговой ответственности 6
1.2. Налоговое правонарушение как основание налоговой ответственности 13
1.3. Составы налоговых правонарушений и ответственность за их совершение 24
ГЛАВА II. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ 29
2.1. Административные правонарушения в сфере налогообложения и ответственность за их совершение 29
2.2. Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений 40
2.3. Предупреждение правонарушений законодательства о налогах и сборах 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 58
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ 6
1.1. Понятие и основные принципы налоговой ответственности 6
1.2. Налоговое правонарушение как основание налоговой ответственности 13
1.3. Составы налоговых правонарушений и ответственность за их совершение 24
ГЛАВА II. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ 29
2.1. Административные правонарушения в сфере налогообложения и ответственность за их совершение 29
2.2. Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений 40
2.3. Предупреждение правонарушений законодательства о налогах и сборах 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 58
С точки зрения исторического развития государства и общества взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства на любой стадии его развития, а также совершенствования и развития общества. Налоговая политика всегда занимала значительное место в деятельности государства, а формы и методы этой политики тесно взаимосвязаны с социально-экономическим развитием общества.
По мере становления рыночной экономики налоги во многом из формального инструмента, присущего советскому периоду нашей истории, превращается в мощный рычаг экономической политики государства. Налоги и сборы постепенно стали не только главным источником доходов государства, но и принимают на себя функции регулирования экономических процессов, обеспечение социальных гарантий, создание материальной основы субъектов Федерации и местного самоуправления.
Несмотря на принимаемые меры как по совершенствованию налогового, уголовного и иного законодательства, так и усилению роли правоохранительных органов в выявлении и предупреждении налоговых правонарушений и преступлений, проблемы, связанные со сбором налогов, остаются весьма актуальными. Количество возбуждаемых уголовных дел по налоговым преступлениям и количество обвинительных приговоров в последнее время имеет тенденцию к увеличению. Проблема уклонения от уплаты налогов характерна и для других государств, в том числе имеющих значительный опыт налогообложения и стабильную законодательную базу. По мнению многих специалистов, уровень сбора налогов во многих странах нередко колеблется в пределах 30% - 50%. В настоящее время способы уклонения от уплаты налогов стали более сложными и замаскированными, одними лишь гласными способами налогового контроля выявить или предупредить их становится затруднительным.
Для выработки единой практики раскрытия и расследования налоговых преступлений, выявления правонарушений в сфере налогообложения практическим работникам налоговой системы, органов внутренних дел, прокуратуры, следственных аппаратов, судебной системы необходимы соответствующие знания и научно-методические разработки в области проведения налоговых расследований.
Государство вынуждено ввести жесткий контроль за уплатой налогов.
Переход к рыночной экономике повлек за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества. Закономерно в этой связи и изменение налоговой политики государства. Однако пятилетний опыт существования российской налоговой системы показал, что этот процесс проходит сложно, противоречиво. Неоправданно сложна система налогообложения. Уровень законотворчества в этой области остается низким.
Из-за нестабильности налогового законодательства страдают добросовестные налогоплательщики, не успевающие отслеживать его изменения, а недобросовестные используют это для уклонения от налогообложения.
Отмеченные обстоятельства оказывают негативное влияние и на деятельность налоговых и правоохранительных органов, не могущих своевременно привлечь виновных к ответственности. В результате бюджет недополучает огромные суммы.
Проблема создания эффективной налоговой системы и контроля за уплатой налогов является актуальной для большинства стран мира. Даже несмотря на достигнутые в западноевропейских странах и США за последние десятилетия успехи в совершенствовании налогового законодательства и финансового контроля, масштабы уклонения от уплаты налогов остаются значительными. По оценкам финансовых экспертов в конце 80-х годов в ряде стран Западной Европы потери от недоплаты налогов составляли до 20% от общей суммы бюджетных доходов. В США этот показатель равен 15%.
Еще в большей степени эта проблема характерна для формирующейся рыночной экономики России, где по различным оценкам в бюджет не поступает от 30 до 50% подлежащих уплате налогов.
Названные факторы обусловливают постановку и решение двуединой задачи. С одной стороны, необходимо совершенствование налогового законодательства и воспитание сознательного отношения налогоплательщиков к своим обязательствам перед государством. С другой - качественное исполнение законов могут обеспечить высококвалифицированные, компетентные сотрудники налоговых и правоохранительных органов, что предполагает их обучение, переподготовку, повышение квалификации. Наряду с этим требуется улучшение взаимодействия всех звеньев системы, обеспечивающих экономическую безопасность государства, в первую очередь Государственной налоговой службы, федеральных органов налоговой полиции и органов внутренних дел.
В настоящее время имеется уже достаточно обширная литература, посвященная разъяснению налогового законодательства, деятельности налоговой службы, налоговой полиции, органов внутренних дел. Однако в изданиях, как правило, отражаются лишь отдельные, хотя и важные, стороны рассматриваемой проблемы.
Целью данной работы является изучение системы ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и выработка конкретных предложений по совершенствованию системы ответственности и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы.
В первой главе
рассматриваются составы
Правовое регулирование ответственности за нарушение порядка реализации налоговых отношений относится к объектам законодательства о налогах и сборах и составляет институт налогового права. В НК РФ термины «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налоговых правонарушений» используются как равнозначные. Например, п. 2 ст. 101 НК РФ устанавливает, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть вынесено решение привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности, ст. 107 предусматривает возможность привлечения организаций и физических лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Учитывая систему финансового права и вхождение в нее налогового права, необходимо подчеркнуть, что налоговая ответственность - разновидность финансово-правовой.
Понятие налоговой ответственности - одна из основных категорий налогового права; ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права.
Правовая природа ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах неразрывно связана с финансово-правовой ответственностью и местом последней в системе юридической ответственности.
Современное состояние науки финансового права показывает определенные проблемы в исследовании ответственности за нарушения финансово-правовых норм. В настоящее время приступить к изучению отраслевой правовой ответственности с позиций науки финансового права затруднительно по той причине, что определения финансово-правовой ответственности (ответственности за нарушения финансового законодательства), которое должно быть закреплено в общей части отраслевого законодательного акта, не существует в связи с отсутствием единого кодификационного акта, оформляющего основы правового регулирования отношений в сфере публичной финансовой деятельности. Финансово-правовая ответственность формируется по институциональному признаку - «снизу вверх», поскольку, например, более детальную разработку получает налоговая ответственность и существенные перспективы развития имеет ответственность за нарушения бюджетного законодательства.
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности:
- основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;
- наступает
за совершение виновного
- субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;
- для правонарушителя
налоговая ответственность
- налоговая ответственность реализуется в процессуальной форме.
Вместе с тем налоговая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмом правового регулирования налоговых отношений. Выделение налоговой ответственности в самостоятельный вид финансово-правовой ответственности обусловлено и выделением НК РФ процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях.
Непосредственное влияние на исходные начала налоговой ответственности оказывают общеправовые принципы юридической ответственности, к числу которых относятся: справедливость, законность, неотвратимость, индивидуализация наказания, ответственность за вину.
Нормы-принципы
налоговой ответственности
Законность, означающая недопустимость привлечения к ответственности за налоговое правонарушение иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, основанного на международных нормах и положениях Конституции РФ. Законность привлечения к ответственности установлена Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 14), а также Конвенцией Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» 1950 г. (п. 1 ст. 7).
Основным элементом принципа законности является положение, согласно которому деяние признается налоговым правонарушением только в случае объявления его таковым налоговым законодательством до момента совершения. Названное положение означает следующее.
Во-первых, согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением считается только такое деяние, признаки которого предусмотрены НК РФ. Закрепление признаков налогового правонарушения только таким образом исключает применение законодательства о налогах и сборах по аналогии, т. е. применение похожего налогового закона относительно ситуаций, прямо им не предусмотренных.
Во-вторых, это означает верховенство НК РФ, который является единственным источником, устанавливающим налоговую ответственность. Следовательно, какое-либо деяние может быть признано нарушением налогового законодательства со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями только Федеральным Собранием и только в форме федерального закона. Данный аспект принципа законности закреплен подп. 6 п. 2 ст. 1 НК РФ, согласно которому ответственность за совершение налоговых правонарушений устанавливается НК РФ.
В-третьих, противоправность и наказуемость деяния определяется налоговым законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, обратной силы не имеют.
В состав принципа законности привлечения к налоговой ответственности также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливающий, что предусмотренная НК ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Вместе с тем данное положение играет самостоятельную роль и может рассматриваться в составе принципа соотношения налоговой и других видов ответственности.
Однократность
привлечения к налоговой
Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права - в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством.
Привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц - при наличии соответствующих оснований - от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ уплата налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента.