Нарушение законодательства о налогах и сборах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить нарушения законодательства о налогах и сборах, провести анализ арбитражной практики по вопросам нарушения налогового законодательства, сделать выводы.
Задачи курсовой работы:
1. Изучение классификации и вводов нарушений законодательства о налогах и сборах
2. Рассмотрение составов нарушений законодательства о налогах и сборах и их разграничение;
3. Определение объективных и субъективных сторон, а также налоговых преступлений;
4. Исследование арбитражной практики по вопросам нарушений законодательства о налогах и сборах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы нарушений законодательства о налогах и сборах …..................................................................................................................5
1.1. Классификация и виды нарушений законодательства о налогах и сборах………………………………………………………………………………..5
1.2. Составы нарушений законодательства о налогах и сборах и их разграничение……………………………………………………………………..18
1.3. Объективная и субъективная сторона нарушений законодательства о налогах и сборах, ее элементы ……......................................................................35
Глава 2. Анализ арбитражной практики по нарушениям законодательства о налогах и сборах…………...………….................................44
Заключение…………………………………………………………………61
Список литературы……………………………………….……………......64
Приложения……………………………………………………………..….

Файлы: 1 файл

KURSACh.docx

— 381.66 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….......3

Глава 1. Теоретические основы нарушений законодательства о налогах и сборах …..................................................................................................................5

1.1. Классификация и виды нарушений законодательства о налогах и сборах………………………………………………………………………………..5

1.2. Составы нарушений законодательства о налогах и сборах и их разграничение……………………………………………………………………..18

1.3. Объективная и субъективная сторона нарушений законодательства о налогах и сборах, ее элементы ……......................................................................35

Глава 2. Анализ арбитражной практики по нарушениям законодательства о налогах и сборах…………...………….................................44

Заключение…………………………………………………………………61

Список литературы……………………………………….……………......64

Приложения……………………………………………………………..….65

 

Введение

Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Они являются необходимыми в обществе с момента возникновения государства. В настоящее время налоги составляют большую часть доходов государства, поэтому санкции, призванные способствовать более высокому уровню собираемости налогов, имеют большое значение. Уклонение налогоплательщиков от уплаты установленных налогов и сборов обусловлено высокими ставками налогов, но нельзя быть безответственным за нарушение налогового законодательства. Актуальность данной темы обусловлена тем, что количество нарушений законодательства о налогах и сборах велико и необходимо уметь их индентифицировать.

Цель курсовой работы – изучить нарушения законодательства о налогах и сборах, провести анализ арбитражной практики по вопросам нарушения налогового законодательства, сделать выводы.

Задачи курсовой работы:

1. Изучение классификации и вводов нарушений законодательства о налогах и сборах

2. Рассмотрение составов нарушений законодательства о налогах и сборах и их разграничение;

3.   Определение объективных и субъективных сторон, а также налоговых преступлений;

4. Исследование арбитражной практики по вопросам нарушений законодательства о налогах и сборах.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе нарушения налогового законодательства.

Предмет исследования – совокупность норм налогового, уголовного, административного права, регулирующих вопросы порядка функционирования налоговой системы России.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 15 наименований и 1 приложения.

В первой главе раскрываются сущность, виды и элементы нарушений законодательства о налогах и сборах, а так же санкции за их совершение.

Во второй главе рассмотрены примеры арбитражной практики по нарушению налогового законодательства и проведен анализ по данным примерам.

Курсовая работа написана с использованием учебников, Налогового кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, кодекса об Административных правонарушениях, федеральных законов Российской Федерации, учебных пособий, периодических пособий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы нарушений законодательства о налогах и сборах

1.1.Классификация и виды нарушений законодательства о налогах и сборах

Налоговое правонарушение, согласно ст.106 НК РФ — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое в НК РФ установлена ответственность. [9,87]










 



 


 


 

Рис.1. Классификация нарушений законодательства о налогах и сборах

          Теперь подробно остановимся на каждом из налоговых правонарушений по характеру совершенного деяния.

Административная ответственность – это посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Противоправность такого действия выражается в нарушении общеобязательных правил, которые устанавливает государство с целью защиты интересов общества, предприятий, учреждений и организаций, а также граждан. Одним из признаков такого рода правонарушения является то, что за его совершение законодательством установлена именно административная ответственность. Административная ответственность всегда носит публично-правовой характер, что обусловлено общественно значимой, публично-правовой природой налоговых правоотношений. Налоговые проступки не представляют высокой степени общественной опасности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений, представляет собой следствие противоправного (в нарушение норм налогового права) действия или бездействия граждан или должностных лиц.                                В правоотношениях по применению административной ответственности всегда на одной стороне выступают публично-правовые субъекты налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов. Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений, налагаются только органами (должностными лицами) государства, уполномоченными выступать от его имени в налоговых правоотношениях. Наказуемым в административном порядке является сам факт совершения противоправного деяния, признаки которого предусмотрены КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами. 

         Основными характерными чертами нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных, являются:

  • общественная опасность (вредность);
  • противоправность;
  • виновность;
  • наказуемость в соответствии с административным законодательством.                                                        

         Состав административного проступка, посягающего на отношения налоговой сферы, аналогичен составу налогового правонарушения и выражается в виде совокупности объективных и субъективных критериев. Объективными элементами состава налогового деликта являются: объект правонарушения фискальные интересы государства; объективная сторона противоправные деяния лица, выразившиеся в конкретных действиях либо бездействии, игнорировании правовых норм. Субъективные критерии состава налогового деликта образуют: субъект правонарушения гражданин или должностное лицо; субъективная сторона психическое отношение лица к содеянному им нарушению законодательства о налогах и сборах, т. е. вина, которая выражается в форме умысла или неосторожности.                                                                                                                           Роль административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах выражается в ее функциях. В отличие от административной ответственности как целостного правового института, ответственность за налоговые проступки выполняет только альтернативную и ограничительную функции. Альтернативная функция обусловлена публичной природой фискальных интересов государства. Налоговые проступки причиняют государству имущественный вред. Следовательно, государство заинтересовано в восстановлении нормального режима поступлений денежных средств в бюджетную систему и внебюджетные фонды. Ограничительная функция ответственности за налоговые проступки выражается в создании посредством правового регулирования предпосылок для ограничения вредных последствий от правонарушения. Относительно нарушений законодательства о налогах и сборах ограничительными мерами являются штрафы. Предупредительная (превентивная) и правозащитная функции ответственности за налоговые проступки несвойственны. По общему правилу административной ответственности подлежат 16-летние граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Субъектом административной ответственности в соответствии с КоАП РФ являются лица, не признаваемые НК РФ налогоплательщиками. Соответственно граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность за совершенные правонарушения в области налогов и сборов в соответствии с НК РФ. Преобладающим субъектом ответственности за совершение налоговых деликтов является должностное лицо за нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей, что обусловлено спецификой регулируемых отношений в сфере управления. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностным лицом признается лицо, обладающее одним из следующих признаков:

  • постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти;
  • наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;
  • выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

        Решение об освобождении от мер административного воздействия за совершение налогового деликта принимается соответственно судьей, налоговым органом, таможенным органом или органом государственного внебюджетного фонда. Основным наказанием за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений, является административный штраф - денежное взыскание. Применительно к сфере налоговых деликтов выражается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) или сумме неуплаченных налогов (сборов), подлежащих уплате на момент окончания исчисляется на основе суммы неуплаченных налогов (сборов), то его размер не может превышать трехкратного размера налоговой недоимки. При назначении административного наказания за нарушения законодательства о налогах и сборах учитываются характер совершенного деяния, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

- раскаяние лица, совершившего  административное правонарушение;

-предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;                                   

- совершение административного  правонарушения в состоянии сильного  душевного волнения (аффекта) либо  при стечении тяжелых личных  или семейных обстоятельств;

- совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

- совершение административного  правонарушения беременной женщиной  или женщиной, имеющей малолетнего  ребенка.

В отличие от обстоятельств, смягчающих административную ответственность, перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим  и не подлежит расширительному толкованию. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

-продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

-повторное совершение однородного административного правонарушения одним и тем же лицом в течение одного календарного года;

-вовлечение несовершеннолетнего  в совершение административного  правонарушения;

- совершение административного  правонарушения группой лиц;

- совершение административного  правонарушения в условиях стихийного  бедствия или при других чрезвычайных  обстоятельствах;

-совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Судья, орган, должностное лицо, назначающее административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. Ст. 4.4 КоАП РФ установлено назначение административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений. Давность привлечения к административной ответственности установлена в ст. 4.5 КоАП РФ. Ответственность за административные правонарушения в области налогов и сборов установлена статьями 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ. Все эти статьи помещены в главу 15 КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг».[8,91]                                                                                      

Уголовная ответственность  за налоговые правонарушения.                    Понятие «налоговое преступление» отсутствует как в НК РФ, так и в УК РФ. Учитывая положения НК РФ и УК РФ, такое понятие было сформулировано. Общественная опасность налоговых преступлений заключается в том, что они влекут не поступление денежных средств в бюджетную систему РФ, а это неизбежно приводит к потере способности государства финансировать субъекты публичной власти. Признаками налогового преступления являются:

1) вина субъекта преступления, т.е.  лица, совершившего деяние;

2) общественная опасность деяния;

3) нарушение норм законодательства  о налогах и сборах;

4) наличие запрета уголовного  законодательства, предусматривающего  ответственность за совершение  деяния. Субъект налогового преступления - вменяемое физическое лицо (ст. 19 УК РФ). Для привлечения к уголовной ответственности должна быть доказана его виновность в совершении противоправного деяния. Порог уголовной ответственности за налоговые преступления в действующем УК РФ связан с крупным размером суммы налогов и (или) сборов. Более значимый с количественной точки зрения вред закреплен посредством указания на «особо крупный размер». Этот размер устанавливается тремя статьями: ст. 198, ст. 199 и ст. 199.1 УК РФ. Такой признак налогового преступления, как размер (крупный или особо крупный), помимо суммы неуплаченного налога, содержит еще и долю неуплаченного налога по отношению к имеющейся по нему обязанности. В соответствии с примечанием к ст. 198 УК РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,8 млн. руб. [4]. Особо крупный размер для данного преступления - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 млн. руб. В ст. 199 и 199.1 УК РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. руб. Особо крупный размер - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. руб. Основным объектом налоговых преступлений выступают общественные отношения по поводу сбора и уплаты налогов и сборов. Поэтому суммы налогов и сборов, указанные в примечании к ст. 198 УК РФ и примечании к ст. 199 УК РФ, характеризуют объект. Объективную сторону налоговых преступлений характеризуют обязательные такие признаки, как само противоправное деяние, выражающееся в действии или бездействии, общественно опасное последствие, причинная связь между деянием и наступившими последствиями. К числу же необязательных признаков, которые имеют значение для правильной квалификации, относятся время и способ совершения преступления. Сущность общественной опасности преступления связана с характеристиками общественных отношений, охраняемых уголовным законом, и одновременно - с характеристиками вреда, причиненного фактически или могущего быть причиненным данным общественным отношениям. Налоговое преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налоговый период в срок, установленный налоговым законодательством для уплаты налога. Моментом совершения налогового преступления является дата истечения срока, отведенного специальными нормами НК РФ для уплаты конкретного налога. К ответственности за совершение налогового преступления лицо может быть привлечено только в судебном порядке. В суде должен быть доказан полный состав преступления (все его признаки). В качестве доказательств по налоговому преступлению могут быть признаны первичные документы, документы налогового учета, налоговые декларации, а также актами документальных проверок исполнения налогового законодательства и ревизии финансово-хозяйственной деятельности. Виновность подразумевает умысел в совершении деяния, составообразующим может быть признано только такое деяние, которое совершается с умыслом и направлено на избежание уплаты налога в нарушение установленных налоговым законодательством правил. Это обязывает органы, осуществляющие уголовное преследование, не только установить в ходе расследования и судебного рассмотрения конкретного уголовного дела сам факт неуплаты налога, но и доказать противозаконность соответствующих действий (бездействия) налогоплательщика и наличие умысла на уклонение от уплаты налога. При доказывании обвинителем наличия в действиях (бездействии) лица всех признаков налогового преступления сложнее всего доказать именно субъективную сторону, т.е. наличие умысла прямого или косвенного. В настоящее время налоговые преступления представляют особую группу преступлений в сфере экономической деятельности и регламентируются главой 22 УК РФ. В УК РФ содержатся четыре специальные статьи, предусматривающие ответственность за нарушения налогового законодательства, являющиеся собственно налоговыми преступлениями: рассмотрим ответственность за каждое из этих налоговых преступлений. Статья 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица».Преступление, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. Преступление, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. Статья 199. «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации». Преступление, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Преступление, совершенное в особо крупном размере, а также группой лиц по предварительному сговору, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Статья 199. «Неисполнение обязанностей налогового агента». Преступление, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Преступление, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Статья 199.2. «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов». Преступление, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.[12, 98]

Информация о работе Нарушение законодательства о налогах и сборах