Административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:14, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и выработка конкретных предложений по совершенствованию системы ответственности и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах. Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются составы налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Во второй рассмотрены административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, а также вопросы предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ 6
1.1. Понятие и основные принципы налоговой ответственности 6
1.2. Налоговое правонарушение как основание налоговой ответственности 13
1.3. Составы налоговых правонарушений и ответственность за их совершение 24
ГЛАВА II. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ 29
2.1. Административные правонарушения в сфере налогообложения и ответственность за их совершение 29
2.2. Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений 40
2.3. Предупреждение правонарушений законодательства о налогах и сборах 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 58

Файлы: 1 файл

Административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах 2013 дипломная с сайта.docx

— 101.70 Кб (Скачать файл)

- оценить  состояние налоговой дисциплины  на объектах;

- определить  условия, которые могут быть  использованы для сокрытия доходов  и иных злоупотреблений, а также  конкретные участки и объекты,  пораженные криминогенными факторами;

- выявить  факты нарушений налогового законодательства  и выявить виновных в создании  условий, способствующих налоговым преступлениям.

В отличие  от западных налоговых служб правоохранительные и налоговые органы России для осуществления общепрофилактических мероприятий используют комплексные мероприятия с непосредственным участием в них других государственных контролирующих органов, а также общественных организаций. В масштабе всей страны МВД России проводит комплексные операции в зависимости от отрасли или вида правонарушений, например такие, как: «Транзит», «Суррогат», «Зимовка», «Караван», «Трасса», «Путина», и всегда в ходе их проведения изучаются вопросы, связанные с предотвращением сокрытия доходов.

Обращает  на себя внимание, что в работе налоговых  служб на Западе большое место  отводится законодательной профилактике недопущения сокрытия доходов. Например, в шведском законодательстве «Положение об оптовых закупках» содержит норму, адресованную государственным организациям, осуществляющим покупку оптом, в соответствии с которой они не должны соглашаться на предложения тех, кто не зарегистрирован надлежащим образом в качестве уплатившего налог на добавленную стоимость или платежи работодателей. Кроме того, предписывается, что если государственная организация решила заключить договор с предпринимателем, у которого имеется налоговая задолженность, об этом следует немедленно сообщить судебному исполнителю.

Правовой  гарантией эффективной профилактики налоговых преступлений в нашей стране, по примеру ряда стран Центральной Европы, должен стать, по нашему мнению, нормативный акт о контроле за крупными расходами налогоплательщиков. Такой контроль следует распространить на покупателей недвижимости и транспортных средств, что упростит его осуществление, поскольку все сделки купли-продажи с этими видами имущества по действующему законодательству должны регистрироваться в том случае, если стоимость сделки не ниже 1000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Контроль  за исполнением такого акта должен быть возложен на органы Федеральной налоговой службы, которым следует предоставить право предъявлять налогоплательщикам требование о предоставлении документально подтвержденной информации об источниках и размерах доходов, использованных для покупки дорогостоящего имущества. В этом случае гражданин будет заполнять и в месячный срок подавать специальную декларацию, которая должна быть сверена с декларацией о доходах, поданной в обычном порядке. Если налогоплательщик уклоняется от подачи специальной декларации, налоговые органы будут вправе самостоятельно произвести оценку стоимости имущества. И тогда, сверив сумму, указанную в декларации, заполненной по требованию налоговой инспекции, или полученную в результате ее самостоятельной оценки, с той, с которой был фактически уплачен налог, инспекция сделает вывод, были ли сокрыты доходы, определит меру ответственности.

Среди организационных  мер по обеспечению профилактического  налогового контроля в западных странах обращает на себя внимание практика «самообложения». Под ней понимается такой порядок, когда налогоплательщик определяет основу обложения и величину налога, добровольно подает декларацию налоговым органам и вносит указанный в ней налог. «Самообложение» основывается на согласии налогоплательщика вести точное счетоводство и определять свой доход по правилам налогообложения.

Налоговые органы западных стран стараются создать  условия для усиления «налоговой податливости» населения путем улучшения руководства налогообложением и поддержания отношений с налогоплательщиками, а также путем успешного сочетания самообложения с проверкой счетов и принудительным взиманием налогов.

Лояльным  налогоплательщиком, например в Японии, с предварительного согласия руководителя окружной налоговой службы разрешается подавать «голубую» декларацию. За это ему предоставляются некоторые льготы при определении облагаемого дохода и обеспечивается особое обращение с ним налоговых органов.

При поступлении  деклараций о доходах (обычно март - апрель) налоговые служащие выявляют тех, кто допустил ошибки, извещают их об этом и просят представить исправленную декларацию. Только в случаях, если налогоплательщик не отвечает на это обращение, обнаруживается сокрытие больших доходов, требующее дополнительной проверки, или способы сокрытия особенно сложны, в действие вступают «силовые» налоговые службы с проведением основательной ревизии.

При этом сотрудничество с налоговыми органами западных стран  всячески поощряется. Так, в США, если налогоплательщик искренне помогает выяснить недоразумение, ему не грозит никаких наказаний, кроме обычных финансовых.

В условиях России, где уклонение от уплаты налогов считается чуть ли не доблестью, нужна детально проработанная долгосрочная федеральная программа по воспитанию законопослушного налогоплательщика. С обоснованием необходимой разработки и принятия такой программы в конце 1995 г. выступили налоговые и правоохранительные службы. В Правительстве Российской Федерации такая инициатива была одобрена и предполагается создать Координационный совет по разработке Федеральной программы по формированию высокой налоговой культуры у населения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив данную тему можно сделать следующие выводы:

Во-первых, необходимо ужесточить меры наказания виновных в совершении налоговых правонарушений.

Во-вторых, увеличить  количество специалистов обладающих высокой  профессиональной подготовкой в  конкретной налоговой области, в  том числе и обладающих знаниями и навыками проведения налогового расследования.

В третьих, увеличить  эффективность деятельности органов  налоговой администрации, касающиеся проведения повседневного целенаправленного налогового контроля, это прежде всего можно достичь за счет подготовки кадрового состава органов налоговой администрации, исходя из принципа постоянного профессионального совершенствования каждого из его сотрудников.

Налоговое законодательство за прошедшие годы многократно изменялось и дополнялось, процесс этот продолжается и пока создать оптимальные варианты системы законов в области налогообложения не удается. Необходимо отметить, что, к сожалению, в силу обстоятельств как объективного так и субъективного свойства собрать налоги в полном объеме или хотя бы их большую часть не удается.

Нарушение уголовного законодательства по ст. 199 чаще оказываются  связанными с внешнеэкономической  деятельностью хозяйствующих субъектов. В этой связи особую актуальность приобретает сотрудничество правоохранительных и контролирующих органов различных государств. В настоящее время Российская Федерация имеет договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам более чем с 20 государствами. Кроме того, 22 января 1993 года с участием России и стран СНГ заключена конвенция о правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам.

Соглашение  о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства позволяет добиться взаимодействия между налоговыми органами различных стран в деле предотвращения уклонения от уплаты налогов.

Внушительный  опыт, накопленный за время практики налоговой системы в том виде, который мы видим сейчас, говорит о том, что массовое стремление избежать налоговых обязательств объясняется несовершенным налоговым контролем и пробелами в налоговом законодательстве РФ, которым утверждаются малые санкции и штрафы, а иной раз, дающее возможность совершать налоговые правонарушения безнаказанно.

Налогоплательщик  при решении уклониться от налога или же заплатить, в первую очередь вспоминают не о пользе общества, а оценивают риск неуплаты, то есть насколько сумма удержанного налога будет больше чем, штраф за его неуплату. Если последствия за уклонения от налоговых уплат довольно мягкие, либо трудно доказуемые, то подавляющее число частных предпринимателей и компаний зачастую выбирают путь уклонения от налоговых взиманий.

Внушительные  налоговые санкции могут стать  одним из вариантов платить налог. Большая вероятность, что большинство налогоплательщиков при большой степени риска и небольшой налоговой нагрузке, предпочтут выполнить свои налоговые обязательства.

Сейчас в  России, налоговое бремя довольно высокое, а штрафы за уклонение от налогов незначительные, да и система налогового контроля находится на стадии совершенствования. По этой причине очень многие плательщики налогов пытаются избежать налогообложения любыми доступными способами.

Плательщики налогов должны осознавать, что в  случае не уплаты, контролирующие налоговое органы смогут обнаружить данные правонарушения. В таком случае сумма налога будет значительно выше той суммы, если бы налогоплательщик осуществлял выплаты в должный срок. При таких обстоятельствах, налогоплательщикам гораздо выгоднее заплатить налог своевременно.

В соответствии со статьей 114 НК РФ критерием ответственности  на правонарушение в налоговой сфере считается налоговая санкция, применяемая в форме денежных взиманий, сумма которой установлена законом.

Спецификой  налогового законодательства считается  установленная форма взыскания, выраженная в виде денег и исключающая другие формы взыскания (арест, конфискация, принудительные работы).

Ответственность за противоправные налоговые деяния носит карательную характеристику. Налоговым Кодексом РФ предусмотрены критерии ответственности, выходящие за переделы обязательств по налогам. Недобросовестный налогоплательщик помимо удержанной суммы налога выплачивает налоговые санкции. При этом налоговые санкции взимаются за каждое правонарушение.

Статьей 113 Налогового Кодекса РФ предусматривается истечение  срока давности по привлечению к  ответственности за налоговые правонарушения, вне зависимости от всех подтверждающих признаков данного противоправного деяния. Данный срок равен 3 годам, отсчет начинается с первого дня свершения правонарушения или же со дня, который следует после истечения налогового периода, во время которого правонарушение и было совершено. Срок начинает истекать в день, следуемые после даты события. Статьями 120 и 122 НК РФ предусматривается исчисление срока давности по отношению налоговым правонарушителям. В соответствии со статьями 116, 117, 118, 119, а также с 123 по 129, со дня свершения правонарушения начинает отсчитывать срок давности в случае, в случае с прочими налоговыми противодействиями.

Установление  срока давности являет собой принципиальный вопрос для общества, так как в  какой-то мере он нарушает основной принцип  при налогообложении - это справедливость и равенство для каждого члена  общества. Поэтому отмена установленного срока давности для привлечения к ответственности считается довольно рациональным решением.

В соответствии с общим правилом штрафы с налогоплательщика  могут взиматься только после постановления суда, после чего налоговые органы обязаны предложить налогоплательщику добровольно уплатить все необходимые штрафные санкции. Если налогоплательщик отказывается от добровольной уплаты, и не заплатил налоговую санкцию по прошествии 10 дней, налоговым органом подается исковое заявление в суд с целью получения с конкретного лица выплат по налоговым санкциям.

Мы полагаем, что целесообразнее было бы вернуть  прежний порядок, действовавший  до вступления 1 части Налогового Кодекса  РФ. Если налогоплательщик вовремя не уплачивал платежи по налогам, то сумма санкций должна списываться в обязательном порядке наряду с пеней. Это довольно мягкая позиция, которая не способна мотивировать налогоплательщиков на сознательные и ответственные уплаты по налогам.

С аналогичной  целью стоит отменить срок давности о взимании налоговых санкций предусмотренных в статье 115 НК РФ. Данный срок не должен длиться дольше 6 месяцев со дня выявления налогового правонарушения с оформления специального акта. Поэтому рассматривая дело в взимании налоговых санкций, судом проверяется давность срока обращения налогового органа с иском. Суд отказывает в удовлетворении иска о взимании налоговых санкций, если истек срок давности обращения налоговых органов в суд.

Конституция РФ определяет обязанности каждого  уплачивать установленный налог. Контролирующие налоговые органы в процессе проверки могут охватить любой срок предпринимательской деятельности, который предшествовал году осуществления налоговой проверки.

Продление сроков проводимой проверки в отношении  налогоплательщиков - экспортеров до шести месяцев или смена порядка проведения проверки является одним из основных объектов усовершенствования налогового законодательства. Предприятия-экспортеры часто используют недочеты в налоговом законодательстве для неравномерного применения налоговых льгот. Налоговым органам довольно трудно достоверно отследить цепочку передвижения продукции от производителя к экспортеру. Если налогоплательщик обращается в суд, то суд, учитывая истечение срока проведения налоговой проверки, назначает налогоплательщику возмещение сумм НДС, которые были выплачены поставщику. По этой причине на уровне законодательства необходимо установить, что возмещение сумм НДС экспортеру может осуществиться только в случае, когда поставщик, получив налог, перенаправлял сумму в бюджет. В случае, когда налогоплательщик согласно постановлению суда получил сумму налога до срока истечения налоговой проверки, то к нему должны быть применяемы более значительные санкции по налогу.

Учитывая  ныне существующее законодательство, для экспортируемой продукции собственного производства предусмотрена налоговая  ставка равная нулю. Это же касается услуг и работ (экспортируемых), транспортные услуги, в частности погрузка, выгрузка экспортируемой продукции. Применения ставки равной нулю предусматривает возмещение бюджетными выплатами либо путем погашения долга за налоговые выплаты. Проверка всех участников экспортной цепочки требует немало времени, денег и труда. В связи с этим наиболее оптимальным будет ограничить применение данной льготы и предоставить право её использовать только производственным предприятиям либо возложить на налогоплательщика обязанности по сбору всего портфеля документов, которые могли бы подтвердить поступления в бюджет финансов от каждого участника цепочки.

Информация о работе Административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах