Устав муниципального образования: понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
§1. Устав муниципального образования: понятие и сущность………………………4
§2. Особенности устава муниципального образования: порядок принятия и примерная структура…………………………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Устав муницип.образования.docx

— 40.77 Кб (Скачать файл)
     Принятие и изменение устава МО
     Проект устава муниципального образования, проект акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
     Устав муниципального образования, акт о внесении изменений и дополнений в устав принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа.
     Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
     Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.2
     Регистрация устава
     Учитывая особую значимость устава в системе нормативных актов муниципальных образований, федеральным законодателем установлена его обязательная государственная регистрация.
Согласно ч. 6 ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. В настоящее время данный порядок установлен в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
     Государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 г. N 7 полномочия по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования возложены на Главное управление Минюста России по федеральному округу.
     Регистрирующий орган:
- проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Федерации;
- проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;
- присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;
- выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования;
- включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Федерации.
     Государственный реестр уставов муниципальных образований является сводом сведений о прошедших государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Государственный реестр уставов муниципальных образований состоит из государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
     Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации.
     Государственная регистрация устава муниципального образования удостоверяется свидетельством о государственной регистрации. Форма свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.3
     Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав могут быть: противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации; нарушение установленного Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
     Требования к содержанию устава
     Новый Закон устанавливает определенные требования к содержанию устава, однако не содержит исчерпывающего перечня вопросов, которые могут регулироваться уставом. В отличие от ранее действовавших норм (ст. 8 ФЗ N 2154-ФЗ), не содержащих жестких обязательных предписаний по содержанию устава, новым Законом устанавливается, какие положения должны им определяться. Это:
· наименование муниципального образования (устанавливается Законом субъекта РФ, закрепляется в уставе);

 

 · перечень вопросов местного значения;

· формы, порядок и гарантии участия населения в решении           вопросов местного значения;
· структура и порядок формирования органов МСУ;
· наименования и полномочия выборных и иных органов и            должностных лиц местного самоуправления;
· виды, порядок принятия, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
· срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий ( не только досрочного) указанных органов и лиц;
· виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
· порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением.;
· порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
     Кроме этого, п. 2 ст. 44 установлено, что уставом регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Действительно, ряд федеральных законов, в том числе и рассматриваемый ФЗ РФ N 131-ФЗ, содержат указания на дополнительные вопросы, которые также подлежат уставному регулированию. В частности, ряд требований к регулированию уставом отдельных вопросов содержится в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в Гражданском Кодексе РФ (косвенное указание на акты, определяющие статус органов местного самоуправления, первым в ряду которых стоит устав М О ), в Градостроительном Кодексе, а также в значительном числе статей ФЗ РФ N 131-ФЗ, содержащих еще и детализацию требований ст. 44.
     В соответствии с нормами федеральных законов в уставе должны найти отражение следующие вопросы:
. регулирование порядка  принятия решения о назначении  референдума (в соответствии с ФЗ «Об основных гарантия хизбирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ»);
. порядок назначения собрания  граждан по инициативе населения;
. порядок принятия решений  о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ;
. численность депутатов представительного органа МСУ; срок полномочий Главы местной администрации;
. сроки назначения муниципальных  выборов, используемая избирательная  система для выборов депутатов  представительного органа;
. полномочия органов МСУ, в том числе иные, помимо установленных ст. 17 ФЗ РФ N 131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления;
. полномочия главы муниципального  образования;
. распределение полномочий  между органами местного самоуправления;
. порядок формирования  органов МСУ, в том числе порядок        формирования контрольного органа;
. иные, помимо установленных  ФЗ «Об основных гарантиях         », полномочия избирательных комиссий;
. число членов избирательной  комиссии с правом решающего голоса; . порядок деятельности избирательной комиссии МО; . органы местного самоуправления, участвующие в соответствии с ГК РФ в гражданских правоотношениях от имени муниципального образования, и их полномочия в данныхправоотношениях;
. подотчетность и подконтрольность  органов и должностных       лиц местного самоуправления;
. дополнительные требования  к кандидатам на должность  главы администрации(при выборе модели, в которой Глава муниципального образования не является Главой Администрации) ;
. порядок принятия решения  о самороспуске представительного органа;
. порядок подписания и  обнародования нормативных правовых актов представительного органа;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение
     Среди  локальных нормативных актов устав муниципального образования занимает одно из главных мест. Это документ комплексного нормативного характера. Несмотря на то, что в нем воспроизводятся все важнейшие принципиальные положения федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта РФ, касающиеся местного самоуправления, устав в значительной степени призван детализировать и конкретизировать все, что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования. С этой точки зрения данный документ среди других локальных актов местного самоуправления носит базовый характер. Все другие акты, издаваемые органами и должностными лицами местного самоуправления, должны соответствовать и не противоречить не только федеральному и субъектному законодательству, но и уставу соответствующего муниципального образования. Таким образом, по своему содержанию и юридической природе устав муниципального образования - это своего рода «местная конституция».
     Устав муниципального образования является важным механизмом реализации принципов организации местного самоуправления, обеспечения прав граждан. Развивая положения вышестоящих нормативно-правовых актов, устав муниципального образования сам является основой для всего муниципального законодательства, тем самым, выполняя не только конституциональные и учредительные функции, но и функции системообразования.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:
1) Конституция Российской  Федерации :   принята   всенародным голосованием  12  дек.  1993  г. // Консультант Плюс. Правовой сайт [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.consultant.ru
2) Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Консультант Плюс. Правовой сайт [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.consultant.ru
3) Федеральный закон от 21.07.2005 N 97-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» // Консультант Плюс. Правовой сайт [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.consultant.ru
4) Игнатюк Н.А. Муниципальное право: учебное пособие / Н.А. Игнатюк, А.В.Павлушкин. – М: Проспект, 2010. – 312с.
5) Муниципальное право России: учебник / [С.А. Авакьян и др.]; отв.ред. С.А. Авакьян; МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. конституционного и муниципального права юр. Факультета. – М.: Проспект, 2009. – 544с.

 

 

 

 

 

1 ФЗ РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Консультант Плюс. Правовой сайт [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.consultant.ru

 

2 Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учеб.пособ.,. М., 2010. С.54

3 Акавьян С.А. и др. Муниципальное право России: учеб. / отв.ред. С.А. Авакьян. М., 2009. – 260с.

 


Информация о работе Устав муниципального образования: понятие и сущность