Понятие региона и муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение понятий региона и муниципального образования.
Задачи курсовой работы:
- определить понятие региона;
- рассмотреть понятие муниципального образования;
- раскрыть особенности оценки регионов и муниципальных образований;
- рассмотреть общее представление региона Тамбовской области
- провести анализ Тамбовского района Тамбовской области как муниципального образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы определения понятий «региона» и «муниципального образования»………………………………………………5
1.1 Понятие региона………………………………………………………..5
1.2 Понятие муниципального образования……………………………...14
1.3 Особенности оценки регионов и муниципальных образований…...21
2 Практический анализ региона и муниципального образования…………25
2.1 Общее представление региона Тамбовской области……………….25
2.2 Анализ Тамбовского района Тамбовской области как муниципального образования………………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………….39
Список использованных источников………………………………………...42
Приложения…………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯПонятие региона и муниципального образования..docx

— 546.95 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………...3

1 Теоретические основы  определения понятий «региона»  и «муниципального образования»………………………………………………5

1.1 Понятие региона………………………………………………………..5

1.2 Понятие муниципального  образования……………………………...14

1.3 Особенности оценки регионов и муниципальных образований…...21

2 Практический анализ региона и муниципального образования…………25

2.1 Общее представление  региона Тамбовской области……………….25

2.2 Анализ Тамбовского  района Тамбовской области как  муниципального образования………………………………………………..36

Заключение…………………………………………………………………….39

Список использованных источников………………………………………...42

Приложения…………………………………………………………………...43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная тема курсовой работы актуальна тем, что в политическом словаре термин «регион» появился относительно недавно, ему предшествовало понятие «провинция» – собирательное имя для территориальных сообществ. Для описания структуры территории (пространства) в региональной конфликтологии используются многочисленные понятия: ареал, регион, район, область, провинция, зона, пояс, край, страна и др.

Многообразие понятий, сходных с понятием «регион», сбивает с толку, а также порождает соблазн провести границы между ними. Однако четкое разделение этих понятий представляется невозможным и ненужным. Среди них есть и понятия, сформировавшиеся в русском языке, и понятия заимствованные, причем в разных обстоятельствах, с разными, подчас меняющимися смыслами.

Но систематизация терминов все же необходима.

Регион – это «безразмерное» понятие. Оно часто используется для обозначения любого участка земной поверхности, обладающего набором специфических свойств. Регион – это целостность и одновременно часть целого.

Территориальная организация является одним из самых сложных вопросов реформирования системы местного самоуправления в современных условиях. От правильного решения данного вопроса зависит и степень реализации населением гарантированного Конституцией участия в осуществлении местного самоуправления, и функционирование определенной территории как единого социального и экономического сообщества.

Согласно ст. 131 Конституции местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

 

Границы муниципальных образований могут не совпадать с границами административно-территориальных единиц субъекта РФ. Логика такого подхода состоит в том, что целевое назначение муниципальных образований и административно-территориальных единиц различно.

Объект исследования: исследование отечественных и зарубежных трактовок понятий  регионов и муниципальных образований.

Предмет исследования: совокупность элементов, составляющих регионы и муниципальные образования.

Цель курсовой работы – изучение понятий региона и муниципального образования.

Задачи курсовой работы:

- определить понятие региона;

- рассмотреть понятие муниципального образования;

- раскрыть особенности оценки регионов и муниципальных образований;

- рассмотреть общее представление региона Тамбовской области

- провести анализ Тамбовского района Тамбовской области как муниципального образования.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, объединенных в параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы определения понятий «региона» и «муниципального образования»

1.1 Понятие региона

Регион - определенная территория, которая имеет целостность и отношения, составляющие ее элементы. Регион также используется в смысле территориальной единицы государства, а в России в качестве общего названия субъекта Федерации. Каждый регион имеет уникальное географическое расположение.

В военном деле иностранных государств оперативно-стратегический блок, содержащий от 1 млн. до 3 млн. человек.

Существует несколько интерпретаций понятия «регион». Кроме того, регион не всегда выступает в качестве территориальной единицы страны.

Исходя из географической интерпретации, регион определяется как площадь, большой участок земли, часть земной поверхности с особыми физическими и географическими параметрами, географические единицы, определенные по географическому рубежу.

При экономической интерпретации регион – это часть территории, на которой существует система связи между хозяйствующими субъектами, подсистема социально-экономического сектора страны, комплекс территориальных и экономических элементов структуры с учетом внешних и внутренних факторов. [10, с. 21].

Согласно социально-политической интерпретации регион характеризуется как социально-территориальная община, то есть набор социальных, экономических и политических факторов в развитии области. Это включает в себя совокупность таких характеристик, как этнический состав населения, человеческие ресурсы, социальная инфраструктура, социально-психологический климат, политические аспекты регионального развития, культурные факторы, и т.д.

При формировании научной парадигмы регионального исследования очень важное значение имеет определение ключевого понятия «регион». Но подходы к определению этого понятия в корне отличаются. Регион определяется в соответствии с конкретными целями, в зависимости от представителей многих наук, изучающих данное явление. И критерии отбора для региона неодинаковы. Принципиально регионы распределяются на основе доказательств гомогенности (однородности), с одной стороны, и когерентности (согласованности, внутреннего единства, системы) – с другой стороны.

В отечественной литературе на основе однородности выделены зоны (зонирование), основанные на комплексном подходе – комплексы, на основе комбинации этих двух признаков - районы. Все эти три понятия входят в определение региона.

Западные ученые интерпретируют понятие «регион» по-своему. Признавая существующую путаницу в определении понятий «регион» и «район», американский профессор Джеймс П. и Дж. Мартин в своем фундаментальном исследовании «Всех возможных миров» пишет: «Обычно слово «регион» относится к целостному территориальному участку, показывающему определенное единообразие, некоторую однородность, не имеющему четких границ. Кроме того, слово часто используется для обозначения очень большой площади, образуя основные подразделения континента. Но в профессиональном языке географов, используемом сегодня, слово «регион» или «район», используются по отношению к территориям самых различных областей, которые характеризуются определенной однородностью, которая является специфической и служит основой для определения этих территорий. Однако в отечественных и в зарубежных исследованиях существуют различные определения понятия «район». Например, профессор Гарвардского университета Грей сказал: «…Мы можем определить государство. Оно имеет организацию, границы и название. Оно имеет записанную историю». [7, c. 464].

Следует подчеркнуть, что интерес к регионоведению, социально-экономическому зонированию территорий проявляется не только в Соединенных Штатах, но и в Канаде, Франции, Великобритании, Германии, Китае. Особенно активизировались «региональные идеи» в Европе. 4 декабря 1996. более 300 европейских регионов с различными территориями, политико-административной системой, представляющие интересы более 400 миллионов своих граждан, приняли Декларацию о регионализме в Европе. Основным мотивом Декларации - стремление к дальнейшей регионализации в институциональных рамках в соответствующих странах. Инициатором Декларации была Ассамблея регионов Европы, которая в своей программе действий стремится признать регионализм не только в странах ЕС, но и за ее пределами.

В Декларации указано, что понятие «регион» является выражением отличительной политической самобытности, которая может принимать различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительным. Регион самостоятельно избирает ее руководство и устанавливает знаки различия его представительства.

В последнее время, все большее число специалистов в области региональной науки и особенно руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами России необходимо  считать субъектов Российской Федерации.

Понятию «регион» уделяется много внимания в современных экономических, географических и городских источниках литературы. Наиболее часто используемые критерии для формирования понятия «регион» являются:

- географический (местоположение, размер территории и количество населения);

- производственный (специфика преобладающих видов деятельности);

- градостроительный (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

- социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества - места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.

По мнению западных экономистов, важной особенностью региона является информированность общественности о региональных интересах. Существенным фактором является взаимосвязь между экономическим опытом территорий, входящих в состав региона, и группами, которые выражают определенные интересы. Регион рассматривается как некая единица, которая в некотором роде реагирует на изменения условий, влияющих на экономический рост и благосостояние.

В документах Европейского Союза содержатся культурные, экономические, социальные, административные районы. Но в большинстве случаев регион рассматривается как административный район, то есть область с сочетанием принципа единых полномочий. Многие отечественные ученые также рассматривают регион как субъект России. Так, В.Г. Игнатов, В.И. Бутов дают следующее толкование понятия: «регион - территория в административных границах Российской Федерации, которая характеризуется следующими основными особенностями: сложностью, целостностью, специализацией и обращением, т.е. наличием политических и административных органов.

В конце концов, оказывается, что регион - это просто субъект России. Кроме того, термин «регион» используется для обозначения области, охватывающей несколько государств или административных единиц соседних государств. Это интер- или многонациональный регион, такой как, к примеру, регион Балтийского моря.

Регионы ЕС со значительными человеческими и финансовыми ресурсами, объединяются с регионами соседних стран в так называемые еврорегионы, которые могут образовывать подпространство в экономическом пространстве Евросоюза.

Можно согласиться с тем, что иерархию регионов определяет только научная проблема. Регион, определяется вопросом, изучением которого занимаются специалисты регионоведения. Но исследователь, взяв в качестве отправной точки его собственную интерпретацию этой концепции должен быть знаком с его различными определениями. Иначе могут возникнуть недоразумения, вызванные различиями терминологии, используемой для понятия, которые применяются в других научных школах. [14, с. 399].

Так, можно выделить два основных вопроса, которые при различном понимании региона дают принципиально разные ответы. Во-первых, существуют ли регионы объективно, или это просто методологический прием для конкретного исследования? Во-вторых, является основным, фактором регионоформирующей территории или она выступает в качестве фона (пространства), на территории которого в процессе взаимодействия экономических, социальных, политических и других факторов образовывается  регион? Это должно привести к более полному определению региона, происходящему из географической литературы:

1. Регион - это комплекс, состоящий  из земли, воздуха, флоры, фауны и  человеческой популяции, которые  могут рассматриваться в их  особых отношениях друг с другом и которые в совокупности составляют определенную характеристику поверхности Земли.

2. Регионы — это те  зоны, которые заключают в свои  рамки существенную однородность  доминирующих физических условий  и соответственно преобладающих  «укладов обитания».

3. Регион — географический  термин для описания такого  типа окружающей среды, в котором  географические элементы соединены  друг с другом определенными  и постоянными отношениями.

4. Регион — группа близлежащих  стран, представляющих собой отдельный  экономико-географический или близкий  по национальному составу и  культуре, или однотипный по общественно-политическому  строю район мира.

5. Регион — область, район, часть страны, отличающаяся от  других областей совокупностью  естественных и (или) исторически  сложившихся, относительно устойчивых  экономико-географических и иных  особенностей, нередко сочетающихся  с особенностями национального  состава населения и т.д.

Информация о работе Понятие региона и муниципального образования