Территориальная организация местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:12, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление — это специфический уровень власти, особая форма ее осуществления, которая предполагает иные принципы организации и взаимодействия муниципальных органов власти, нежели те, что характеризуют построение государственной системы управления. Но вместе с тем органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц, составляющих территориальные основы местного самоуправления. В связи с этим возникают вопросы: связана ли организация местного самоуправления с административно-территориальным делением государства и возможно ли несколько территориальных уровней организации местного самоуправления, а также соподчинение органов местного самоуправления разного территориального уровня.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Принципы формирования территории муниципального образования………4
Порядок установления и изменения границ территориального
образования………………………………………………………………………9
Основные модели территориальной организации местного
самоуправления…………………………………………………………………11
Типы муниципальных образований…………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………...17
Тесты…………………………………………………………………………….18
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

муниц управ..docx

— 28.39 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

Принципы  формирования территории муниципального образования………4

Порядок установления и изменения границ территориального

образования………………………………………………………………………9

Основные  модели территориальной организации  местного

самоуправления…………………………………………………………………11

Типы  муниципальных образований…………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………...17

Тесты…………………………………………………………………………….18

Литература………………………………………………………………………19  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

Введение

Тема нашей работы «Территориальная организация местного самоуправления». Работа состоит из четырех вопросов и тестов.

Цель  работы – изучить более досконально одну из тем предмета – «Территориальная организация местного самоуправления».  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

Принципы  формирования территории муниципального образования

Вопросы организации власти в государстве  неразрывно связаны с его территориальным  устройством, ибо функционирование местных органов власти осуществляется в границах определенных территориальных  единиц, на которые делится территория государства. Такое подразделение  территории государства именуется  административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства.

В соответствии с административно-территориальным  делением организуется государственная  власть на местах. Административно-территориальное  деление имеет несколько уровней, что предопределяет иерархичность  в построении единой централизованной системы государственных органов, соподчиненность государственных  органов, действующих на разных территориальных  уровнях государственного управления.

Местное самоуправление — это специфический  уровень власти, особая форма ее осуществления, которая предполагает иные принципы организации и взаимодействия муниципальных органов власти, нежели те, что характеризуют построение государственной системы управления. Но вместе с тем органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц, составляющих территориальные основы местного самоуправления. В связи  с этим возникают вопросы: связана  ли организация местного самоуправления с административно-территориальным  делением государства и возможно ли несколько территориальных уровней  организации местного самоуправления, а также соподчинение органов  местного самоуправления разного территориального уровня.

Вопросы территориальных основ местного самоуправления по-разному решались на разных этапах становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Закон Российской Федерации о местном  самоуправлении (1991 г.) так же, как  и Закон СССР “Об общих началах  местного самоуправления и местного хозяйства в СССР” (1990 г.), определяя  территориальные основы местного самоуправления, исходил из существовавшего административно-территориального деления. При этом союзный закон  выделял первичный территориальный  уровень местного самоуправления: сельсовет, поселок (район), город (район в городе). Закон допускал также возможность  с учетом местных условий и  национальных особенностей определение  и других уровней местного самоуправления. Понятие первичного, базового территориального уровня местного самоуправления в российском законе о местном самоуправлении (1991 г.) отсутствовало. В соответствии со статьей 2 указанного Закона местное  самоуправление осуществлялось в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов. Закон содержал исчерпывающий  перечень административно-территориальных  единиц, в границах которых должны были действовать органы местного самоуправления. Он не допускал возможность осуществления  местного самоуправления на каких-либо иных территориях.

Таким образом, принципы административно-территориального устройства, предполагающие отношения  соподчинения органов власти разного  территориального уровня, были по существу перенесены на систему местного самоуправления. Район, бывший в советский период развития российской государственности  узловым звеном системы управления на местах, сохранил свою ключевую роль и в структуре местного самоуправления. В соответствии со статьей 55 Закона Российской федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации” от 6 июля 1991 г. районный Совет вправе был “отменять противоречащие законодательству решения нижестоящих местных Советов”, т.е. Советов районных городов, поселков, сельских населенных пунктов, которые по-прежнему находились в определенной финансово-экономической и организационной зависимости от районных органов власти.На следующем  этапе развития местного самоуправления в Российской федерации, который  начался в октябре 1993 г. (когда  были изданы указы Президента Российской федерации о реформировании системы  местного самоуправления) и продолжался  до принятия в 1995 г. Федерального закона “Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской федерации”, предпринимаются попытки  по-новому подойти к решению вопроса  о территориальных основах местного самоуправления. В Положении  об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации  на период поэтапной конституционной  реформы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г.', нашел свое отражение так  называемый “поселенческий” принцип  территориальной организации местного самоуправления. Согласно этому принципу территориальной основой местного самоуправления прежде всего выступают отдельные населенные пункты: городские и сельские поселения. Организация местного самоуправления на других территориях возможна на основе объединения отдельных городских и сельских поселений. “Поселенческий” принцип организации местного самоуправления ставит, таким образом, под сомнение существование района в качестве самостоятельной территориальной единицы местного самоуправления. Так, в соответствии с названным выше Положением об основах организации местного самоуправления в Российской федерации органы местного самоуправления должны были образовываться в “городах, сельских поселениях, других населенных пунктах” (пункт 1 Положения). Что же касается района, сельского округа (территории сельсовета), то согласно указанному Положению на территориях, включающих несколько городских или сельских поселений (под это определение попадают и территория района, и территория сельского округа), совместным решением органов местного самоуправления мог быть создан единый орган местного самоуправления соответствующих территорий (пункт 1 Положения).Конституция Российской Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г., не дает однозначного ответа на вопрос о территориальных  основах местного самоуправления. Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации  “местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и  на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций”. Конституция  Российской Федерации, таким образом, не связывает напрямую территориальную  организацию местного самоуправления с административно-территориальным  устройством. Вместе с тем она  не исключает возможности такого решения вопроса территориальной  основы местного самоуправления. Федеральный закон “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации” вслед за Гражданским кодексом Российской федерации (часть первая) ввел новое понятие  в наше законодательство: “муниципальное образование”. Поэтому осуществление местного самоуправления, его территориальную организацию новый Закон в отличие от прежнего связывает не с административно-территориальными единицами (это, как уже отмечалось, не исключает, что в их границах и будет осуществляться местное самоуправление), а с муниципальными образованиями, на территории которых и осуществляется местное самоуправление. Закон не содержит исчерпывающего (в отличие  от ранее действовавшего закона о  местном самоуправлении) перечня  территориальных единиц, в пределах которых реализуется местное  самоуправление. Статья 12 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, во-первых, устанавливает, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и иных территориях. Ограничение права граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях допускается Федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Во-вторых, новый Закон называет основные территориальные единицы, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Это прежде всего отдельные поселения: города, поселки, станицы. Далее в Законе перечисляются территориальные образования, в границах которых могут находиться несколько отдельных поселений, другие муниципальные образования: это район (уезд), сельский округ (волость, сельсовет).Федеральный закон “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. оставляет за субъектами Российской Федерации право устанавливать  конкретные наименования территориальных  единиц, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Закон допускает  возможность реализации местного самоуправления на территории других муниципальных  образований, которые могут образовываться в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Закон, давая  определение муниципального образования  в статье 1, относит к муниципальным  образованиям часть поселения. Речь идет прежде всего о внутригородских муниципальных образованиях, которые упоминаются в пункте 3 статьи 12 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Таким образом, данный Федеральный закон, по существу, закрепляет те же территориальные единицы, которые назывались и прежним законом в качестве территориальной основы местного самоуправления. Однако новый Закон оставляет этот перечень открытым и не связывает его жестко с административно-территориальным делением. Субъекты Российской федерации могут самостоятельно определять территориальные единицы, в которых может осуществляться местное самоуправление. Обязательным условием для признания территориальной единицы в качестве территории муниципального образования, т.е. территориальной основы местного самоуправления, Закон называет муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. При этом согласно статье 61 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” отсутствие муниципальной собственности на момент вступления в силу данного Закона не является основанием для отказа в образовании нового муниципального образования.

Порядок установления и изменения  границ территориального образования

Границы и состав территории муниципального образования  указывается в его уставе. Установление  и изменение границ муниципальных  образований отнесено Федеральным  законом “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации” к полномочиям  органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 5).Установление  и изменение границ муниципального образования, в том числе при  образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных  образований осуществляется по инициативе: а) населения; б) органов местного самоуправления;

в) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации. При этом учитываются исторические и местные традиции, а также  мнение населения соответствующих  территорий.Порядок установления и изменения границ муниципальных  образований определяется законом  субъекта Российской федерации. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые принимают данные законы, обязаны в соответствии со статьей 131 Конституции Российской федерации и статьей 13 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” предусмотреть в них гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.Установление  или изменение границ территории внутригородских муниципальных  образований решается представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с  его уставом. При этом учитывается  мнение населения соответствующей  территории. В состав территории муниципального образования входят все земли в его границах независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория муниципального образования охватывает земли, находящиеся  в муниципальной, государственной, частной и других формах собственности. По своему целевому назначению земли, входящие в состав территории муниципального образования, подразделяются на следующие  виды: а) земли городских, сельских поселений; б) прилегающие к ним земли  общего пользования; в) земли сельскохозяйственного  назначения; г) земли рекреационного назначения; д) земли, занятые лесами, и т.д.В состав территории городских и сельских поселений  согласно статье 12 Федерального закона “Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” должны входить земли, необходимые  для развития поселений.

Основные  модели территориальной  организации местного самоуправления

В субъектах Российской Федерации  сложились 3 модели территориальной  организации местного самоуправления: административно-территориальная (районная), поселенческая и смешанная.Административно-территориальная  модель с одноуровневыми муниципалитетами, сформированными главным образом  на базе крупных городов и административных районов, получила распространение  более чем в половине субъектов  Российской Федерации. По данным Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике данная модель местного самоуправления действует в 47 субъектах Российской Федерации. В данную группу входят следующие  регионы России:

Республики: Бурятия, Дагестан, Карелия, Коми, Марий Эл, Тыва;

Удмуртская и  Чувашская Республики;

- Краснодарский  край;

- области: Архангельская, Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Ленинградская, Новгородская, Омская, Пермская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Читинская, Ярославская;

- Еврейская  автономная область;

- Автономные Округа: Коми-Пермяцкий, Корякский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

В 19 субъектах  Российской Федерации действует  поселенческая модель с одноуровневыми муниципалитетами, сформированными  на базе городских и сельских поселений  и сельских округов (волостей, сельсоветов). В эту группу входят следующие  субъекты Российской Федерации:

Республики: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия;

Карачаево-Черкесская Республика;

Ставропольский  край;

Области: Курская, Новосибирская, Оренбургская, Пензенская, Тюменская;

Города: Москва, Санкт-Петербург;

Автономные  Округа: Агинский Бурятский, Ненецкий.

Из 19-ти субъектов  Российской Федерации, избравших поселенческий  принцип организации местного самоуправления, в 11-ти создана двухуровневая структура  региональной государственной власти, подразумевающая создание в границах административно-территориальных единиц (городов и районов) территориальных  органов государственной власти (в вышеприведенном перечне субъектов  РФ данные регионы подчеркнуты). По неизвестным нам причинам к списку регионов с двухуровневой структурой государственной власти и одноуровневыми муниципалитетами, организованными  по поселенческому принципу, не была отнесена Тюменская область, хотя достоверно известно, что в каждом административном районе юга этой области есть Главы, назначаемые Губернатором и представляющие на местах исполнительную власть.В 22 субъектах  Российской Федерации действует  так называемая смешанная модель местного самоуправления с двухуровневыми муниципалитетами: верхний уровень - крупные города и сельские районы, нижний уровень - внутригородские, внутрирайонные поселения и сельские округа (волости, сельсоветы). В данную группу входят следующие регионы:

Республика: Мордовия, Северная Осетия - Алания;

Кабардино-Балкарская Республика;

Края: Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский;

Области: Амурская, Астраханская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Курганская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Орловская, Псковская, Тамбовская, Челябинская.

Наконец, в одном  субъекте Российской Федерации - в Чеченской  Республике - местное самоуправление пока не существует. 

Типы  муниципальных образований

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются субъектами Российской Федерации, и общегородские органы власти этих городов являются органами государственной власти. В связи с этим местное самоуправление в городах федерального значения осуществляется на внутригородских территориях.

Городской округ — не входящее в состав муниципального района городское поселение, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статусом  городского округа наделяются города, имеющие необходимую для решения  всех вопросов местного значения и  для исполнения возложенных на органы местного самоуправления отдельных  государственных полномочий инфраструктуру, при том условии, что прилегающие муниципальные районы также имеют соответствующую инфраструктуру для самостоятельного решения вопросов, отнесенных к их компетенции. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации.

Межселенная территория — в градостроительном законодательстве — территория, находящаяся вне границ населенных пунктов; в законодательстве о местном самоуправлении — территория, находящаяся вне границ поселений. Наличие межселенных территорий предусматривается для территорий с низкой плотностью населения, где разграничение всей территории субъекта Российской Федерации между поселениями нецелесообразно.

Муниципальное образование — городское, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения. Термин «муниципальное образование» введен Гражданским кодексом РФ для обозначения публичного субъекта правоотношений по аналогии с субъектами Российской Федерации. По существу, под муниципальным образованием понимается населенная территория, являющаяся частью территории субъекта Российской Федерации, в границах которой местное самоуправление осуществляется самостоятельно населением этой территории (непосредственно и (или) через органы местного самоуправления). Статус муниципального образования предусматривает наличие местного бюджета и муниципальной собственности.

Информация о работе Территориальная организация местного самоуправления