Своеобразие региональной политики в странах Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 06:43, курсовая работа

Описание работы

Задачи. Рассмотреть теоретические основы изучения региональной политики, обозначить подходы к изучению региональной политики, изучить виды региональной политики, выявить роль региональной политики в государстве, проанализировать отличительные особенности региональной политики в странах Западной Европы на примере Германии, Франции, Испании, рассмотреть проблемы, возникающие при формировании и реализации региональной политики в странах Западной Европы, изучить влияние особенностей географического положения стран Западной Европы на региональную политику, обозначить и проанализировать причины проблемы сепаратизма отдельных регионов в странах Западной Европы, проанализировать влияние кризиса ЕС на формирование и реализацию региональной политики в странах Западной Европы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………
Глава 1 Теоретические основы изучения региональной политики……………………
1.1 Подходы к изучению региональной политики………………………………………
1.2 Виды региональной политики…………………………………………………………
1.3 Роль региональной политики в государстве…………………………………………
Глава 2 Особенности региональной политики в странах Западной Европы…………
2.1 Региональная политика во Франции…………………………………………………
2.2 Региональная политика в Германии…………………………………………………
2.3 Региональная политика в Великобритании…………………………………………
Глава 3 Проблемы, возникающие в процессе реализации региональной политики в странах Западной Европы………………………………………………………………
3.1 Влияние особенностей географического положения стран Западной Европы на формирование и реализацию региональной политики…………………………………
3.2 Проблема сепаратизма отдельных регионов…………………………………………
3.3 Влияние кризиса ЕС на региональную политику в странах Западной Европы…………………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы и интернет - источников

Файлы: 1 файл

Восстановленная курсовая.docx

— 61.48 Кб (Скачать файл)

Северная Ирландия с 1973 года была разделена на 26 районов. Их права ограничены только обслуживающими функциями, как например уборка мусора, контроль за домашними животными и уход за парками [].

Правительство Великобритании раньше других экономически развитых государств Западной Европы начало проводить региональную политику. Этому предшествовало несколько причин:

    • ранняя индустриализация государства;
    • небольшая площадь территории;
    • сложное законодательство в области землепользования и местного самоуправления.

Следует отметить, что наиболее важными  пунктами при учете формирования региональной политики в Великобританию являются: территориальная всеохватность  и выделение конкретных депрессивных регионов, а также ограничение  свободы инвестирования в регионы  сверхконцентрации производственных мощностей

В Великобритании политические меры пространственного развития делятся на две категории:

- региональная  индустриальная политика, которую  можно назвать политикой стимулирования;

- политика "возрождения", включающая целый  ряд программ пространственного  развития (развития городских и  сельских регионов), которые раньше  осуществлялись отдельно друг  от друга, а теперь все настроены  действовать совместно [].

Важной  отличительной чертой политики "возрождения" является акцент на развитие отдельных  регионов и повышение их конкурентоспособности. При финансировании используются "механизмы оспаривания" – распределение общественных средств между компаниями происходит на основе тендера. За последнее время эффективность от проведения политики "возрождения" возрастает. Теперь бюджет региональной индустриальной политики в десять раз меньше, чем бюджет политики "возрождения", хотя ранее средства, выделяемые на две эти категории, были примерно равны.

Вопросами региональной политики в Великобритании занимаются Министр по торговле и промышленности и Министр по делам Шотландии и Уэльса. В Англии проблемы формирования региональной политики возложены на Министерство торговли и промышленности и на региональные правительственные ведомства. Министерство торговли и промышленности оценивает большинство проектов в Англии, выходящих за пределы компетенции правительственных ведомств, а также такие проекты, которые могут иметь последствия для Великобритании. Также данное Министерство занимается разработкой директив на национальном уровне и проводит контроль за их соблюдением. В компетенцию правительственных ведомств входит принятие решений, касающихся оказания помощи регионам, однако такие решения должны быть утверждены Казначейством [].

В целом, можно отметить, что общей чертой формирования и реализации региональной политики в странах Западной Европы является стремление к преодолению экономической отсталости отдельных регионов страны, децентрализация управления и уменьшение социально-экономической диспропорции в развитии регионов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Проблемы, возникающие в процессе реализации региональной политики в  странах Западной Европы

3.1 Влияние особенностей географического  положения стран Западной Европы  на формирование и реализацию  региональной политики

Геополитическое положение государства оказывает  серьезное влияние на проводимую в нем региональную политику. Во-первых, расположение регионов внутри страны влияет на размещение хозяйственно-производственного комплекса страны, во-вторых, климатические особенности некоторых регионов позволяют оценивать возможность благоприятного/неблагоприятного проживания населения на данной территории и, как следствие, его участие в экономическом развитии потенциала региона. К тому же существует необходимость учета культурно-исторических и экологических факторов [].

Страны  Западной Европы расположены в относительно благоприятных природно-климатических  условиях. По этой причине в государствах Западной Европы долгое время было развито сельское хозяйство. Однако, в последнее время, стали активно развиваться страны Азии и Южной Америки. И их сельскохозяйственная продукция намного дешевле продукции, производимой в странах Европы (в частности – Испании и Франции). В связи с этим происходит экономический спад в ранее благоприятных и развитых регионах, т.к продукция перестает пользоваться спросом в виду своей не конкурентной цены. Многие регионы теряют свою значимость для страны и становятся экономически убыточными, тем самым увеличивая объем инвестиций и дотаций на их развитие. К тому же, меняется и в целом вся экономическая и региональная инвестиционная политика, она становится протекционистской в целях оказания поддержки национальным фермерским хозяйствам оставаться на рынке сельскохозяйственной продукции [].

В настоящее  время становятся заметные некоторые  структурные изменения в экономике  стран Западной Европы. Происходит частичный или полный перевод  промышленного производства из стран  Европы в развивающиеся государства  Азии, которые заключают контракты  и размещают вредное производство европейских компаний на своих территориях. В 50—60-х гг. XX в. была осуществлена переориентация значительной части западноевропейской черной металлургии на более дешевую и высококачественную руду, поступающую из Австралии, Канады и развивающихся стран. В связи с этим произошел ощутимый сдвиг производства черных металлов в морские порты. Вследствие этого, многие ранее развитые и приносящие солидный доход регионы стали убыточными. Например, известнейшая во всем мире  Рурская область в Германии. Однако, с середины 60-х годов в Рурской области ускорилось создание университетских центров с прикладной научной ориентацией. В 1965 году был открыт первый университет в Бохуме, специализирующийся на вопросах, связанных с использованием угля. В 1968 году был создан университет в Дортмунде, где занимаются разработкой производственной программистики. Затем были основаны университеты в Эссене (экологическая технология) и Дуйсбурге (микроэлектроника). Все это свидетельствует о кооперации высшей школы, исследовательских центров и промышленных предприятий. Теперь в Рурской области 120 тыс. студентов и 100 тыс. шахтеров [].

Наконец, нельзя не сказать о предпринимаемых  в районе природоохранных мероприятиях. Здесь были проведены большие работы по охране воздушного бассейна, и теперь загрязнение воздуха в большинстве городов Рура не выше, чем в Берлине, Франкфурте или Мюнхене. К тому же заводы земли Северный Рейн – Вестфалия освоили выпуск самого современного природоохранного оборудования, которое в первую очередь используется на месте. Были построены также десятки плотин и водохранилищ. А лесистость области увеличилась до 35%, или в два раза.

Вот почему в наши дни Рур уже нельзя отнести  к категории депрессивных районов. Это старопромышленный район, переживший своего рода «реанимацию» и теперь находящийся в стадии «выздоровления». По мнению немецких специалистов, перспективы  его дальнейшего развития будут  связаны с тремя следующими отраслями: во-первых, с современной черной металлургией, ориентированной на выпуск спецсталей и других аналогичных  видов изделий, во-вторых, с модернизированной угольной промышленностью и, в-третьих, с металлоемким машиностроением [].

Одна  из концепций реконструкции Рурской  области предусматривает такую  ее районную планировку, при которой  должно произойти более четкое размежевание промышленных и селитебных зон, а  также создание восьми локальных  зон отдыха и пяти зеленых парковых полос, которые пересекали бы всю  территорию агломерации в направлении  с севера на юг.

3.2 Проблема сепаратизма отдельных  регионов

Сепаратизм  в современной Зарубежной Европе имеет весьма широкое распространение  и оказывает негативное влияние  на формирование и реализацию государственной  региональной политики. Многочисленные конфликты на национальной почве, протестное поведение и неподчинение общим тенденциям развития государства создает ощутимые помехи на пути проведения эффективной региональной политики, имеющей цель улучшить положение некоторых регионов и сбалансировать социально-экономическое развитие в различных частях страны.

Подъём  сепаратистских настроений, затрагивающий  ныне почти все страны зарубежной Европы, в значительной степени обусловлен притоком нелегальных и легальных  мигрантов, вызывающим рост напряжённости  в принимающем обществе. С другой стороны — это своеобразная реакция  на жёсткие процессы централизации  и унификации, проводившиеся авторитарными, диктаторскими, националистическими  режимами ряда европейских стран  в течение нескольких десятилетий XX века: после падения этих режимов (в основном, в результате Второй мировой войны), набрало силу обратное движение. Проецируя этот процесс  в будущее, можно ожидать ситуации, когда жители Европы будут ассоциировать  себя не со своей страной, а с регионом или даже городом. Такие процессы уже заметны [].

Каталония. Сепаратистские настроения всегда были характерны для Каталонии, одного из наиболее развитых и богатых регионов Испании. Эта провинция в Испании имеет автономный статус и национальный язык в качестве официального, а её отношения с центральным правительством регулируются отдельной хартией. Кроме того, с 2009 года в Каталонии проводятся неофициальные референдумы, на которых за отделение от Испании высказываются почти 100 % голосующих. Впрочем, участвует в них, как правило, не более половины населения. Центральная власть результатов этих референдумов не признаёт, но многочисленные политические и общественные организации Каталонии, борющиеся за полную независимость от Испании, планируют до 2014 года провести и официальный референдум. В сентябре 2012 г. по всей Каталонии прошла массовая манифестация с участием более 1,5 миллионов человек под лозунгом «Каталония — новое государство Европы» [].

Шотландия. На выборах 2007 года Шотландская национальная партия (далее - ШНП), выступающая за государственный суверенитет Шотландии, получила большинство мест в парламенте, её лидер Алекс Сэлмонд сформировал правительство и заявил, что вопрос о независимости может быть решён в течение десятилетия. Это связано в первую очередь с тем, что не так давно специалисты обнаружили на шельфе Северного моря нефть, и территориально эта часть океана принадлежит именно Шотландии. Министр по делам Шотландии лондонского правительства Майкл Мур признаёт законность такого шага и утверждает, что центральные власти Великобритании чинить препятствий не будут. Тем не менее, британские политики предостерегают, что Шотландия понесёт определённые потери в случае отделения. Первый министр Шотландии Алекс Салмонд наметил референдум о  независимости на 2014 год, но Шотландия не планирует отказываться от монархии и английский монарх останется и монархом Шотландии [].

Бретань. В этой северо-западной провинции Франции действует националистическое движение Emgann, цель которого — обретение Бретанью политической независимости и содействие развитию политических и культурных прав бретонского народа в рамках самоопределения. Многие жители этой исторической области при переписи населения идентифицируют себя не как французов, а как бретонцев, хотя и указывают французский в качестве родного языка.У Emgann есть и экстремистское крыло, Бретонская революционная армия, действующая уже около четырёх десятилетий, однако террористических актов эта организация совершила немного, и почти все они обходились без жертв. Бретонские сепаратисты осознают, что на отделение от Франции шансов практически нет. Реальная борьба в основном идёт за сохранение культурно-языковых отличий и за возвращение Бретани исторической столицы, города Нант, который в настоящее время относится к департаменту Луар-Атлантик [].

Ольстер (Северная Ирландия). В 1949 году Ирландия за исключением большей части провинции Ольстер (Северной Ирландии) была провозглашена независимой республикой. Так как большинство жителей Северной Ирландии (англичан и шотландцев) проголосовало на референдуме против независимости,  регион был сохранен под английской короной []. Большую роль в консолидации ирландского народа играет церковь. 86 % ирландцев  считают себя религиозными — преимущественно католиками — и посещают церковную службу, не реже чем один раз в неделю. Однако с переменным успехом с 1919 периодически вспыхивают восстания по началом Ирландской Республиканской Армии (далее – ИРА). В 1998 году между британским и ирландским правительством было подписано  Белфастское соглашение, восстановившее Ассамблею Северной Ирландии, за которое на референдуме проголосовал 71 % жителей региона.  Ассамблея, резиденция которой расположена в Белфасте, имеет широкие законодательные полномочия и назначает местную исполнительную власть. В компетенцию Ассамблеи входят вопросы местного управления, экономического развития, культуры, здравоохранения, спорта, охраны окружающей среды. Принятые законодательные акты нуждаются в одобрении британской королевы. Был создан Совет министров Севера и Юга острова Ирландии и  Британо-ирландский совет (Лондон, Дублин, Белфаст) []. В октябре 2006г. в Шотландии прошли переговоры лидеров всех североирландских партий, премьер-министров Великобритании и Ирландии, в результате которых Северная Ирландия была возвращена  под управление местных органов власти вместо прямого управления из Лондона. Радикальный североирландский сепаратизм удалось замирить. Из Северной Ирландии были выведены британские войска. Контроль за порядком осуществляют местные полицейские подразделения. Передав многие функции местной территориальной общине, Лондон выиграл в экономическом отношении. Политическая стабилизация в регионе привела к притоку зарубежных инвестиций и к  высоким темпам развития. Северная Ирландия финансируется и спонсируется богатой Ирландией, Великобританией, Евросоюзом и ирландской диаспорой США. В результате увеличился вклад Северной Ирландии в государственный бюджет  Соединенного Королевства [].  

Основная  проблема, являющаяся серьезной помехой  для реализации эффективной региональной политики, это несогласованные действия сепаратистки настроенных регионов в лице местных властей и государственных  органов. Многие территории, претендующие на самостоятельность, явно превышают  имеющийся у них объем властных полномочий в управлении регионом. Необходимо отметить, что в решении подобных проблем именно федеральным или государственным властям отслеживать потенциальную угрозу неисполнения государственной программы регионального развития.

Информация о работе Своеобразие региональной политики в странах Западной Европы