Своеобразие региональной политики в странах Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 06:43, курсовая работа

Описание работы

Задачи. Рассмотреть теоретические основы изучения региональной политики, обозначить подходы к изучению региональной политики, изучить виды региональной политики, выявить роль региональной политики в государстве, проанализировать отличительные особенности региональной политики в странах Западной Европы на примере Германии, Франции, Испании, рассмотреть проблемы, возникающие при формировании и реализации региональной политики в странах Западной Европы, изучить влияние особенностей географического положения стран Западной Европы на региональную политику, обозначить и проанализировать причины проблемы сепаратизма отдельных регионов в странах Западной Европы, проанализировать влияние кризиса ЕС на формирование и реализацию региональной политики в странах Западной Европы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………
Глава 1 Теоретические основы изучения региональной политики……………………
1.1 Подходы к изучению региональной политики………………………………………
1.2 Виды региональной политики…………………………………………………………
1.3 Роль региональной политики в государстве…………………………………………
Глава 2 Особенности региональной политики в странах Западной Европы…………
2.1 Региональная политика во Франции…………………………………………………
2.2 Региональная политика в Германии…………………………………………………
2.3 Региональная политика в Великобритании…………………………………………
Глава 3 Проблемы, возникающие в процессе реализации региональной политики в странах Западной Европы………………………………………………………………
3.1 Влияние особенностей географического положения стран Западной Европы на формирование и реализацию региональной политики…………………………………
3.2 Проблема сепаратизма отдельных регионов…………………………………………
3.3 Влияние кризиса ЕС на региональную политику в странах Западной Европы…………………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы и интернет - источников

Файлы: 1 файл

Восстановленная курсовая.docx

— 61.48 Кб (Скачать файл)

С необходимостью проведения грамотной региональной политики государство сталкивается и в том случае, если оно является многонациональным,  полиэтническим и многоконфессиональным. Конфликты на межрасовой и межнациональной почве в последнее время только усиливаются, к ним же добавляется и проблема сепаратизма отдельных регионов. В данной ситуации перед руководством страны встает множество вопросов и задач, требующих незамедлительных ответов и решений. Четкая и продуманная региональная политика позволяет избежать множество проблем и  препятствий, связанных с этой сферой [].

Как и  любой другой вид политики, проводимой государством, региональная политика должна базироваться на законодательно-правовых основах и отвечать социальным требованиям  общества, а также экономической  безопасности и стабильности. Регионы  должны иметь определенную целостность  и самообеспеченность.

Региональная  политика должна быть направлена на улучшение  качества жизни населения отдельных  регионов, повышение эффективности  экономического использования потенциала региона, а также на сокращение различий, существующих между отдельными частями  страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Особенности региональной политики в странах Западной Европы

2.1 Региональная политика во  Франции

Франция – унитарное государство на северо-западе Европы. Площадь составляет 674 685 км2. Франция делится на 27 регионов, из которых 22 находятся на европейском континенте, один (Корсика) — на острове Корсика, а ещё пять — заморские. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и утверждать бюджет. 27 регионов разделяются на 101 департамент, которые состоят из 342 округов и 4039 кантонов. Основой Франции являются 36 682 коммуны [ ].

Департамент Парижа состоит из единственной коммуны. Каждый из пяти заморских регионов (Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон, Майотта) состоят из единственного департамента. У региона Корсика (включающего 2 департамента) — специальный статус административно-территориального образования, отличающийся от других регионов метрополии (континентальной Франции). Имеет самостоятельные органы управления, не подчиняющиеся центру.

Из всех экономически развитых государств Западной Европы Правительство Франции  оказывает наибольшее влияние на региональное развитие. Например, государственные  банки осуществляют ¾ всех банковских операций в стране. Основные отрасли  промышленности (транспорт, электроэнергетика  и авиастроение) находятся в руках  государства. В целом, во Франции  накоплен наиболее удачный опыт разработки программ развития территорий.

В начале 80-х гг. ХХ века во Франции  были приняты законы о самоуправлении, в основу которых положены принципы децентрализации (передачи значительных полномочий на места) и деконцентрации (распределения полномочий между различными ветвями власти). Особенностью системы регионального управления и местного самоуправления в этой стране является сочетание функций государственного управления на местах и функций местного самоуправления в органах власти [ ].

Во Французской Республике Министр  отвечает за региональную политику, основанную на рекомендациях, полученных от CIALA (межведомственный комитет по оказанию поддержки), также в его компетенцию входит принятие решений относительно стимулирования развития регионов страны [ ].

Цели региональной политики Франции:

    • развитие периферийных областей;
    • индустриализация аграрных департаментов и инфраструктуры в сельской местности;
    • переориентация промышленного производства в регионах, находящихся в депрессивном состоянии (Лотарингия, Север страны);
    • стимулирование развития малых региональных центров (небольших городов);
    • комплекс мероприятий, направленных на развитие третичного сектора в периферийных районах (сектор услуг) [].

Плановые  контракты между государством и  регионами являются децентрализованным элементом национальной социально-экономической  системы планирования во Франции. Система  сосредотачивает свое развитие на базовых  отраслях. В 1982 году были введены плановые контракты, которые представляют собой  контрактные соглашения на несколько  лет между государством и региональными властями. При изменении политических и экономических условий подобные планы должны стать средством распределения ответственности за региональное планирование между различными органами государственной власти. Эти контракты внесли в действия региональных префектов мощный региональный элемент, а также сформировали и укрепили новую роль вновь избранных региональных властей и обеспечили средство формального согласования меду ними.

Подготовка  контрактов длится обычно до двух лет  и включает в себя три этапа:

- правительство  устанавливает приоритеты региональной  политики;

- региональные  префекты подготавливают проекты  планов, получая при этом консультации  у президента регионального совета  и плановых комитетов. В консультациях принимают участие все основные региональные организации самоуправления [].

Относительно  финансов, плановые контракты не перечисляют средства из единого национального фонда на региональное планирование. Право финансирования предоставляется нескольким министерствам, которые инвестируют средства в различные компоненты регионального планирования в данном регионе.

В контракте четко устанавливают перечень мероприятий, срок исполнения и вид финансирования данных действий. Мероприятия, которые финансируются по контрактам, отличаются своим многообразием и включают большое число различных организаций и отделов.

Переход к так называемой «контрактизации» отношений между государством и  регионами Французской Республики означает переход от подчинения к  взаимозависимости в определенных границах. Контракты носят универсальный  характер: каждый регион составляет контракт с государством, который всецело  нацелен на экономическое развитие [ ].

Таким образом, именно регион становится той основной территориальной единицей, в рамках которой осуществляются важнейшие социально-экономические программы развития.

Регионы обладают собственным бюджетом, разрабатывают  собственные планы социально-экономического развития, связанные с обустройством  территории и развитием инфраструктуры. Особенно важными полномочиями регион наделяется в таких сферах, как  проблема занятости, профессиональной подготовки, жилищного строительства  и т.п. Главный представительный орган региона -  Региональный Совет, который является выборным. Его возглавляет Председатель, осуществляющий функции исполнительной власти органа [].

Основная  черта французской модели управления - достаточно высокая степень централизации  власти. Однако региональные политические процессы во Франции в значительной степени автономны и самодостаточны по отношению к общегосударственным, в силу чего они оказывают влияние на ход событий на уровне государства в целом.

2.2 Региональная политика Германии

Германия - федеративное государство, расположенное  в Западной Европе. Площадь составляет 357 021 км2. В составе Германии 16 равноправных субъектов — земель, три из которых — города Берлин, Бремен и Гамбург [ ].

В настоящее  время региональная политика в Германии является неотъемлемой частью национальной экономической политики. Целью национальной экономической политики является обеспечение  одинакового участия структурно слабых регионов в экономическом  развитии страны. Ответственность за проведение региональной политики всецело возлагается на федеральные земли. Однако для исполнения своих обязанностей с максимальной эффективностью землями и районами, определенную роль должен играть федеральный уровень [].

Германию  иногда называют локомотивом мирового хозяйства. Действительно, по важнейшим  показателям социально-экономического развития она относится к разряду  самых высокоразвитых стран. В результате объединения двух германских государств – ФРГ и ГДР – в 1990 г. территориальный, демографический, социально-экономический  потенциал этой страны еще более  вырос. Наряду с этим объединение  Германии вызвало к жизни и  много сложных проблем, которые  объясняются прежде всего большим  отставанием новых, восточных земель от старых почти по всем показателям. Естественно, что подобная диспропорция сильно затруднила сращивание старых и новых земель, объединение их в единый хозяйственный механизм. Для того чтобы как можно быстрее включить бывшую ГДР в экономическое пространство единой Германии, на Восточную Германию были перенесены почти вся институциональная структура, правовые основы и законодательные нормы эффективно функционирующей политической и экономической системы ФРГ, включая введение немецкой марки, развитие общей финансово-банковской системы и пр. Вследствие этого к 2006 году Восточная Германия по некоторым социально-экономическим показателям перегнала Западную [].

С 1969 в  Германии году действует особый национальный инструмент в виде конституционного механизма согласования между землями и федеральным уровнем области регионального развития - Совместная Задача, с целью совершенствования региональных экономических структур (Gemeinschaftsaufgabe (GA) "Verbesserung der regionalen Wirtschaftsstruktur").

Совместная  Задача (или более точно - система  Совместного Решения Задач, созданная  для совершенствования региональных экономических структур GA (Gemeinschaftsaufgabe), которая является результатом согласования между федеральным правительством и землями) нацелена на обеспечение институциональной базы для общей и скоординированной политики развития регионов в Германии. Данная цель может быть достигнута путем согласования подходов к региональному развитию между федеральным уровнем и землями [].

Федеральное Правительство играет важную роль в  региональной политике:

- предлагает  дополнительную помощь регионам, которые не могут разрешить  возникшие проблемы своими силами;

- обеспечивает  единую схему для проведения  реструктуризации и развития  всех земель;

- создает  системы оказания помощи, которые  исключают конкуренцию между  землями.

Также одной  из важнейших функций Федерального Правительства в области региональной политики выделяют в установлении партнерских отношений с землями в рамках GA (Совместной оперативной группы). Комитет по планированию определяет состав GA, разрабатывает проект ежегодного Генерального плана, а также приоритеты регионального развития. Проект Генерального плана содержит в себе меры и условия оказания необходимой помощи районам, карта районов, которые нуждаются в ней. Финансирование данной региональной политики осуществляется в равных долях с двух сторон: с одной стороны, Федеральным Правительством и землей — с другой стороны. Администрации земли несет ответственность за осуществление региональной политики [].

Помощь, которая предоставляется GA, направлена только на определенные территории, выделенные для поддержки. Карта подобных территорий согласовывается Плановым комитетом GA и утверждается Европейской комиссией.

Программа предоставляет землям полную, ограниченную лишь общенациональными правилами, ответственность в области осуществления региональной политики развития. Правовые принципы GA могут периодически изменяться, правда, не так регулярно и основательно, как положения Структурного фонда ЕС [].

За последние  десять лет  Германии было сделано много шагов в области обеспечения подходов к структурной политике «снизу», от земель. Такие достижения произошли благодаря разработке концепций интегрированного регионального развития, которая предполагает участие всех соответствующих органов власти региона. Концепции регионального развития являются гибкими инструментами, способствующими региональному развитию и более эффективному установлению приоритетов целей

2.3 Региональная политика Великобритании

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии – островное государство  на северо-западе Европы. Является конституционной  монархией. Площадь королевства составляет 243 809 км2.

С точки зрения административно-территориального деления Великобритания обладает одной  из самых сложных. Каждая страна Соединённого Королевства имеет свою собственную  систему административного и  географического деления, которое  часто исходит ещё со времён до появления государства Великобритани []я.

Организация местного правительства  Англии очень сложна, с распределением функций, зависящих от местных распоряжений. Законодательная база относительно английского правительства устанавливается парламентом и правительством Великобритании, поскольку у Англии нет своего собственного парламента. Высший уровень деления Англии составляют девять правительственных регионов или правительственных регионов Европейского Союза. Ниже регионального уровня идет совет графства, и затем районные советы, или унитарные советы [].

Местное правительство Шотландии  разделено на основе 32 области. Города Глазго, Эдинбург, Абердин и Данди являются отдельными областями, точно также как и Страна Гор, которая включает в себя территорию трети Шотландии, но имеет население всего чуть больше 200 000 человек [].

Правительство Уэльса состоит из 22 унитарных образований, включая Кардифф, Суонси и Ньюпорт, каждый из которых является отдельным образованием.

Информация о работе Своеобразие региональной политики в странах Западной Европы