Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключаются в исследовании социальной политики России в условиях мирового финансового кризиса.
Названная цель достигается решением следующих задач:
- рассмотреть сущность социальной политики, ее принципы и функции;
- изучить механизм реализации социальной политики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 7
§1. Сущность социальной политики, ее принципы и функции 7
§2. Механизм реализации социальной политики 13
§3. Социальная защита населения: сущность, принципы и функции 19
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 30
§1. Содержание, структура и стратегия социальной политики для современной России 30
§2. Императивы современной социальной политики 37
§3. Приоритеты социальной политики РФ в условиях кризиса. Проект создания Центра защиты материнства и детства 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67

Файлы: 1 файл

Социальная политика государства.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

В Ульяновской области  прошла Семейная Ассамблея «Мир семьи», создан областной Семейный Совет, в  который вошли лучшие представители  семей Ульяновской области. Цель его создания – подготовка предложений и широкое обсуждение вопросов формирования институтов гражданского общества, нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения, пропаганда опыта успешных семей, участие в реализации социальных программ.

На сегодняшний день в России отсутствуют государственные структуры, перед которыми стоит задача решения комплексных задач социально-психологической, медико-социальной и правовой помощи беременной женщине. В данных условиях общественные организации, чья деятельность направлена на защиту материнства и детства, все чаще выступают остро востребованными социальными институтами, которые оказывают реальную комплексную помощь матери и ребенку и плодотворно работают в направлении улучшения демографической ситуации, возрождения и укрепления семейных ценностей. Такие организации имеют возможность отрабатывать наиболее эффективные модели комплексной социально-психологической, медико-социальной, правовой и иной помощи матери и ребенку, распространяя полученный опыт работы среди заинтересованных организаций и государственных структур, уделяя приоритетное внимание тем регионам, которые охвачены депопуляцией (убылью населения).

Учитывая содержание существующих демографических прогнозов, а также текущие тенденции в области брачно-репродуктивного поведения и высокую инерционность развития демографических процессов, следует отметить, что актуальность рассматриваемой деятельности по защите материнства и профилактике социально обусловленных абортов, сохранится в демографически неблагополучных регионах России как минимум до 2015—2020 гг. 

Нами предлагается проект создания в г. Казани Центра защиты материнства и детства.

Целевая аудитория. Беременные женщины, проживающие в Казани, находящиеся в трудной жизненной ситуации и стоящие перед выбором относительно прерывания или сохранения беременности.

Цель. Создание Центра защиты материнства и детства (далее Центра) — как становление одного из важнейших инструментов антидепопуляционной демографической политики, направленного на оздоровление демографической ситуации через предотвращение социально обусловленных абортов посредством использования потенциала общественных организаций.

Задачи:

  1. Продолжить разработку методик, способствующих повышению рождаемости, усовершенствовать консультационно-психологическую и социальную практику работы с беременными женщинами и их ближайшим окружением.
  2. Способствовать дальнейшему расширению данной деятельности в Татарстане; содействовать созданию общероссийской сети общественных организаций, действующих в направлении профилактики социально обусловленных абортов и охраны репродуктивного здоровья российских женщин.
  3. Обеспечить оказание социально-психологической и иной необходимой помощи в трудной жизненной ситуации, связанной с неожиданной беременностью, в качестве фактора профилактики социально опасных форм поведения в среде молодых женщин, включая суициды, виктимность (предрасположенность к положению жертвы насилия), правонарушения и тяжелые психологические состояния.
  4. Способствовать устранению или максимальному снижению рисков, связанных с репродуктивным здоровьем в среде женщин детородного возраста. Содействовать оказанию квалифицированной медицинской помощи, сохранению репродуктивного здоровья и детородного потенциала женщин посредством своевременной профилактики прерывания беременности и формирования ориентации на сохранение ребенка, его рождение и воспитание.
  5. Сформировать позитивные жизнеутверждающие психологические установки, нацеленные на преодоление кризисной ситуации; способствовать восприятию беременности и последующего рождения ребенка как фактора, укрепляющего семью, гармонизирующего отношения с супругом (потенциальным супругом) и первичной социальной микросредой.

Стратегия и  методы реализации. Стратегия проекта заключается в создании фундаментальных предпосылок в виде успешного практического опыта для инструментально-технологического и методологического обеспечения демографической политики в сфере профилактики абортов и улучшения репродуктивного здоровья женщин детородного возраста. Стратегической частью проекта также предполагается создание общетатарстанской сети общественных организаций соответствующей направленности с одновременной интеграцией деятельности по профилактике социально обусловленных абортов в государственные структуры.

Во время реализации проекта планируется установление контактов и активное сотрудничество с муниципальными региональными инициативными группами и организациями.

Начало деятельности Центра предполагает предварительное  создание необходимых для работы условий и комплексное обеспечение всех направлений его деятельности: подбор кадров для работы в Центре; организация службы телефона доверия по вопросам кризисной и незапланированной беременности; заключение необходимых договорных отношений; подготовка необходимой материально-технической базы для работы Центра и для обеспечения подопечных Центра.

Освещение деятельности Центра и ее дальнейшее развитие, как в Казани, так и по РТ предполагает активное взаимодействие с органами государственной власти различных уровней, публикацию методических пособий, статей и других материалов по вопросам защиты материнства, участие в передачах по данной тематике на радио и телевидении, популяризацию идеи необходимости улучшения демографической ситуации через интернет-источники, рекламу в СМИ.

Кроме всего прочего, необходимость дальнейшего развития данной деятельности требует привлечения  финансирования из других источников, что делает одним из сопутствующих направлений деятельности Фонда поиск соответствующих коммерческих и государственных структур.

Настаивая на необходимости позитивных изменений в российском обществе с целью улучшения демографической ситуации, исполнители проекта по итогам его реализации подготовят комплекс предложений по проведению антикризисной демографической политики в области защиты материнства и охраны репродуктивного здоровья женщин.

На всех этапах реализации проекта планируется комплекс мер, направленных на интеграцию деятельности по профилактике социально обусловленных абортов в учреждения здравоохранения: предоставление врачам материалов по защите материнства, рассылка предложений руководству женских консультаций и родильных домов, проведение переговоров о сотрудничестве.

Способы проведения описанной  деятельности:

- телефонное психологическое консультирование;

- очное психологическое консультирование;

- распространение информации о работе службы телефона доверия в СМИ, сети Интернет, районных управах и т.д.;

- ведение учета обращаемости и эффективности работы с беременными женщинами;

- социальное сопровождение подопечных Центра защиты материнства и детства;

- работа с окружением беременных женщин, оказавшихся в кризисной ситуации;

- проведение обучающего консультирования по вопросам ухода за ребенком;

- проведение благотворительных акций в пользу малообеспеченных беременных женщин;

- оказание материально-финансовой помощи подопечным Центра (с предварительной инспекцией условий проживания и материального положения);

- организация групп взаимопомощи и взаимоподдержки среди женщин, оказавшихся в кризисной ситуации;

- проведение встреч, тренингов, мастер-классов, семинаров и прочих необходимых мероприятий с представителями региональных инициативных групп и общественных организаций, проводящих данную деятельность, либо желающих ее начать: обмен положительным опытом, выработка совместной рабочей стратегии; стажировка представителей регионов в предполагаемом казанском Центре, поездки с целью обмена опытом;

- проведение переговоров и специальных мероприятий с врачами женских консультаций и родильных домов;

- фандрайзинг (проведение работы по привлечению средств);

- популяризация идеи необходимости улучшения демографической ситуации и проведения деятельности по защите материнства в различных информационных источниках.

Ожидаемые результаты:

  1. Начнет действовать Центр защиты материнства и детства, оказывающий социально-психологическую, материальную, правовую и иную необходимую помощь беременным женщинам, находящимся в кризисной ситуации.
  2. Удастся предотвратить от 10% до 30% абортов, у женщин целевой группы, охваченных проектом.
  3. Будет оказана необходимая социально-психологическая, материальная и иная необходимая помощь части обратившихся в Центр беременных женщин.
  4. Будут разработаны новые эффективные методики предотвращения социально обусловленных абортов и оказания помощи беременным женщинам.
  5. Произойдет укрепление действующих и появление новых общественных организаций, работающих в указанном направлении, в первую очередь в регионах с негативной демографической динамикой.
  6. Состоится привлечение к работе по защите материнства коммерческих структур и частных лиц.
  7. Будет выработан комплекс предложений по проведению антикризисной демографической политики в области защиты материнства и охраны репродуктивного здоровья женщин.
  8. Будет отработан механизм оказания перечисленных выше видов помощи беременным женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации.
  9. Произойдет привлечение к участию в работе с указанной категорией женщин государственных организаций и интеграция данной деятельности в структуры здравоохранения казанского московского и других регионов(при условии согласия и реальной поддержки руководства данных структур).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты дипломного исследования позволили сделать  ряд выводов и предложений:

Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Используя силу закона и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления социальной политикой стремятся создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности. Практика показывает, что учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения — это сложный, противоречивый процесс. И чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а следовательно, и успешнее решаются.

Социальная политика и социальная работа взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во многом напоминая соотношения философских категорий сущности и явления. Социальная работа представляет собой форму социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Социальная работа по своему содержанию богаче, динамичнее, подвижнее социальной политики, в то же время социальная политика сохраняет большую устойчивость, являясь определяющей стороной в отношении социальной работы.

Переход российского  общества к рыночным отношениям, обостривший  социальные проблемы широких слоев населения, потребовал создания и развития нового социального института — социальной защиты населения (СЗН), сделав его центром общественного мнения. Опыт стран, перешедших к рыночным отношениям, свидетельствует о том, что рынок может нормально функционировать только параллельно с созданием надежной СЗН, которая является необходимой и своеобразной платой общества, бизнеса, работодателей за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность вести нормальную хозяйственную деятельность Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых от ношении, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) — оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности.

Несмотря на то, что глобальная рецессия уже успела привести к снижению уровня материального благосостояния населения большинства стран мира, Россия остается в числе тех немногих государств, которые продолжают исправно выполнять свои социальные обязательства. Тем не менее, как полагают многие эксперты, уже в среднесрочной перспективе наше государство также может столкнуться с серьезными трудностями в реализации своей социальной политики. Это произойдет в том случае, если в течение ближайших одного-двух лет мировая рецессия не сменится экономическим подъемом, сопровождаемым улучшением конъюнктуры на мировых рынках товаров, которые экспортирует Россия.

Впрочем, проблемы могут  возникнуть еще раньше. Дело в том, что при ожидаемом дефиците бюджета  в 8-9% ВВП государству уже в этом году будет трудно наращивать свои расходы на социальную сферу, которая в случае дальнейшего ухудшения основных макроэкономических параметров потребует дополнительных финансовых вливаний. При этом большинство экономистов полагает, что без существенного увеличения социальных госрасходов (и восстановления за счет этого платежеспособного спроса) экономику РФ будет трудно вывести из нынешнего состояния стагнации.

В дипломной работе нами предлагается проект создания в г. Казани Центра защиты материнства и детства. Цель - создание Центра защиты материнства и детства — как становление одного из важнейших инструментов антидепопуляционной демографической политики, направленного на оздоровление демографической ситуации через предотвращение социально обусловленных абортов посредством использования потенциала общественных организаций.

Задачи Центра защиты материнства и детства:

- Продолжить разработку методик, способствующих повышению рождаемости, усовершенствовать консультационно-психологическую и социальную практику работы с беременными женщинами и их ближайшим окружением.

- Способствовать дальнейшему расширению данной деятельности в Татарстане; содействовать созданию общероссийской сети общественных организаций, действующих в направлении профилактики социально обусловленных абортов и охраны репродуктивного здоровья российских женщин.

- Обеспечить оказание социально-психологической и иной необходимой помощи в трудной жизненной ситуации, связанной с неожиданной беременностью, в качестве фактора профилактики социально опасных форм поведения в среде молодых женщин, включая суициды, виктимность (предрасположенность к положению жертвы насилия), правонарушения и тяжелые психологические состояния.

- Способствовать устранению или максимальному снижению рисков, связанных с репродуктивным здоровьем в среде женщин детородного возраста. Содействовать оказанию квалифицированной медицинской помощи, сохранению репродуктивного здоровья и детородного потенциала женщин посредством своевременной профилактики прерывания беременности и формирования ориентации на сохранение ребенка, его рождение и воспитание.

Информация о работе Социальная политика государства