Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключаются в исследовании социальной политики России в условиях мирового финансового кризиса.
Названная цель достигается решением следующих задач:
- рассмотреть сущность социальной политики, ее принципы и функции;
- изучить механизм реализации социальной политики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 7
§1. Сущность социальной политики, ее принципы и функции 7
§2. Механизм реализации социальной политики 13
§3. Социальная защита населения: сущность, принципы и функции 19
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 30
§1. Содержание, структура и стратегия социальной политики для современной России 30
§2. Императивы современной социальной политики 37
§3. Приоритеты социальной политики РФ в условиях кризиса. Проект создания Центра защиты материнства и детства 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67

Файлы: 1 файл

Социальная политика государства.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Особое внимание будет  уделено сохранению и созданию рабочих  мест инвалидов, которые находятся  в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.

В целях создания условий  для трудовой занятости лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности будет стимулироваться создание в субъектах Российской Федерации  центров  социальной  реабилитации для указанной  категории граждан.

Для обеспечения приоритетного  права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

Правительство Российской Федерации совместно с банками с государственным участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей, из которых 17,5 млрд.рублей будет направлено на рефинансирование ипотечных кредитов самим АИЖК и еще 30 млрд.рублей будет внесено в уставный капитал Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов - дочерней компании АИЖК). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

Также для решения  проблем избыточной долговой нагрузки на граждан будет ускорено принятие закона о реструктуризации задолженности  физических лиц, позволяющего заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным платить по взятым кредитам, реструктурировать свой долг.

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной  ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной  основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.  

Будет организована работа по реализации студентами, успешно  проходящими обучение на платной  основе в образовательных учреждениях  высшего профессионального образования  и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.

Отдельной важной задачей  будет обеспечение занятости выпускников школ, вузов и ссузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению  бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по  увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время - 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах.

Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов.

В этих целях будет  проводиться мониторинг востребованности экономики в соответствующих  специалистах, а также проведение профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений.

Важными мерами будут  принятие закона, позволяющего образовательным  и научным организациям создавать  малые предприятия, что будет способствовать   трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

Предполагается создание более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь для выпускников вузов Будет оказана поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в т.ч. на которые уже предоставляются субсидии из федерального бюджета,  увеличить общий объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемного родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

При этом в первоочередном порядке указанные субсидии будут  предоставляться наиболее нуждающимся субъектам Российской Федерации.

В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов будет уделено особое внимание повышению качества и оперативности  предоставления государством соответствующих  социальных услуг. В частности, будет значительно расширено оказание электронных услуг населению, что позволит снизить временные и финансовые затраты граждан.

В целях сдерживания роста цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие, Правительство усилит антимонопольный контроль за сферой торговли. Будет выявляться и пресекаться злоупотребление организациями торговли доминирующим положением, также будут пресекаться бизнес-практики, приводящие к дискриминации отечественных сельхозтоваропроизводителей и иных поставщиков, к неоправданному росту цен на продовольствие. Одновременно, совместно с региональными и муниципальными властями, будут предприниматься меры по развитию конкуренции в сфере торговли, в том числе за счет повсеместного распространения ярмарок выходного дня, создания благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков развития малого бизнеса в сфере торговли (25).

Послание Президента России  В. В. Путина от 10 мая 2006 года всколыхнуло общественное мнение, обозначив проблему низкой рождаемости одной из самых острых. Негативные демографические процессы в России все чаще заставляют представителей власти и активистов общественных организаций во всех регионах уделять пристальное внимание вопросам дальнейшего демографического развития.

Исходя из всего сказанного выше, становится очевидной острая необходимость проведения деятельности по профилактике абортов и сохранению репродуктивного здоровья женщин, оказавшихся в ситуации неожиданной беременности. Отдельными направлениями такой деятельности выступают социальная, психологическая и правовая работа с указанной категорией женщин, предполагающая оказание материальной помощи, моральную и психологическую поддержку, а также юридическое и социальное сопровождение.

Программы демографического развития в настоящее время приняты в 11 субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа: Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Чувашской Республике, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Кировской, Оренбургской и Нижегородской областях

Эффективная поддержка  реализации семейной политики в Российской Федерации во многом зависит от участия  в этом процессе институтов гражданского общества.

В большинстве субъектов  Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, успешно реализуются комплексные и целевые программы по поддержке семьи, материнства и детства. Общественными организациями ежегодно на получение грантовой поддержки из средств федерального бюджета выдвигаются не менее 50 проектов данной проблематики, в субъектах Российской Федерации реализуются собственные грантовые конкурсы. Например, в Республике Мордовия участниками конкурсов, объявленных в 2007 году Общественной палатой Российской Федерации, стали более 30 общественных организаций. Из 18 проектов, выигравших грант, 5 проектов направлены на поддержку семьи, материнства и детства.

Развиваются партнерские  отношения с органами исполнительной власти, с профсоюзными и другими  общественными организациями. В большинстве регионов ведут активную работу отделения Детского Фонда, региональные отделения Всероссийской общественной организации «Союз женщин России». Данные организации принимают участие в подготовке и проведении Дня защитника Отечества, Международного женского дня, Дня семьи, Дня защиты детей, Дня пожилых людей, Дня матери и т.д. Совместно  
с представителями правоохранительных органов они участвуют в выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в возвращении безнадзорных и беспризорных к семейной жизни.

В последнее время  активно создаются попечительские советы и благотворительные фонды  различной направленности. Ярко и  масштабно проходят благотворительные  балы в Республике Мордовия, Республике Татарстан, а также различные благотворительные акции во всех субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа.

Необходимо отметить, что происходит переход от традиционной модели восприятия благотворительных  организаций, как источника финансирования проектов, к модели равноправного социального партнерства. Так, в Самарской области Фонд «Автоваз – новому поколению» ведет работу по развитию самодеятельного технического творчества, патриотическому и эстетическому воспитанию детей, консультативной поддержке многодетных и приемных семей.

В большинстве субъектов  Российской Федерации, находящихся  в пределах Приволжского федерального округа, проводятся региональные этапы  Всероссийских творческих конкурсов  по работе с семьей. Например, ежегодно в Кировской области проводится конкурс «Молодая семья», участниками финального этапа которого в 2007 году стали 30 семей. Начиная с 1998 года, планируется проведение фестиваля-конкурса «Её величество – Семья», получившего с 2002 года статус межрегионального и объединяющего участников из различных регионов Приволжья.

В рамках каникулярного  отдыха в ряде регионов организовано совместное пребывание детей и родителей  в загородных оздоровительно-образовательных  учреждениях. Значительное развитие в  Нижегородской области в последние годы получили разнообразные формы летнего оздоровительного отдыха детей-инвалидов и их родителей, реализуемые совместно с некоммерческими общественными организациями.

В Чувашской Республике помимо организации традиционных семейных выездов и культпоходов в выходные дни на базе онкогематологического отделения организована первая семейная комната - для организации совместного пребывания в больнице детей, находящихся на длительном стационарном лечении, вместе с членами их семей.

Разнообразная палитра эффективных форм и методов общественно-государственной поддержки семьи, материнства и детства представлена и в других регионах Приволжского федерального округа.

В Республике Башкортостан одной из форм содействия семейному  благополучию стали культурно-спортивные фестивали детей и подростков с ограниченными возможностями. Фестиваль организуется за счет средств бюджета Республики Башкортостан, предусмотренных на реализацию мероприятий республиканской целевой программы «Дети-инвалиды».

В Удмуртской Республике при органах власти действуют общественные советы и рабочие группы с участием членов негосударственных некоммерческих организаций, представителей конфессий, деятелей науки, культуры, юристов и журналистов, на заседаниях которых обсуждаются вопросы семьи, материнства и детства. В 2007 году здесь был организован I Фестиваль православной молодежи Приволжского федерального округа «Реки воды живой», в рамках которого состоялась научно-практическая конференция «Спасение семьи – спасение общества». Ее участниками стали представители органов государственной власти, местного самоуправления, Ижевской и Удмуртской Епархии Русской Православной Церкви, учёные и практики.

Семейная корпорация «Фортуна» Пермского края стала  инициатором создания Общественного  Совета по проведению в Пермском крае Года семьи и организатором II Межрегиональной практической конференции «Счастливое пространство семьи», в рамках которой состоялась презентация Межрегионального Института Семьеведения и первые мастер-классы преподавателей института.

В 2008 году в Кировской  области начнет работу широкомасштабный проект «Ответственное родительство». Проект имеет целью повышение  роли не только матери, но и отца в  семье и обществе, организацию  работы по изучению опыта лучших семей  области, в которых значима роль родителей и изучается эффект их влияния на детей.

При объективной разнице  в экономическом положении регионов, одним из основных направлений становится информационно-просветительская деятельность по пропаганде семейных ценностей, а  также формированию положительного отношения в молодежной среде к ведению здорового образа жизни, гражданской ответственности за будущее страны.

Выявлению и использованию  в практике позитивного опыта  семейных отношений, а также работе по формированию ценностных ориентиров, направленных на развитие института семьи, способствует создание в Пензенской области Ассоциации успешных молодых семей. С целью профилактики семейного неблагополучия в области реализуется межведомственный проект «Школа молодых родителей», в задачи которого входит деятельность по профилактике добрачных половых связей, абортов и бесплодия.

В Саратовской области  проведена реорганизация отделений  помощи семье и детям Центров  социального обслуживания населения  в центры «Семья». Это позволило  обеспечить территориальную доступность социальных услуг для семей с несовершеннолетними детьми и детей, попавших в социально опасное положение, расширить спектр предоставляемых социальных услуг, использовать новые формы работы с семьей и социальные технологии, такие, как «интенсивная семейная терапия на дому», мобильные выездные бригады, работу службы уличных социальных работников.

Информация о работе Социальная политика государства