Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключаются в исследовании социальной политики России в условиях мирового финансового кризиса.
Названная цель достигается решением следующих задач:
- рассмотреть сущность социальной политики, ее принципы и функции;
- изучить механизм реализации социальной политики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 7
§1. Сущность социальной политики, ее принципы и функции 7
§2. Механизм реализации социальной политики 13
§3. Социальная защита населения: сущность, принципы и функции 19
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 30
§1. Содержание, структура и стратегия социальной политики для современной России 30
§2. Императивы современной социальной политики 37
§3. Приоритеты социальной политики РФ в условиях кризиса. Проект создания Центра защиты материнства и детства 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67

Файлы: 1 файл

Социальная политика государства.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Многофакторность социальной напряженности в обществе еще раз подчеркивает важность социальной ориентированности всей государственной структуры управления, а не только ведомства социальной защиты населения, поскольку от этого в конечном счете зависит превращение потребностей и интересов людей в реальный факт социальной политики государства.

Социальная ориентированность  кадров предполагает:

- широкий социально-политический кругозор и социальную направленность мышления как сущностной характеристики их политической культуры;

- навыки социально-политического анализа ситуации и умение на его основе обоснованно выбирать наиболее эффективные средства реализации социальной политики, формы и методы социальной работы с различными категориями населения;

- умение прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятельности;

- коммуникабельность и навыки работы с людьми, способность приводить в действие и активизировать внутренние резервы физического, интеллектуального, психологического и нравственного потенциала человека. Социальная ориентированность — профессиональное качество социального работника — вырабатывается в процессе практической деятельности, путем уточнения и развития теоретических положений на практике в конкретных жизненных обстоятельствах (37, с.75-88).

Таким образом, социальная политика и социальная работа взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во многом напоминая соотношения философских категорий сущности и явления. Социальная работа представляет собой форму социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Социальная работа по своему содержанию богаче, динамичнее, подвижнее социальной политики, в то же время социальная политика сохраняет большую устойчивость, являясь определяющей стороной в отношении социальной работы.

§3. Социальная защита населения: сущность, принципы и функции

 

Переход российского общества к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы широких слоев населения, потребовал создания и развития нового социального института — социальной защиты населения (СЗН), сделав его центром общественного мнения. Опыт стран, перешедших к рыночным отношениям, свидетельствует о том, что рынок может нормально функционировать только параллельно с созданием надежной СЗН, которая является необходимой и своеобразной платой общества, бизнеса, работодателей за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность вести нормальную хозяйственную деятельность Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых от ношении, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) — оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности.

Под системой социальной защиты в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего социально уязвимых.

В России право граждан  на социальную защиту гарантировано  Конституцией и регламентировано законодательством. Социальная защита осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых негосударственных фондов.

Впервые необходимость  создания систем СЗН была подчеркнута в постановлении Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье» (1991), Указе Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1992), документах Минсоцзащиты России: «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации» (1993), «Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1993), в принятой в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1999—2000 гг.

Предполагалось в сравнительно короткие сроки создать систему  СЗН, которая объединит и скоординирует  разноплановые меры помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, соединит различные финансовые потоки и станет ощутимой частью инфраструктуры, способствующей нормальному функционированию рыночной экономики, а значит, и ее возможности создавать нормальные условия жизнедеятельности человека. Планировалось создать принципиально новую систему СЗН, отличную от существовавшей в советское время. Старая система носила уравнительный характер, действия ее субъектов сводились к распределению и перераспределению имеющихся материальных и денежных ресурсов. Она мало Ориентировалась на активизацию потенциала творческих сил человека по преодолению бедности и выходу из трудной жизненной ситуации. Поэтому коренная переориентация экономических реформ на проблемы социально-трудовой сферы, область социальной защиты была объективно необходимой.

В настоящее время  система СЗН складывается как социальный институт, характеризующийся совокупностью социальных норм, принципов, учреждений и организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей.

Мы рассматриваем институт социальной защиты как комплексную систему, формирующуюся в обществе для решения многочисленных, взаимосвязанных социальных проблем, обусловленных необходимостью помощи социально уязвимым социальным слоям и группам населения. Формирование и развитие такого института происходит на основе создающейся законодательной и нормативно-правовой базы, творческого использования исторического опыта, под влиянием политической, социально-экономической, духовно-нравственной обстановки в обществе, существующих представлений о характере и формах социальной помощи людям. На его развитие как механизма регулирования всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений в обществе влияют многочисленные факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические, факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности, и др. Рассмотрим их подробнее.

Политические факторы. Опыт стран, осуществляющих социальную защиту населения в условиях рыночных отношений, свидетельствует о большой значимости политических факторов. Они связаны с укреплением власти, проводимой ею социальной политикой, ее способностью влиять на положение дел в социальной сфере и осуществлять здесь реформы в интересах человека, обеспечивать спокойствие и социальную стабильность в обществе.

Политические мотивы реформирования системы СЗН остро  проявились в российском обществе в начале 90-х гг. и были связаны с начавшимися реформами, которые обернулись системным кризисом, что привело к ухудшению качества жизни людей. Возникла опасность политической дестабилизации и социального напряжения. В это время принимаются политические решения и начинает разрабатываться система национальных мер по социальной защите населения, в первую очередь его социально уязвимых слоев. Принимается концепция социального обслуживания населения как ведущего направления социальной защиты, которое вскоре становится обязательным элементом государственного устройства страны. Расширяется сеть учреждений социального обслуживания различной специализации. Появляются первые законы Российской Федерации, регулирующие социальные отношения в этой сфере: «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и др. Принимаются комплексные программы «Дети России», «Старшее поколение» и др. Наряду с краткосрочными мерами по оказанию помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, определяются меры долгосрочного характера: реформирование пенсионного обеспечения, социального страхования, совершенствование системы подготовки кадров, технологизации социальной работы и др. Политический фактор проявился в активизации деятельности общественных объединений и политических партий. В начале 90-х гг. возникли новые гражданские и общественные инициативы, направленные на улучшение жизни общества, появились новые общественные объединения, которые стали расти численно, крепнуть организационно и превращаться в активный субъект социальной работы. Вопросы развития и улучшения социальной защиты, поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стали все чаще привлекать внимание общественных объединений, включаться в их программы и другие документы, вноситься в качестве инициативы на обсуждение законодательных органов власти и т.д.

Необходимость политической стабилизации в обществе в решающей степени определила превращение системы социальной защиты населения в элемент национальной безопасности страны, предмет особой заботы законодательных и исполнительных органов власти. Ими принимаются конкретные меры по противодействию многим потенциальным и реальным угрозам, которым подвергаются жизненно важные интересы России: по преодолению бедности, замедлению снижения уровня жизни населения, социальной дифференциации общества, ликвидации различного рода чрезвычайных ситуаций. Среди этих мер — мониторинг и прогнозирование социальных процессов, упреждающая корректировка решений органов государственной власти, способных ухудшить социальную ситуацию, развитие социальных выплат и социального обслуживания. Сюда же следует отнести действия, направленные на укрепление основ федерализма, повышение управляемости системы исполнительной власти, развитие социального законодательства, разработку и реализацию федеральных и региональных программ, заключение договоров о разграничении полномочий по вопросам социальной защиты с субъектами Российской Федерации и др.

Экономические факторы  определяют характер и специфику  функционирования института социальной защиты: экономические последствия, связанные с применением определенных методов регулирования социальной защиты; величина общего уровня потребления важнейших видов товаров; моделирование доходов посредством взимания взносов, рассматриваемых в качестве формы налогообложения и предоставления пособий в денежной или натуральной форме.

Социальная защита влияет на уровень накоплений и инвестиций, спрос и предложение труда, характер управления предприятиями и на стратегию руководства. Очевидно ее влияние на экономическую конъюнктуру и на явления, связанные с ростом производительности труда. Поэтому важным является внедрение экономических, рыночных механизмов в распределительные каналы и ее ресурсное обеспечение.

Не случайно в докладе  Международного бюро труда Комиссии по социальному развитию Экономического и Социального Совета ООН «Социальная защита в контексте национального развития» отмечается, что различные стороны социальной защиты содействуют росту производительности труда работников. Так, трудоспособность рабочих непосредственно зависит от состояния их здоровья. Доступ к медицинской помощи профилактического или лечебного характера способствует значительному повышению эффективности трудовых затрат, увеличивая умственные и физические возможности работников, уменьшая потери рабочего времени и снижая количество несчастных случаев на производстве; выплата пенсии и пособий по безработице в определенной степени снимает у работников чувство страха экономической необеспеченности, а страхование по болезни, обеспечение от несчастных случаев на производстве, действия системы медицинской помощи непосредственно влияют на улучшение качества рабочей силы (50, с.45-47).

Рост накоплений и инвестирования в социальную защиту позволяет осуществлять достойное страхование по безработице и пенсионное страхование, материальное обеспечение нетрудоспособных граждан, укрепить материально-техническую базу учреждений социального обслуживания; сокращение текучести рабочей силы и закрепление ее на предприятиях мерами социальной защиты — это отражение влияния экономических факторов на состояние и развитие системы социальной защиты.

Влияние экономических  факторов проявляется и в том, что в социальной защите удается  полностью воплотить принцип  семейного подхода. Появляются новые возможности для противодействия угрозам, связанным с демографическим кризисом, состоянием генофонда и здоровья населения, ростом масштабов безработицы и вынужденной миграции, падением морально-нравственных устоев в обществе. Семья, являясь важнейшей ячейкой общества, становится естественным защитным механизмом для своих членов, обеспечивающим выработку мировоззрения базовых моделей поведения и жизненной стратегии, возможности адаптации к изменившимся условиям социума. Вот почему одной из задач социальной защиты является укрепление потенциала семьи, в том числе и экономического, оказание ей помощи в развитии семейного бизнеса, предпринимательства для более полной реализации потенциала в выполнении семьей своих функций.

Идеологические факторы  играют важную роль в становлении  института социальной защиты.

Идеологические факторы  отражают посредством системы общественных взглядов и идей экономическую жизнь общества, активно влияют на ее развитие посредством деятельности государства, общественных объединений, партий, групп и слоев общества, Реально их влияние и на результативность деятельности складывающегося института социальной защиты. Известно, что в советское время господствующая коммунистическая идеология считала государственное социальное обеспечение приоритетной мерой в области социальной защиты населения.

После многолетнего доминирования  государственной системы социального  обеспечения в начале 90-х гг. под  влиянием рыночных изменений в экономике  и других сферах общества актуальной стала проблема выработки и принятия новой идеологии социальной защиты. Реформы в нашей стране начались с ориентации на идеи создания либеральной рыночной экономики с соответствующей ей системой СЗН, основанной на отношениях собственности.

Опыт стран, осуществивших  рыночные преобразования, свидетельствует о том, что там, где утверждались либеральные рыночные отношения, выделение средств на социальную защиту базировалось на отношениях собственности. Приоритетным было развитие организационно-правовых форм защиты нуждающихся, имеющих частный характер, в рамках частного страхования или обществ взаимопомощи. Это составляло суть доктрины помощи в этих странах. Вместе с тем, наряду с развитием форм защиты частного характера стали функционировать формы защиты, основанные на определенном обобществлении средств и их перераспределении на нужды. Опыт показывает, что практически все капиталистические страны на ранних этапах своего развития исповедовали идеологию либеральных рыночных отношений и первостепенным считали развитие форм защиты частного характера; лишь значительно позднее начинают появляться формы защиты нуждающихся, основанные на определенном обобществлении средств и их перераспределении на нужды слабо социально защищенных лиц. Это привело к серьезным социальным последствиям: социально-экономические системы этих стран переставали быть системами либеральной рыночной экономики, да и сами страны стали называться странами с социально-ориентированной рыночной экономикой (29, с.39-43).

В странах с социально-ориентированной  рыночной экономикой иная идеология социальной защиты человека. Здесь проводят активную, осознанную социальную политику, отражающую новую политическую и социально-экономическую ситуацию и нацеливающую на развитие новых организационно-правовых форм защиты. В организационной структуре системы СЗН главное место отводится обязательному социальному страхованию. Минимальный уровень пенсионного обеспечения и необходимую медицинскую помощь гарантирует государство. Используются и частные формы социальной защиты, но их главное назначение — повышать уровень социальной защищенности людей, для которых основные формы социальной защиты малоэффективны. Интересы частной собственности оберегаются и в этом случае.

Информация о работе Социальная политика государства