Собственность и бюджет муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление — самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление — это такая признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации населения (местного сообщества), которая, исключая управление "сверху", позволяет гражданам в границах муниципального образования непосредственно либо через создаваемые ими органы самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, обеспечивать владение, пользование муниципальной собственностью и ее распределение исходя из своих интересов, т.е. потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………….5
1.2.Правовое регулирование функционирования муниципального образования в РФ………………………………………………………………….5
1.2. Понятие и содержание категории «муниципальное образование»……….7
1.3. Устав муниципального образования………………………………………14
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ …………….22
2.1.Органы местного самоуправления как основа функционирования муниципального образования…………………………………………………..22
2.2. Собственность и бюджет муниципального образования………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Муниципальному праву.docx

— 55.47 Кб (Скачать файл)

Пункт 5 ст.16 Закона посвящен принципу подотчетности выборных должностных  лиц местного самоуправления населению  и представительному органу. По сути дела, отчетность - один из способов, причем всеобъемлющий и по природе своей  наиболее действенный, контроля со стороны  населения и представительных органов  местного самоуправления за деятельностью  органов и должностных лиц  местного самоуправления.

Важно иметь в виду, что  Федеральный закон устанавливает  подотчетность должностных лиц, во-первых, населению непосредственно  и, во-вторых, представительному органу. К сожалению, в законах субъектов  Российской Федерации о местном  самоуправлении и уставах муниципальных  образований больше внимания уделяется  подотчетности представительному  органу. О том, как, в каких формах и с какими последствиями организуются отчеты перед населением, говорится в слишком общей форме. Подчас и об отчетности перед представительным органом указанные нормативные акты лишь упоминают, никак не развивая и не конкретизируя общее правило. Да и в тех уставах, где принцип подотчетности выборных должностных лиц населению разбирается более подробно, ему не придается то значение, которого он заслуживает по определению, обеспечивая связь населения с избранными им органами, возможность влиять на их деятельность, принимать меры, направленные на улучшение работы тех, кто призван изо дня в день заботиться об интересах и нуждах жителей городов и сел.

В лучшем случае в уставах  муниципальных образований говорится  об отчетах глав администрации перед  населением через местную газету и другие средства массовой информации. О непосредственных отчетах перед  избирателями на сходах, собраниях, конференциях в этих документах почти ничего не сказано.

В отдельных уставах, провозглашающих  принцип подотчетности выборных лиц непосредственно избирателям, осуществление его сводится к  публикации данных о состоянии здоровья населения, о состоянии природной  среды, использовании природных  ресурсов в хозяйственных целях, о состоянии законности и правопорядка и т.д. Само по себе такое информирование населения весьма полезно для  обеспечения гласности деятельности муниципальных органов, осведомленности  населения о делах в муниципальном  образовании. Однако к отчету, следствием которого всегда должна быть оценка сделанного, это отношения не имеет. 

 

 

 

2.2 СОБСТВЕННОСТЬ  И БЮДЖЕТ МУНЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Существование муниципальной  собственности и местных финансов, несомненно, предполагает наличие известной  самостоятельности режима регулирования  экономических отношений на местном  уровне. Отсутствие традиций эффективного использования муниципальной собственности  и местных финансов в предпринимательской  деятельности, их недостаточное правовое регулирование делает сложным функционирование муниципального хозяйства.

К важнейшим параметрам экономической  деятельности на уровне местного самоуправления относятся: основные принципы организации  местных финансов; источники формирования и направление использования  финансовых ресурсов местного самоуправления, основы финансового и бюджетного планирования в муниципальных образованиях; взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами; гарантии финансовых прав органов местного самоуправления и их ответственность  за выполнение финансовых обязательств.¹º

«В состав муниципальной  собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные  земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной  собственности, муниципальные предприятия  и организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.» - гласит п. 1 ст. 29.Закона.¹¹

Местные финансы включают: средства местных бюджетов, муниципальных  внебюджетных (включая валютные) фондов, а также в соответствии с законом  иные финансовые ресурсы, служащие удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Формирование и использование  местных финансов основывается на принципах  самостоятельности местных финансов, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования  финансовых ресурсов. Государство содействует  развитию местных финансов, гарантирует  их защиту через соответствующую  систему мер, в том числе и  через целевые федеральные и  региональные программы.

Органы местного самоуправления осуществляют объединение на добровольной основе средств юридических и  физических лиц для финансирования программ развития территорий муниципальных  образований.

Бюджеты муниципальных образований  составляются при использовании  основных финансовых и бюджетных  понятий, установленных законодательством.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов нижестоящих территориальных  уровней и бюджета соответствующего национально-государственного и административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа.

Минимальный бюджет - расчетный  объем доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, бюджета поселка, районного бюджета района в городе, городского бюджета города без районного  деления, покрывающих гарантируемые  соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности  расчетного объема закрепленных доходов  покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями  по решению органов государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов.

Минимальные социальные и  финансовые нормы и нормативы - соответственно в натуральном или денежном выражении  единые или групповые удельные показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными  и другими услугами.

Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают  в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования  доходов и расходов поступают  в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и  других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий  финансовый год.

Дотация - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в  случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета муниципального образования.

Субвенция - сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего муниципального образования.

Контингент дохода - сумма  взимаемого на территории соответствующего муниципального образования конкретного  вида налога либо иного платежа.

Средняя финансовая обеспеченность - сумма бюджетных средств, средств  внебюджетных фондов и иных средств, направляемых на содержание объектов социальной и производственной инфраструктуры, а также на финансирование социально-экономического развития муниципального образования  в расчете на одного жителя.

Основные характеристики бюджета: объем доходов бюджета; объем расходов бюджета, в том  числе бюджета текущих расходов и бюджета развития; превышение доходов  над расходами или дефицит  бюджета и его предельный процент  по отношению к расходам; дотации  и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня; размер нормативов (процентов) отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня; перечень доходов  и нормативы фиксированных долей  доходов (в процентах), закрепляемых за бюджетами нижестоящего территориального уровня; оборотная кассовая наличность.

При составлении проекта  бюджета, уточнении бюджета в  ходе его исполнения органы муниципального образования в пределах своей  компетенции вправе:

определять объем финансирования из своего бюджета мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующего муниципального образования в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;

определять направления  использования средств бюджета  на инвестиции, собственные целевые  программы, а также на совместные программы с органами государственной  власти или местного самоуправления иных административно-территориальных образований, на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, находящихся в ведении соответствующих органов власти, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов местного самоуправления и на другие цели;

увеличивать в пределах имеющихся  средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных  учреждений, учреждений здравоохранения  и социального обеспечения, науки  и культуры, физической культуры и  спорта, органов милиции и общественной безопасности, охраны окружающей среды  и на другие цели;

определять в пределах имеющихся средств дополнительные льготы и пособия, а также в  пределах имеющихся средств производить  иные затраты на оказание помощи отдельным  категориям населения, нуждающимся  в социальной защите;

образовывать в пределах объема доходов своего бюджета резервные  и целевые фонды;

объединять на договорной основе средства своего бюджета со средствами иных бюджетов, а также  предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан  для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного  и непроизводственного назначения.

Отчет об исполнении бюджета  и отчеты об использовании средств  внебюджетных и валютного фондов составляются органами местного самоуправления. Отчет об исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям  доходов и расходов в установленном  порядке с необходимым анализом исполнения доходов (в том числе  по обеспечению уровня закрепленных доходов и расходования средств).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в нашей стране в  процессе преобразований в стране создана  новая система управления, состоящая  из двух ветвей власти – государственной  и местного самоуправления.

И одно из ключевых понятий  местного самоуправления и основа его  функционирования – муниципальное  образование.

Особенностью настоящего этапа становления местного самоуправления и муниципальных образований, является то, что на уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном  уровне идет активное развитие муниципального права. Как показала практика, основные причины возникновения споров в  сфере применения норм этого муниципального права заключаются в недостаточном  правовом регулировании вопросов местного самоуправления субъектом Российской Федерации; непризнании в ряде случаев  права отдельных территорий на осуществление  местного самоуправления; отсутствии уставов муниципальных образований; не назначении в установленные сроки  выборов в органы местного самоуправления.

Еще раз подчеркнем, что  муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть  поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются  муниципальная собственность, местный  бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Мы уже выделяли следующие  элементы категории «муниципальное образование»:

-         поселение или поселения, объединенные общей территорией в пределах которых осуществляется местное самоуправление;

-         выборные органы местного самоуправления, действующие на территории данного поселения;

-         муниципальная собственность и бюджет.

На мой взгляд, необходимо еще добавить к этим признакам:

-         зарегистрированный устав местного самоуправления.

Таким образом, муниципальное  образование выступает формой организации  местного самоуправления.

В заключение отметим, что  сейчас в нашей стране идет процесс  формирования муниципальных образований: создана необходимая правовая база и условия для осуществления  прав на местное самоуправление. И  будем надеется, что «муниципальное образование» станет не просто еще  одной «бюрократической организацией, а действительно рабочей формой местного самоуправления.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 25 декабря 1993 года.
  2. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета, 1 сентября 1995 г.
  3. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., № 39, ст. 4464.
  4. Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370 "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г., №42, ст. 5011.
  5. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1999 г., №8, стр. 17; №9, стр. 18; №10, стр. 15; №11, стр. 20; №12, стр. 4, 2000 г., №1, стр. 17.
  6. Писарев А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. - М., 2010.
  7. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова Л.А. - М.: Фонд «Правовая культура», 2009.
  8. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд «Правовая культура», 2009.
  9. Тихомиров Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - М.: Фонд «Правовая культура», 2009.
  10. Замотаев А. Правовое обеспечение местного самоуправления // Российская юстиция, 2006, № 9.
  11. Замотаев А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства // Российская юстиция, 2006, №6.
  12. Ершов В. Конституция Российской Федерации и местное самоуправление // Хозяйство и право, 2007, №4.
  13. Елагин Р.И. Муниципальное право России: Курс лекций.-М.: Рос. гос. ин-т интеллектуальной собственности ( РГИИС), Книжный мир, 2009.
  14. Кутафин О.Е. Муниципальное право РФ // Учебник. – 2010.
  15. Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985г.//Российская юстиция. 2008. №12.
  16. 13. Правовая система «Консультант плюс

Информация о работе Собственность и бюджет муниципального образования