Собственность и бюджет муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление — самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление — это такая признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации населения (местного сообщества), которая, исключая управление "сверху", позволяет гражданам в границах муниципального образования непосредственно либо через создаваемые ими органы самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, обеспечивать владение, пользование муниципальной собственностью и ее распределение исходя из своих интересов, т.е. потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………….5
1.2.Правовое регулирование функционирования муниципального образования в РФ………………………………………………………………….5
1.2. Понятие и содержание категории «муниципальное образование»……….7
1.3. Устав муниципального образования………………………………………14
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ …………….22
2.1.Органы местного самоуправления как основа функционирования муниципального образования…………………………………………………..22
2.2. Собственность и бюджет муниципального образования………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Муниципальному праву.docx

— 55.47 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ……………….5

1.2.Правовое регулирование функционирования муниципального образования в РФ………………………………………………………………….5

1.2. Понятие и содержание категории «муниципальное образование»……….7

1.3. Устав муниципального образования………………………………………14

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ …………….22

2.1.Органы местного самоуправления как основа функционирования муниципального образования…………………………………………………..22

2.2. Собственность и бюджет муниципального образования………………...30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..38

 

ВВЕДЕНИЕ

Местное самоуправление — самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление — это такая признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации населения (местного сообщества), которая, исключая управление "сверху", позволяет гражданам в границах муниципального образования непосредственно либо через создаваемые ими органы самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, обеспечивать владение, пользование муниципальной собственностью и ее распределение исходя из своих интересов, т.е. потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

Одно из ключевых понятий  местного самоуправления – муниципальное  образование.

Муниципальное образование — городское, сельское поселение или другая территория, на которой согласно закону реализуется  местное самоуправление, функционируют  выборные и прочие учреждения местного самоуправления. 
          Согласно законодательству имеются такие виды муниципальных образований: 
         1) сельское поселение — один или несколько соединенных общей территорией сельских заселенных пунктов (поселков, сел, деревень, хуторов, аулов), в которых местное самоуправление реализуется населением непосредственно и (или) через выборные и другие учреждения местного самоуправления. 
         2) городское поселение — город или поселение, в котором местное самоуправление реализовывается населением непосредственно и (или) через выборные и другие учреждения местного самоуправления. 
3) муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, соединенных совместной территорией, в пределах которой местное самоуправление реализовывается в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и другие учреждения местного самоуправления, которые могут реализовывать отдельные государственные полномочия, вручаемые учреждениям местного самоуправления законами.

Категория «муниципальное образование  актуально для исследования, потому, что является ключевым в изучении местного самоуправления. Оно содержит в себе все элементы местного самоуправления, являясь основой его функционирования, поэтому категория «муниципальное образование» актуально для современного исследования.

Итак, цель нашего исследования – рассмотреть сущность и характеристику муниципального образования. Исходя из поставленной цели, мы славим перед собой следующие задачи:

  • проанализировать действующее законодательство РФ, регулирующее функционирование муниципального образования;
  • дать понятие категории «муниципальное образование» и раскрыть его содержание;
  • раскрыть сущность органов местного самоуправления как основу функционирования муниципального образования;
  • рассмотреть бюджет и собственность органов местного самоуправления как элемент муниципального образования;
  • в заключении подвести итоги по проделанной работе.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

Конституция РФ1ˡ (ст.12) закрепляет: в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Наряду с этой статьей, Конституция содержит ряд положений (глава 8 «Местное самоуправление») содержащих ключевые принципы местного самоуправления, а следовательно и  муниципального образования.

В систему законодательного обеспечения местного самоуправления², помимо Конституции, входит Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Будучи базовым, он в то же время предусматривает принятие не менее полутора десятка федеральных законов, касающихся данной сферы (о муниципальной службе, о финансовых основах местного самоуправления и проч.). В свою очередь другие федеральные законы как тематические также могут регулировать те или иные стороны деятельности местного самоуправления (в области образования, культуры, здравоохранения, жилого фонда, предпринимательства, защиты прав потребителей и т.д.), их взаимоотношений с государственными органами, хозяйствующими субъектами. Таковы, например, ст.4, 8, 16, 17, 18, 19 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", ст.6, 17, 21 Федерального закона "О товариществах собственников жилья".

На федеральном уровне регулирование вопросов местного самоуправления осуществляется и в других нормативных  актах - указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства  Российской Федерации. В их числе: Указ "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" от 26 октября 1993 г., Указ от 21 ноября 1994 г. "О некоторых  вопросах досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления", Указ от 24 августа 1995 г. "О Совете по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации".

Широкой компетенцией в сфере  местного самоуправления обладают субъекты Российской Федерации. Базовыми актами здесь являются их конституции и  уставы.

Кроме того, говоря о правовом регулировании деятельности муниципального образования (и местного самоуправления в целом) необходимо отметить, что  согласно Федеральному закону "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.8) правовым актом, регламентирующим конкретные вопросы организации  местного самоуправления в муниципальном  образовании, является устав этого  муниципального образования, разрабатываемый  муниципальным образованием самостоятельно и принимаемый представительным органом местного самоуправления или  населением непосредственно.

 

 

 

1.2 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Легальное определение муниципального образования содержится в Федеральном  законе от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон)³: «Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».

Таким образом, можно выделить следующие элементы категории «муниципальное образование»

-         поселение или поселения, объединенные общей территорией в пределах которых осуществляется местное самоуправление;

-         выборные органы местного самоуправления, действующие на территории данного поселения;

-         муниципальная собственность и бюджет.

Статья 131 Конституции Российской Федерации закрепляет осуществление  местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях  с учетом исторических и иных местных  традиций. На основании факта данной статьи и статьи 1 Закона территория местного самоуправления является в то же время территорией муниципального образования.

Местное самоуправление в  Российской Федерации является территориальным, то есть осуществляется на определенных территориях, отграниченных друг от друга.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, то есть все субъекты Федерации обязаны  обеспечить населению соответствующих  территориальных единиц реализацию права на местное самоуправление. Из числа территорий местного самоуправления не могут быть исключены городские  и сельские поселения (города, поселки, станицы, села и т.д.). Вопрос о признании  иных территорий (районов, уездов, сельских округов и т.д.) территориями местного самоуправления находится в исключительном ведении субъектов Российской Федерации  и должен решаться с учетом местных  условий, прежде всего исторически  сложившейся практики самоуправления, органичности хозяйственных, культурных связей, объединяющих население данных территорий. Критерии определения этих территорий в качестве территорий местного самоуправления могут устанавливаться  законодательством субъектов Российской Федерации.

Законодательно определено, что к полномочиям органов  государственной власти Российской Федерации относится регулирование  особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных  образованиях. В исключительных случаях  может быть принято решение о  частичном или полном ограничении  прав граждан на местное самоуправление на определенной территории. Полное ограничение  прав граждан на осуществление местного самоуправления означает изъятие определенной территории из сферы осуществления  местного самоуправления. Нераспространение  местного самоуправления на отдельные  территории (включая и поселения) может иметь место по решению федеральных органов государственной власти. Основаниями для такого рода изъятий могут быть только интересы защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанное решение принимается в форме федерального закона.

По общему правилу вводимые федеральным законом ограничения  на осуществление местного самоуправления должны быть временными и периодически пересматриваться. Если обстоятельства, вызвавшие необходимость указанных  ограничений, отпадают, население муниципального образования вправе требовать от федеральных органов государственной  власти снятия ограничений на осуществление  местного самоуправления.

Масштаб территорий, на которых  осуществляется местное самоуправление, их наименование и все вопросы, связанные  с их образованием, преобразованием, определением их границ, решаются органами государственной власти субъектов  Российской Федерации самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Порядок решения указанных вопросов определяется в конституциях республик, уставах краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов, законах субъектов  Российской Федерации.

Как правило, территориальная  база местного самоуправления устанавливается  непосредственно в законах субъектов  Российской Федерации о местном  самоуправлении.

В то же время некоторые  законы субъектов Российской Федерации  непосредственно не определяют состав территорий местного самоуправления.

Ряд существенных вопросов, связанных с территориальной  организацией местного самоуправления, решается в законах субъектов  Российской Федерации о территориальном  или административно-территориальном  устройстве. В соответствии с ст.73 и 76 Конституцией Российской Федерации4 территориальное (административно-территориальное) устройство субъектов Российской Федерации относится к ведению субъектов Российской Федерации, и в этой сфере они осуществляют собственное правовое регулирование. В то же время объем данного регулирования ограничивается общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными Конституцией и федеральным законом, которые включают в себя принципы территориальной организации местного самоуправления.

Территория местного самоуправления является целостной: ее составляют все  земли, находящиеся в границах муниципального образования. Соответственно юрисдикция органов местного самоуправления распространяется в равной мере на все земли в  границах муниципального образования  независимо от их целевого назначения, а равным образом от нахождения в  той или иной форме собственности.

Для организации управления городом, население которого достаточно велико, на его территории часто  формируются внутригородские муниципальные  образования. В случае территориального деления городских поселений  в уставе города требуется определить статус внутригородских муниципальных  образований (районов, округов и  т.д.), разграничить полномочия между  городскими органами местного самоуправления и органами местного самоуправления внутригородских территорий, определить порядок разрешения споров между  органами местного самоуправления, порядок образования, объединения, преобразования или упразднения внутригородских образований, установления или изменения их территорий. Регламентация данных вопросов в уставе города вытекает из интересов обеспечения необходимой степени централизации в управлении городом, планомерного и целостного развития городского хозяйства и социальной инфраструктуры.

Все решения о статусе  внутригородских муниципальных  образований и их территориях  принимаются исключительно представительным органом местного самоуправления города. Решение принимается этим органом  самостоятельно, в соответствии с  интересами всего городского населения. Никакой другой орган местного самоуправления либо орган государственной власти не вправе решать эти вопросы. В то же время представительный орган  местного самоуправления города обязан учитывать мнение населения соответствующей  внутригородской территории. Это  мнение может быть выявлено в результате опросов населения, а также выражаться в решениях и рекомендациях собраний по месту жительства, актах народной правотворческой инициативы, обращениях граждан в органы местного самоуправления и т. п. Обязанность учитывать  мнение населения предполагает публичное  рассмотрение поступивших предложений  представительным органом местного самоуправления города с приглашением представителей сторон, выражающих различные  точки зрения. Принятие решения представительным органом местного самоуправления города вопреки мнению населения внутригородских  муниципальных образований должно быть мотивированным. Гарантии учета  мнения населения внутригородских  территорий в случае изменения границ этих территорий устанавливается законами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Собственность и бюджет муниципального образования