Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:46, курсовая работа
Местное самоуправление — самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление — это такая признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации населения (местного сообщества), которая, исключая управление "сверху", позволяет гражданам в границах муниципального образования непосредственно либо через создаваемые ими органы самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, обеспечивать владение, пользование муниципальной собственностью и ее распределение исходя из своих интересов, т.е. потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………….5
1.2.Правовое регулирование функционирования муниципального образования в РФ………………………………………………………………….5
1.2. Понятие и содержание категории «муниципальное образование»……….7
1.3. Устав муниципального образования………………………………………14
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ …………….22
2.1.Органы местного самоуправления как основа функционирования муниципального образования…………………………………………………..22
2.2. Собственность и бюджет муниципального образования………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..38
П.1 ст.13 Закона четко оговаривает
условия возможности
Субъектами инициативы об
установлении и изменении границ
муниципального образования могут
выступать: население муниципального
образования, органы местного самоуправления
муниципального образования, а также
органы государственной власти соответствующего
субъекта Российской Федерации. Предложения
об установлении и изменении границ
муниципального образования хотя бы
одного из указанных субъектов должны
быть рассмотрены в порядке, определенном
законом субъекта Российской Федерации.
Соответствующая процедура, как
правило, устанавливается законом
субъекта Российской Федерации об административно-
Закон же не определяет орган, полномочный принять решение об установлении и изменении границ муниципального образования. Данный вопрос решается самостоятельно субъектами Российской Федерации.
Вопросы установления и изменения
границ муниципальных образований,
которые не входят в состав других
муниципальных образований, должны
решаться на уровне органов государственной
власти субъектов Федерации в
соответствии с подп.11 ст. 5 Федерального
закона. Наиболее полный и объективный
учет мнения населения при принятии
решения по этому вопросу способен
обеспечить законодательный (
Обязательный учет мнения
населения соответствующих
Закон однозначно определяет
уровень и форму правового
регулирования порядка
Проблема территорий муниципальных
образований приобрела особую остроту
в связи с экономическими и
иными преобразованиями и перестройкой
государственных и
Учитывая сложность
1.3 УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Действующим законодательством определено, что муниципальное образование имеет устав, в котором указываются:
1) границы и состав
территории муниципального
2) вопросы местного значения,
относящиеся к ведению
3) формы, порядок и гарантии
непосредственного участия
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов
представительных органов
7) виды, порядок принятия
и вступления в силу
8) основания и виды
ответственности органов
9) порядок отзыва, выражения
недоверия населением или
10) статус и социальные
гарантии депутатов, членов
11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
12) условия и порядок
организации муниципальной
13) экономическая и финансовая
основа осуществления местного
самоуправления, общий порядок владения,
пользования и распоряжения
14) вопросы организации
местного самоуправления, обусловленные
компактным проживанием на
15) другие положения об
организации местного
Устав служит основным нормативным актом саморегуляции, с которым соотносятся другие акты, решения и действия местного самоуправления и его органов.
Четырнадцать вышеобозначенных
обязательных положений касаются тех
основных элементов, из которых формируется
статус муниципального образования
и которые составляют фундамент
его организации и
Перечень регулируемых в
уставах вопросов не является исчерпывающим.
В них могут закрепляться иные
положения, касающиеся вопросов местного
значения, распределения функций
внутри структуры местного самоуправления,
порядка образования
Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
Для придания уставу юридической силы необходима его государственная регистрация в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Значение государственной регистрации заключается в том, что устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам субъекта Российской Федерации. Такой отказ может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
Устав – является ключевым
документом функционирования муниципального
образования. До его принятие недопустимо
совершение большинства правомочий
в рамках местного самоуправления.
Так, необходимо подчеркнуть, что во
многих регионах при организации
выборов в органы местного самоуправления
допускается характерная
Так, на практике возник такой спор:
В соответствии с чч.1 и 2 ст.26 Закона Приморского края от 9 февраля 1996 г. "О местном самоуправлении в Приморском крае" население муниципального образования избирает главу муниципального образования - должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования; глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном законом Приморского края.
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании этих положений краевого Закона недействительными как противоречащих федеральному законодательству и нарушающих право граждан на самостоятельное осуществление местного самоуправления.
Приморский краевой суд требования прокурора удовлетворил.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оснований к отмене решения суда не усмотрела.
В соответствии с п. "н" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.7
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации).
При отсутствии федерального закона субъект Российской Федерации может осуществить собственное правовое регулирование. Вместе с тем субъект Российской Федерации не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона, и обязан соблюдать общие требования, предъявляемые к установлению общих принципов организации местного самоуправления и системы его органов.
Статьей 130 Конституции Российской
Федерации гарантировано
В силу п.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.8
Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.
Органы местного самоуправления
не входят в систему органов
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Согласно ст.16 упомянутого Закона уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Информация о работе Собственность и бюджет муниципального образования