Система ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения важнейших экономических вопросов функционирования и развития жилищно-коммунальной сферы также объясняется недостатком учебных научно-методических работ по данной проблематике, имеющих комплексный характер. Более того, комплексный анализ жилищно-коммунальной проблемы в научной и учебной литературе в последнее десятилетие вообще не обсуждался.
Цель данной работы состоит в анализе системы ЖКХ ,в рассмотрении жилищно-коммунальных проблем на сегодняшний день как на общем уровне, так и на муниципальном.

Содержание работы

Введение 6
1 Система ЖКХ 8
1.1 Понятие и элементы 8
1.2 Полномочия ОМС в различных отраслях ЖКХ 12
2 Система управления ЖКХ г. Москвы 18
2.1 Реформирование жилищно-коммунального комплекса в г. Москве 18
2.2 Управление качеством ЖКХ 28
3 Механизм управления ЖКХ на муниципальном уровне 31
3.1 Понятие и перспективы развития ТСЖ в г. Москве 31
3.2 Современные проблемы ЖКХ и пути их разрешения на муниципальном уровне 56
Заключение. 62
Список использованных источников 66
Приложение 67

Файлы: 1 файл

gotovhenko.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

-  ликвидацию сверхнормативного  износа основных фондов;

-  увеличение доли платежей  населения в покрытии издержек  на эксплуатацию и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являлись:

-  ликвидация дотационное жилищно-коммунального  комплекса;

-  обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

-  снижение издержек производителей  услуг и соответственно тарифов  при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

-  смягчение для населения  процесса реформирования системы  оплаты жилья и коммунальных  услуг при переходе отрасли  на режим безубыточного функционирования.

Эти цели достигались:

-  совершенствованием системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

-  переходом на договорные  отношения и развитием конкурентной среды;

-  предоставлением потребителям  возможности влиять на объем  и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсным отбором организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;

-  внедрением ресурсосберегающих  технологий;

- совершенствованием системы социальной  защиты населения: упорядочением существующей системы льгот, усилением адресной направленности выделяемых на эти цели средств;

- повсеместным полномасштабным  переходом к системе персонифицированных социальных счетов граждан. [8]

Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья стало рассматриваться как один из наиболее приемлемых способов защиты прав собственников в жилищной сфере и как элемент демонополизации сферы управления жилищным фондом. При этом предполагалось, что товарищество собственников жилья:

1.   способно оказывать влияние  на стоимость и качество,  предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

2.  получает реальную возможность  самостоятельно решать вопросы  организации обслуживания и эксплуатации жилья, а следовательно, и определять порядок расходования средств, направляемых на эти цели;

3.   имеет возможность применять ресурсосберегающие мероприятия, что позволяет значительно уменьшить общий объем потребления ресурсов за счет предотвращения неоправданных расходов воды, газа и других энергоресурсов;

4.   приучает население экономно  относиться к предоставляемым жилищно-коммунальным услугам, так как у него появляется возможность прослеживать связь между своими затратами и потреблением этих услуг, что практически невозможно осуществить в муниципальном жилищном фонде, и в частности в отдельных приватизированных квартирах.

Реформа собственности в жилищной сфере должна была привести к развитию конкуренции в двух направлениях:

а)  конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственников на управление жилищным фондом;

б)  конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании. [9]

Можно подвести некоторые итоги реформирования ЖК сферы на сегодняшний день:

1)   построена система межбюджетных  отношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

2)  введена система социальной  защиты граждан при оплате  ими жилого помещения и коммунальных услуг;

3)   изменена система ценообразования  на выполнение работ и оказание  услуг по содержанию и текущему  ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

4)   создана система органов  государственных жилищных инспекций  в субъектах Российской Федерации;

5)  упорядочена система льгот, предоставляемых отдельным категориям  граждан, и определены источники их финансирования;

6)  введена дифференциация ставок  оплаты жилья в зависимости  от его качества, местоположения и благоустройства;

7) осуществляется переход к установке  индивидуальных приборов учета  и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах-новостройках, реконструированном или капитально отремонтированном жилье, а также в домах сложившейся застройки (в городе Москве).

Но многие проблемы в жилищно-коммунальном комплексе остались нерешенными:

-  увеличился износ основных  фондов;

-  недофинансирование ЖКХ продолжается;

-  жилищно-коммунальные услуги  продолжают предоставляться с  высокой затратной частью;

-  демонополизация в сфере  управления жилищным фондом не  наступила;

-  сложившаяся система управления  жилищным фондом осталась неэффективной;

-  дотационность сферы ЖКХ  не ликвидирована;

-  не созданы условия для  привлечения частных инвестиций;

В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений.

Недостатки ранее действующей системы договорных отношений были обусловлены следующими обстоятельствами:

-  управляющие   организации   в   зависимости   от   организационно-правовой формы находились в неодинаковых условиях при осуществлении хозяйственной деятельности;

-  органы местного самоуправления  осуществляли выбор управляющих  организаций путем проведения открытых конкурсов на управление жилищным фондом, собственником которого они не являлись;

-  при создании управляющих  организаций предполагалось, что  они будут в системе договорных  отношений выступать в интересах  собственников жилья и защищать  их права как потребителей  ЖКУ. Фактически созданные управляющие организации как самостоятельные хозяйствующие субъекты стали выступать в договорных отношениях от своего имени и за свой счет;

-  управляющие организации несли  убытки в связи с неисполнением  населением и бюджетами обязательств по оплате за предоставленные ЖКУ и др. причины.

Стоит отметить, что в период с 2002-2004 гг. началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования. Общий объем  задолжности по выданным кредитам увеличился с 3,6 млрд. руб.  до 25-30 млрд. руб., т.е. увеличился более чем в  7 раз. Но все же существенным препятствием развития жилищно-коммунального строительства  продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой.

Меры по решению этой проблемы будут реализованы в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой» Программы «Жилище на 2006-2010 гг.».

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ПРОГРАММА И ЕЕ ПОДПРОГРАММЫ, другие реализующие документы

Приоритеты

Задачи

Меры

 

Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры

 

1. Обеспечить условия для адекватного  увеличения предложения жилья  на конкурентном рынке жилищного  строительства, удовлетворяющего увеличивающийся  платежеспособный спрос населения.                                 

 

2.  Повысить качество предоставляемых  коммунальных услуг на базе  модернизации коммунальной инфраструктуры, как в новом жилищном фонде, так и в существующей застройке.                  

 

1.1 Обеспечение земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой.         

 

1.2 Сокращение административных  барьеров, развитие рыночной инфраструктуры, градостроительное и антимонопольное  регулирование в сфере жилищного  строительства.   

 

2.1 Модернизация объектов коммунальной  инфраструктуры  и привлечение  частных инвестиций

 

Подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой».

 

Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»


 

Рисунок 3 - Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры 2006-2010 гг.

 

Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002- 2010годы  предусматривает повышение качества предоставления коммунальных услуг для населения и создание условий, необходимых для привлечения организаций различных организационно-правовых форм к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, а также средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Подпрограмма направлена на обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов путем внедрения ресурсо-энергосберегающих технологий, разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса, привлечение средств внебюджетных источников.

Она предполагает развитие и модификацию утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17ноября 2001г. №797 подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых на этот сектор.

На сегодняшний день ЖКХ требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Меры по модернизации коммунальной инфраструктуры  и привлечению частных инвестиций будут реализованы в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Программы «Жилище на  2006-2010 гг.». [10]

 

 

 

2.2   Управление качеством ЖКХ

 

В представляемой работе предпринята попытка анализа текущего состояния системы управления муниципального ЖКХ для постановки ключевых проблем и определения рациональных путей их разрешения, формулирования концептуальных подходов к разрешению выявленных проблем, способствующих формированию эффективной и прозрачной политики в сфере муниципального ЖКХ.

Анализ практики ЖКХ показывает, что существующая система управления не позволяет достичь принципиальных целей реформирования ЖКХ:

− обеспечить сохранность и развитие жилищного фонда, а также инженерных сетей, обслуживающих жилищный фонд;

− обеспечить безубыточное функционирование предприятий отраслей жилищного и коммунального хозяйства;

− обеспечить удовлетворение потребностей потребителей в качественных жилищно-коммунальных услугах (ЖКУ) на основе социально-ориентированных тарифов.

Особое место в системе  ЖКХ занимает проблема оценки качества ЖКУ.

Проблемы оценки качества в сфере ЖКХ возникли не сейчас, но обостряются в силу ряда объективных и субъективных причин по мере продвижения реформ.

Руководящим документом федерального уровня, регламентирующим организацию технического обслуживания жилищного фонда всех форм собственности, являются "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (1998г.). 

Основным документом федерального уровня, определяющим права потребителей коммунальных услуг, являются "Правила предоставления коммунальных услуг".

Правила разработаны с целью защиты прав потребителей коммунальных услуг на основе Закона РФ "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между исполнителями и потребителями услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации.

Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам:

• по теплоснабжению – температуре воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормам и правилам;

• по электроснабжению – параметрам электрической энергии по действующему стандарту;

• по холодному водоснабжению – гигиеническим требованиям по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;

• по горячему водоснабжению – гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;

• по канализации – отведению сточных вод.

В зависимости от состава, мощности, износа основных фондов коммунального назначения, климатических и других местных условий населенного пункта, муниципальные органы вправе уточнять параметры потребительских свойств, режим предоставления услуг и устанавливать гарантированный уровень качества.

Контроль над соблюдением настоящих Правил в пределах своей компетенции осуществляется: Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (его территориальными органами), Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальными органами), органами санитарно-эпидемиологического надзора и государственной жилищной инспекции;

общественными объединениями потребителей.

Информация о работе Система ЖКХ