Система ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения важнейших экономических вопросов функционирования и развития жилищно-коммунальной сферы также объясняется недостатком учебных научно-методических работ по данной проблематике, имеющих комплексный характер. Более того, комплексный анализ жилищно-коммунальной проблемы в научной и учебной литературе в последнее десятилетие вообще не обсуждался.
Цель данной работы состоит в анализе системы ЖКХ ,в рассмотрении жилищно-коммунальных проблем на сегодняшний день как на общем уровне, так и на муниципальном.

Содержание работы

Введение 6
1 Система ЖКХ 8
1.1 Понятие и элементы 8
1.2 Полномочия ОМС в различных отраслях ЖКХ 12
2 Система управления ЖКХ г. Москвы 18
2.1 Реформирование жилищно-коммунального комплекса в г. Москве 18
2.2 Управление качеством ЖКХ 28
3 Механизм управления ЖКХ на муниципальном уровне 31
3.1 Понятие и перспективы развития ТСЖ в г. Москве 31
3.2 Современные проблемы ЖКХ и пути их разрешения на муниципальном уровне 56
Заключение. 62
Список использованных источников 66
Приложение 67

Файлы: 1 файл

gotovhenko.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

Муниципальный жилищный фонд – это фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

ОМС вправе предоставлять гражданам льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по договору найма при площади жилья, превышающий социальную норму.

ОМС, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилье, принадлежащее им на праве собственности, с целью более рационального его перераспределения. 

    ОМС в коммунальной сфере руководствуются правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994г.

Так же можно выделить полномочия ОМС по следующим отраслям: 

       1. В отрасли водоснабжения и водоотведения

1) Утверждения с учётом требования  законодательства градостроительных  программ, генеральных планов застройки  населённых пунктов, других градостроительной  документации.

2) Утверждение местных программ в сфере питьевой воды и участие в разработке, соответствующих государственных программ.

3)   Дача соглашения на размещение  на соответствующей территории  новых или реконструкцию действующих  объектов, деятельность которых  может причинить вред источникам питьевого водоснабжения.

         Органы местного самоуправления в обязательном порядке должны дать разрешение на размещение объекта.

4) Принятие решений о проведении  государственной экологической  и санитарно эпидемиологической  экспертизы объектов хозяйственной деятельности, которые могут действовать на источники питьевого водоснабжения.

5)  Контроль за качеством питьевой воды, использованием и охраной питьевого водоснабжения.

6)  Составление протоколов о  наложении штрафов и др. санкций  к предприятиям питьевого водоснабжения в случае нарушения законодательства.

7) Информирование населения о  качестве воды, порядка расчёта  тарифа на услуги водоснабжения  и водоотведения. Тарифы утверждают  органы местного самоуправления.

8) Определения уровня и качества  услуг питьевого водоснабжения, установление тарифов на эти услуги.

9) Ограничения и запрещение деятельности  предприятий питьевого водоснабжения.

10)   Установления правил пользования  водозаборными сооружениями.

11)   Установление зон санитарной  охраны, источников и объектов центрального  питьевого водоснабжения.

12) Ограничения или запрет на  использование предприятиями питьевой воды для промышленных нужд.

13)    Решение других вопросов.

       2. В отрасли санитарной очистки территорий

1) Выполнение требований законодательства об отходах.

2) Разработка и утверждение схем  санитарной отчистки населенных  пунктов.

3) Организация сбора и удаления  бытовых отходов, создание полигонов  для их захоронения, организация  раздельного сбора полезных компонентов.

4) Утверждение местных и региональных программ обращения с отходами и контроль за их выполнением.

5) Решения вопросов размещения  на своей территории объектов  обращения с отходами.

6) Координация деятельности субъектов  в предпринимательской деятельности, которые находятся на их территории.

7) Определение размеров платежей  за размещением отходов.

8) Ведение контроля за рациональным  использованием и безопасным  обращением с отходами на всей  территории.

9) Ликвидация несанкционированных  и контролируемых свалок.

Органы местного самоуправления принимают решение про:

1) Отвод земельных участков для  размещения отходов;

2) Строительство объектов обращения  отходов.

        3. В отрасли теплоснабжения

1) регулирование деятельности субъектов отношений в сфере теплоснабжения в пределах, отнесённых к ведению соответствующих советов;

2) утверждение местных программ развития в сфере теплоснабжения, участие в разработке и внедрении государственных и региональных  программ в этой сфере;

3) утверждение проектов градостроительных программ, генеральных планов застройки населённых пунктов, схем теплоснабжения и градостроительной документации;

4) осуществления контроля за обеспечением потребителей тепловой энергии в соответствии с нормативными требованиями;

5) согласование и размещение в пределах соответствующей административно-территориальной единицы новых или реконструкцию действующих объектов теплоснабжения и содействию развития систем теплоснабжения на соответствующей территории;

6) установление для соответствующей территориальной громады в порядке и пределах, определённых законодательством, тарифов на тепловую энергию, которая подается предприятиями и организациями коммунальной собственности.

  Государственный надзор в  сфере теплоснабжения осуществляют  государственные инспекции и  другие органы в порядке, установленном законом. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Система управления ЖКХ г. Москвы

2.1 Реформирование жилищно-коммунального комплекса в г. Москве

 

В Конституции РФ определено, что каждый  имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и ОМС поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления гражданами права на жилище. В новом Жилищном кодексе РФ говориться, что органы государственной власти и ОМС содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, используют различные, не запрещенные законом, денежные источники денежных средств для улучшения жилищных условий  граждан. [5]

В Москве с 1991 года последовательно проводится реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целях улучшения содержания жилищного фонда, повышения ответственности за качество выполняемых работ приняты меры по разделению функций заказчика и подрядчика, созданию рынка жилищных услуг.        и   постепенно увеличиваются платежи граждан за жилищно-коммунальные услуги, малообеспеченным семьям предоставляются субсидии на их оплату. Внедряются ресурсосберегающие технологии и приборы учета расхода воды и тепла. Однако, преобразования в жилищно-коммунальной сфере Москвы не отвечают требованиям времени. Социально-экономическая ситуация в городском хозяйстве, как и по всей стране в целом, оказывает негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры.                                                                                 

В результате продолжает нарастать износ основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, снижается надежность работы систем жизнеобеспечения. Не обеспечиваются минимальные стандарты качества обслуживания.   Повышение ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и соответствующее им увеличение доли платежей населения в покрытии издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда, предоставлению коммунальных услуг сдерживается крайне низкими темпами роста жизненного уровня значительной части горожан. В настоящее время около 70% москвичей не имеют возможности приобрести среднее по комфортности жилье и около 20% - оплатить услуги по действующим ставкам и тарифам.

В 1993 году начата реформа управления жилищным фондом. Разделены функции по управлению и эксплуатации жилищного фонда. Созданы                                                                                                                  Государственные унитарные предприятия – Дирекции единого заказчика, на баланс которых передан жилищный и нежилой фонд, объекты коммунального назначения. Дирекции стали выполнять функции по управлению названным имущественным комплексом. Ремонтно-эксплуатационные управления, управления дорожного хозяйства и благоустройства, другие структуры, ранее являвшиеся подразделениями монополистов – Производственных ремонтно-эксплуатационных объединений районов, перерегистрированны в самостоятельные унитарные государственные предприятия. Осуществляется переход на договорные отношения между субъектами собственности и хозяйствования. [6]

В целях формирования активной конкурентной среды в сфере эксплуатации жилья в Москве с 1993 года привлекаются организации различных форм собственности города на конкурсной основе. В 2000 году начат эксперимент по привлечению путем конкурсного отбора частных компаний к управлению жилищным фондом, что создает предпосылки для разрушения монополизации ДЕЗ и улучшения качества их работы.                                                                                           Во исполнение Распоряжения Премьера Правительства Москвы от 4.09.2000г. № 882-РП «О проведение эксперимента по привлечению частной компании к управлению жилищным фондом г. Москвы и в целях дальнейшего развития конкурентной среды и совершенствования управления жилищным фондом, а так же во исполнение постановления Правительства Москвы от 27.04.99 № 27.04.99 № 360 «О ходе выполнения Программы реформы жилищно-коммунального хозяйства в г.Москве» префектурой Юго-Восточного административного начато проведение эксперимента по привлечению частной компании к управлению жилищным фондом.  В рамках проведения эксперимента выпущено соответствующее распоряжения Префекта Юго-Восточного административного округа, в котором утверждены и определены границы территорий и адресный перечень домов, управление которыми будет передано частной компании в микрорайоне Выхино, а так же определено, что на частную компанию выигравшую конкурс должны быть возложены все функциональные обязанности службы заказчика района, кроме ведения работ по паспортному учету населения, регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства, проведения мероприятий по гражданской обороне и содержанию объектов гражданской обороны.            

Также совершенствуется система контроля за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда. Так, в 1992 году была создана Государственная жилищная инспекция по г. Москве. В Комплексе городского хозяйства создана система контроля за расходованием бюджетных средств. Проводятся мероприятия по применению ресурсосберегающих технологий, внедрению приборов учета расхода воды и тепла.                                                                                                 Правительством Москвы принимаются меры по снижению издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда. Разработаны нормативные и методические документы, определяющие принцип планирования и финансирования расходов на эксплуатацию жилья, введены типовые нормативы численности и средств, направляемых на оплату труда в жилищных организациях. Утверждены эксплуатационные нормативы и стандарты, единые формы отчетности и планирования.                                                                                                                        С августа 1994 года Москва перешла на новый принцип расчетов за жилищно-коммунальные услуги:                                                                                                               1.  введена плата за найм;                                                                                                      2. ставки оплаты жилья (услуг технического обслуживания для собственников) дифференцированы, исходя из категории дома;                                                                                  3. утверждены нормативы потребления коммунальных услуг. При этом установлено, что с потребителями, имеющими приборы учета расхода воды и тепла, расчеты производятся по показаниям этих приборов. Введен порядок, при котором граждане, имеющие более одного жилья, оплачивают жилищные услуги по их фактической стоимости;                                                                                                                                            4. постановлением Правительства Москвы утвержден порядок и условия аренды помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, введен институт «коммерческого найма», предусматривающий предоставление жилья на определенный срок без ограничения по площади с оплатой услуг по более высокой стоимости;                                                                                                                             5. с 1997 года реализуется система страхования жилья.

В период с 1 января 1998 года по 1 января 2001 года количество действующих договоров страхования жилых помещений в г.Москве выросло с 7 271 до 894 899.   В ЮВАО процент охвата страхового поля составляет 37% общего числа квартир – это второй показатель по городу.                                                                                  Одновременно с повышением платежей за жилищно-коммунальные услуги распоряжением Премьера Правительства Москвы в 1994 году был создан Городской центр жилищных субсидий, основной функцией которого является предоставление малообеспеченным гражданам жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В городе действует система, при которой право на жилищные субсидии имеют семьи (граждане), чьи платежи на оплату жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, превышают предельно допустимую долю расходов. [7] Определяющим направлением  развития реформы системы жилищно-коммунального хозяйства являются:                                                                                 а) дальнейшая дифференциация ставок оплаты жилищных услуг, с целью приближения платы населения за получаемые услуги к их фактической стоимости; б) придание особого внимания в этой связи институту жилищных субсидий;              в)  повышение требований к качеству оказываемых услуг путем дальнейшего расширения перечня штрафных санкций за непоставку или некачественную поставку услуг;                                                                                                   г)  стимулирование организации Товариществ собственников жилья.

Развитие института управления в жилищной сфере формировалось в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и впрямую зависело от целей реформирования, предусмотренных Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации   и Постановлением Правительства РФ   2001 г. «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации».

Реформа жилищно-коммунального хозяйства предполагала:

-  финансовое оздоровление жилищно-коммунальных  предприятий;

-  повышение надежности функционирования  коммунальных систем жизнеобеспечения;

-  переход к самофинансированию  организаций жилищно-коммунального  хозяйства путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;

-  увеличение тарифов на жилищно-коммунальные  услуги для населения до экономически  обоснованного уровня, определяемого  в основном при конкурсном отборе организаций, предоставляющих эти услуги;

Информация о работе Система ЖКХ